Феномен профессиональной карьеры в контексте П. А. Сорокина
Автор: Маслова Светлана Юрьевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 11.10.2014
Статья просмотрена: 394 раза
Библиографическое описание:
Маслова, С. Ю. Феномен профессиональной карьеры в контексте П. А. Сорокина / С. Ю. Маслова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6378/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности индивида на первый план выходит его продвижение по ступеням статусной, профессиональной, должностной иерархии, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда, максимально возможная реализация профессионально-трудового потенциала человека. Это подтверждается результатами многочисленных социологических исследований, проведенных в нашей стране в последние годы. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе. И это связано не только с материальным аспектом, властными полномочиями и т. д. [1].
Высокое положение в современном российском обществе — это, прежде всего, результат плодотворной и целенаправленной профессиональной карьеры. Наиболее активную позицию занимает современная молодежь. Она связывает удачную трудовую жизнь со значительным материальным уровнем, высоким постом, престижем профессии, достижением профессионального мастерства. Это атрибуты современной профессиональной карьеры. Вопросы карьеры стали изучаться сравнительно недавно. Истоки изучения проблем профессиональной карьеры уходят в исследование феномена социально — профессиональной мобильности [1].
Так, на перемещения людей по ступеням различных иерархий обращали внимание М. Гизо (церковная иерархия), А. Токвиль (социальная иерархия). Наиболее глубоко представления о мобильности были раскрыты позднее в трудах П. Сорокина, и его последователей. Рассмотрим профессиональную карьеру на основе трудов П. Сорокина.
П. Сорокин определяет «социальную мобильность» как любой переход индивида или социального объекта, т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. [2].
Он выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, автор понимает переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне. Перемещение некоторого индивида с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — это пример горизонтальной социальной мобильности. Но подобную горизонтальную мобильность невозможно рассматривать именно в контексте профессиональной карьеры: индивид как был рабочим, так им и остался, сменилось только место работы. «Перемещение» происходит без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. [2]. А как же современное понимание профессиональной карьеры — когда индивид, не перемещаясь вертикально, повышает свой профессионализм. Это как раз горизонтальная мобильность по Сорокину.
Под вертикальной социальной мобильностью П. Сорокин понимает те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения социолог выделяет два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течение существует в двух основных формах: проникновение индивида из низшего пласта в существующий более высокий пласт; или создания такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в высший пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. [3].
Если рассматривать такой подход П. Сорокина, то можно говорить именно о карьерном росте. Первая форма осуществляется тогда, когда работник, поднимается на следующий уровень, например, начальник цеха, таким образом, происходит восхождение по социальному положению от рабочего до руководителя. Примером второй формы восходящего течения может стать организация рабочим собственного предприятия, когда индивид меняет статус не только в профессиональной карьере, но и в экономическо-правовом положении: от простого физического лица до юридического лица (индивидуальный предприниматель) [3].
Как отмечает П. Сорокин, нисходящие течение также имеет две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не нарушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал раньше; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в нарушении ее социального единства [4].
Но, так как в данном случае происходит потеря профессиональной должности, ликвидация предпринимательской деятельности, рассматривать формы нисходящего течения не нужно. П. Сорокин определил ряд принципов вертикальной мобильности [4].
1. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных аспектах — экономической, политической, профессиональной.
2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одной социальной страты в другую осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое возникло, не было бы социальных страт.
3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т. е. в пространстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и современное американское.
Если взять высшие ступени в профессиональной пирамиде в обоих обществах, то будет видно, что все они в Индии определены фактом рождения и есть только немного индивидов, которые достигли высокого положения, поднимаясь из низших страт.
Между тем в США среди известных людей в промышленности и финансах 38,8 % в прошлом и 19,6 % в современном поколении начинали бедняками; 31,5 % мультимиллионеров начинали свою карьеру, имея средний достаток.
4. Интенсивность и всеохватность вертикальной профессиональной мобильности колеблется в пределах одного и того же общества в разные периоды его истории. В истории любой страны или социальной группы существуют периоды, когда вертикальная мобильность увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшается.
5. В вертикальной мобильности нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления интенсивности и всеобъемлющей. Это предположение является действительным для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.
П. Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». [5].
Стратификационная модель общества была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе: [5].
- низшие слои всегда намного шире высших,
- количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,
- толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).
Если рассматривать профессиональный рост в контексте стратификационной модели П. Сорокина, то получаем следующее:
- низшие слои в профессиональной карьере всегда намного шире высших (например, на один отдел в крупной компании приходится около 15 человек — простых работников и 1 руководитель отдела).
- количество слоев жестко не определяется и зависит от структуры предприятия, его численности (например, в обычном салоне красоты 2 слоя — руководитель и мастера, а в РЖД количество слоев может доходить до 15),
- толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой, в контексте профессионального роста чаще происходит увеличение самого низшего слоя за счет утончения верхних слоев (особенно ярко это отмечается в период экономических кризисов).
Таким образом, видно, что профессиональный (карьерный) рост является неотъемлемой частью социальной мобильности. П. Сорокин изучал непосредственно мобильность в обществе в целом, но все выделенные им принципы ярко отображают именно профессиональную карьеру индивида [5]. С этим я тоже не совсем согласна, как раз происходит трансформация.
Литература:
1. Сорокин, П. А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Александрович Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302–373.
2. Сорокин, П. А. Человек и общество в условиях бедствия / П. Сорокин. — М, 1993.
3. Сорокин, П. А. Система социологии. — М.: Астрель, 2008.
4. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. — М.: Астрель, 2006.
5. Сорокин, П. А. Социальная мобильность. — М.: Астрель, 2005.