В данной работе было сформировано представление о современных подходах к изучению социальной мобильности, определены её основные факторы и особенности, выявлены социальные аспекты перенаселения населения и рассмотрена мобильность как фактор социально-экономического развития территории.
Ключевые слова : социальная мобильность, общество, индивид, социальная структура.
In this work, an idea was formed about modern approaches to the study of social mobility, its main factors and features were identified, social aspects of population overpopulation were identified and mobility was considered as a factor of socio-economic development of the territory.
Keywords : social mobility, society, individual, social structure.
В своих работах в период с 1890 по 1902 год французский демограф Арсен Дюмон впервые разработал теорию социальной мобильности, но понятие утвердилось в научном сообществе благодаря П. А. Сорокину в 1927 году.
Социальная мобильность означает изменение положения индивида или группы в социальной структуре, будь то перемещение из одного социального слоя (класса или группы) в другой или изменение положения внутри одного и того же социального слоя. [4, с. 155–156].
Исследования мобильности после написанных трудов П. А. Сорокина активно продолжались во второй половине XX века.
Важным периодом для изучения и развития социальной мобильности было время кардинальных социальных изменений, большинству людей приходится адаптироваться и менять привычные модели социально-экономического поведения, чтобы соответствовать требованиям нового общества.
После Октябрьской революции 1917 года в России произошла масштабная социальная мобильность. Имущие классы и часть интеллигенции эмигрировали, а доминирующие позиции заняли пролетариат и крестьянство. Рабочий класс поредел из-за потерь в гражданской войне, многие его представители перешли на управленческие должности в новом государстве, некоторые деклассировались. Их место заняли выходцы из деревень, которые ещё не стали рабочими, но уже перестали быть крестьянами.
До революции положение человека в обществе зависело от его происхождения. Этот фактор на многие десятилетия стал ключевым в вопросах социального продвижения, отодвинув на второй план профессиональные навыки, образование и личные качества, которые сложно было оценить из-за низкого уровня грамотности населения.
До 60-х годов XX века основной тенденцией в перемещении населения был отток крестьян из деревень. Этот процесс мог происходить как добровольно, что характерно для восходящей мобильности (повышения социального статуса), когда крестьяне становились рабочими на производстве, так и принудительно, например, из-за раскулачивания, привлечения к ответственности за неуплату налогов и другие нарушения. Эти процессы начались ещё в первые годы советской власти и продолжились в годы Великой Отечественной войны, претерпев изменения, связанные с военным временем.
Положение социальных групп и их место в социальной иерархии определяется в первую очередь политическими (объём властных полномочий), экономическими (собственность, доходы, уровень жизни) и социокультурными (образование, квалификация, профессионализм, образ и качество жизни) критериями. [1, с. 11–14].
Также в этот период времени, за рубежом классическими стали труды П. Блау и О. Дункана, С. Липсета и Р ендикса, что подтолкнуло к развитию понятие «социальная мобильность» в мировом научном сообществе.
В 1950-х — 1960-х годах американские и британские социологи активно занимались систематическими эмпирическими исследованиями вертикальной мобильности. Многие социологи использовали профессию как эмпирический индикатор для анализа процессов восхождения и нисхождения. Они также считали, что структура занятости оказывает фундаментальное влияние на формы и масштабы социальной мобильности в конкретном обществе или историческом периоде.
Эти исследования включали масштабные репрезентативные опросы населения и рассматривали те же вопросы, что и Сорокин, но уже на современном материале: какова интенсивность мобильности, какие факторы влияют на её активность и в каких институтах она происходит.
В 1958–1969 гг. работы Р. Бендикса и С. Липсета посвящены изучению структурной мобильности. Эти учёные считали, что экономическое развитие, урбанизация, индустриализация, демографические изменения и экономический рост способствуют повышению мобильности.
В процессе урбанизации и индустриализации растёт количество квалифицированных специалистов, занятых умственным трудом («белых воротничков»), и уменьшается число работников сельского хозяйства и неквалифицированных рабочих, которые выполняют ручной труд. Уровень индустриализации напрямую связан с мобильностью, поскольку ведёт к увеличению числа престижных профессий и снижению занятости в профессиях низкого ранга, которые не требуют высокой квалификации.
