Методы распределения затрат вспомогательных подразделений для целей управленческого учета: преимущества и недостатки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бандаков, Е. В. Методы распределения затрат вспомогательных подразделений для целей управленческого учета: преимущества и недостатки / Е. В. Бандаков. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1149/ (дата обращения: 27.04.2024).

Распределение затрат вспомогательных подразделений является одним из основных этапов при калькуляции себестоимости продукции, выпускаемой предприятием.

Существует три основных метода распределения затрат:

  1. Прямой;

  2. Пошаговый;

  3. Перекрестный.

Прямой метод распределения затрат реализуется следующим образом. По каждому вспомогательному подразделению предприятия собираются затраты, понесенные в процессе оказания услуг другим подразделениям. Затем общая сумма затрат данного вспомогательного подразделения распределяется на себестоимость основной продукции пропорционально выбранной базе распределения. Чаще всего, в качестве базы распределения используется фонд оплаты труда основных производственных рабочих.

Основным недостатком данного метода распределения затрат является то, что он не учитывает оказание вспомогательными производствами взаимных услуг друг другу.

Более совершенным и точным является пошаговый метод распределения затрат. Суть его заключается в следующем. Затраты конкретного вспомогательного подразделения распределяются на все другие подразделения (и основные, и вспомогательные), которым оно оказывает услуги. Распределение осуществляется пропорционально выбранной базе. Так, шаг за шагом распределяются затраты всех вспомогательных подразделений. Данный метод учитывает оказание вспомогательными подразделениями взаимных услуг друг другу. Основным недостатком данного метода является искажение себестоимости услуг вспомогательных производств. Пример. Паровая котельная отапливает все помещения предприятия. Себестоимость пара, по которой он включен в состав затрат других подразделений, составляет 615 руб./Гкал. При этом, здание котельной также отапливается. Себестоимость пара, который пошел на отопление здания самой котельной, чаще всего принимается по фактической себестоимости данного энергоносителя в предыдущем отчетном периоде, либо по плановой себестоимости. Таким, образом, себестоимость пара, который пошел на отопление помещения, в котором находится парогенерирующий цех, будет отличаться от той, по которой он включен в состав затрат остальных подразделений. Аналогичная ситуация складывается и в других вспомогательных подразделениях (транспортном, электросиловом и т.д.).

Большинство компаний при выборе метода распределения затрат для целей управленческого учета останавливаются на пошаговом методе, некоторые используют прямой, обосновывая свой выбор простотой использования данного метода.

Отказ от использования перекрестного метода обычно мотивируется сложностью его реализации в рамках системы учета, сложившейся на предприятии. При этом, не учитывается тот факт, что точность данных, зачастую, имеет гораздо более важное значение для принятия управленческих решений, чем сложность их получения.

Отличительной особенностью перекрестного метода распределения затрат вспомогательных производств является то, что он учитывает оказание взаимных, встречных услуг друг другу всеми вспомогательными подразделениями, в том числе самим себе.

Для того, чтобы показать суть метода, рассмотрим вариант его реализации на примере среднестатистического промышленного предприятия. Выделяются виды услуг вспомогательных ценообразующих производств. Например, энергетические услуги (см. таблицу 1) и транспортные услуги (см. таблицу 2).

Таблица 1

Энергетические услуги

№ п/п

Наименование подразделения

Наименование услуги

1

2

3

1.

Цех №1

Электроэнергия

2.

Цех №2

Пар

Вода горячая

3.

Цех №3

Вода питьевая

Вода техническая

Водоотведение

4.

Цех №4

Кислород

Энергетические услуги распределяются:

- на услуги ценообразующих производств (в том числе на собственное потребление);

- на прочие подразделения завода;

- на потери;

- на реализацию сторонним организациям.