Процесс увеличения числа специализированных, технических, управленческих и других «белых воротничковых» профессий более низкого уровня при одновременном снижении доли физического труда, замена неквалифицированных специалистов дипломированными и общее повышение статуса определённых рабочих мест называется «профессиональным переходом» или «профессиональной модернизацией». [2, с. 53–56].
Американские социологи также обратили внимание на субъективные, культурно обусловленные факторы, влияющие на продвижение индивидов в социальном пространстве. В частности, они анализировали влияние предписанных статусов, а также психологических установок и ценностей на карьерный рост отдельных людей.
В одном из классических исследований 1950–1960-х годов, результаты которого Дункан и Блау опубликовали в книге «Профессиональная структура в Америке», анализируется межпоколенная профессиональная мобильность. Социологов интересовало, насколько происхождение человека влияет на возможность получить более престижную и высокооплачиваемую работу, чем у его отца. Выяснилось, что происхождение влияет на мобильность прежде всего через уровень образования, который могут обеспечить человеку родители.
Наиболее известный исследователь социальной мобильности во второй половине ХХ века — английский социолог Джон Голдторп. В 1972 году он провёл масштабное исследование мобильности мужчин в Великобритании.
В 1983 году исследование повторили и дополнили: теперь в нём участвовали не только мужчины, но и женщины как полноправные участники рынка труда и процессов мобильности. Статус семьи определялся по статусу основного кормильца.
В исследовании проверялись гипотезы, предложенные предшественниками Голдторпа для изучения британской мобильности. Одна из них — идея о закрытости высших слоёв общества, которая возникает из-за стремления элиты не допускать представителей других групп к своим привилегиям. Исследование Голдторпа не подтвердило эту гипотезу. Он выяснил, что в высший класс приходит много людей из других социальных групп.
Дети представителей высшего класса часто опускаются ниже уровня своих отцов, но для них это обычно временное положение. Они начинают карьеру мелкими клерками и, как правило, достигают такого же высокого социального положения, как их отцы к зрелому возрасту.
Джон Голдторп анализирует перемещение между семью классами, которые выделяются исходя из положения на рынке труда и роли в трудовых отношениях. По существу, он классифицирует эти группы по роду деятельности, располагая их в порядке от наименее квалифицированных профессий (неквалифицированный труд) до наиболее квалифицированных (высококвалифицированные специалисты и менеджеры).
В России в период экономических преобразований 1990-х годов активизировались исследования социальной структуры и мобильности.
До этого момента была показана динамика развития количественных исследований, но существует и другой подход к изучению мобильности — метод анализа истории семей. В этом случае социологов интересуют не только формальные показатели изменения социального статуса, но и то, какие культурные и социальные ресурсы (ценности и жизненные принципы, которые прививаются в семье) передаются от старшего поколения младшему и как эти ресурсы влияют на переход в другую социальную группу.
Примером такого исследования служит работа Даниэля и Изабель Берто. Анализируя историю поколений семьи, они показывают, как изменения в обществе влияют на род занятий и способы заработка, при этом семейные ценности и ресурсы передаются из поколения в поколение и формируют «семейный стиль» адаптации к социальным изменениям. [3, с. 88–91].
Результаты этой работы были опубликованы в книге «Судьбы людей: Россия XX век» в 1996 году.
В России всё ещё формируется новая социальная структура, и разные классы остаются довольно закрытыми, но при этом продолжают активно контактировать друг с другом. Зачастую даже близкие родственники оказываются в разных, а иногда и в противоположных классах — например, в медианном и высшем. Поэтому ближайшее окружение всех классов включает как бедных, так и богатых.
Заключение
Таким образом, влияние мобильности может проявляться в различных формах и направлениях, оказывая существенное влияние на положение индивида в социальной структуре. Развитие социальной мобильности населения имеет важное значение как для самого общества, так и для понимания механизмов функционирования и разработки эффективной социальной политики. Оно позволяет выявить тенденции и закономерности развития общества, а также определить возможные пути его совершенствования.
Литература:
- Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность // Человек, цивилизация, общество / под ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. С. 542.
- Касавин И. Т. Человек мигрирующий: онтология пути и местности // Вопросы философии, 1997, № 7. С. 353.
- Любченко В. С. Социальная мобильность в современном обществе: основные тенденции // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2013. № 1. С. 196–199.
- Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов [и др.]. Москва: Книжный дом, 2010. С. 1312.