Фактическое распределение энергетических услуг на услуги ценообразующих производств, прочие подразделения завода и реализацию сторонним организациям осуществляется на основании показаний приборов учета. Нормативные потери рассчитываются на основании утвержденных нормативов. Сверхнормативные потери определяются как разница между объемом произведенной услуги и объемом реализации услуги всем потребителям, включая нормативные потери.

Распределение энергетических услуг на услуги ценообразующих производств может осуществляться прямым или косвенным методом. Прямым методом распределяются энергетические услуги, которые можно прямо отнести на другую услугу (например, объем электроэнергии (услуга “Электроэнергия”), потребляемый оборудованием водогрейной котельной, можно прямо отнести на услугу “Вода питьевая”). Косвенным методом распределяются энергетические услуги, которые невозможно прямо отнести на другую услугу (например, объем технической воды (услуга “Вода техническая”), потребляемый зданиями и сооружениями автотранспортного цеха №5). При косвенном методе распределяемая услуга относится на другие услуги в соответствии с выбранной базой распределения.

Таблица 2

Транспортные услуги

№ п/п

Наименование подразделения

Наименование услуги

1

2

3

1.

Цех №5 (автотранспортный)

Грузовой автотранспорт

Строительная техника

Легковой автотранспорт

2.

Цех №6 (железнодорожный)

Железнодорожный транспорт

Транспортные услуги распределяются:

- на услуги ценообразующих производств (в том числе на собственное потребление);

- на прочие подразделения завода.

Фактическое распределение транспортных услуг на услуги ценообразующих производств и прочие подразделения завода осуществляется на основании данных о количестве отработанных машино-часов (крано-часов) и вида выполненных работ, указываемых в путевых листах или других первичных документах.

Распределение транспортных услуг может осуществляться прямым или косвенным методом аналогично порядку распределения энергетических услуг.

Для последующего расчета себестоимости заполняется специальная матрица фактического распределения услуг ценообразующих производств в натуральных показателях (см. таблицу 3).

Таблица 3

Матрица распределения услуг вспомогательных производств в натуральных показателях

Распределяемые услуги

Услуги

Электро-энергия

Вода техни-ческая

Вода питьевая

Водоот-ведение

Пар

Вода горячая

Кислород

Грузовой автотран-спорт

Строи-тельная техника

Легковой автотран-спорт

Железнодо-рожный транспорт

Ед.изм.

квт/час

м3

м3

м3

тн

Гкал

м3

маш/час

маш/час

маш/час

маш/час


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Электроэнергия

х

 

х

х

х

х

 

х

х

 

х

2

Вода техническая

х

 

 

 

 

 

 

х

х

 

х

3

Вода питьевая

х

х

х

х

 

х

 

х

х

 

х

4

Водоотведение

х

 

х

х

х

 

 

х

х

 

х

5

Пар

х

х

х

х

х

 

х

х

х

 

х

6

Вода горячая

х

 

х

х

х

х

 

х

х

 

х

7

Кислород

х

 

х

х

 

х

 

х

х

 

х

8

Грузовой автотранспорт

х

 

х

х

х

х

х

х

х

 

х

9

Строительная техника

х

 

х

х

х

х

х

х

х

 

х

10

Легковой автотранспорт

х

 

х

х

х

х

х

х

х

 

х

11

Железнодорожный транспорт

х

 

х

х

 

х

х

х

х

 

х

12

Прочие подразделения завода

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

13

Итого по заводу

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

14

Потери

х

х

х

х

х

х

х

 

 

 

 

15

Всего

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Для последующего расчета себестоимости заполняются калькуляции по каждому виду услуг ценообразующих производств, причем в данных калькуляциях не заполняются разделы «Энергетические услуги» и «Транспортные услуги».

На основании матрицы распределения услуг вспомогательных производств в натуральных показателях формируется расчетная таблица (см. таблицу 4).

Таблица 4

Расчетная таблица

Распределяемые услуги

Услуги

Электро-энергия

Вода техни-ческая

Вода питьевая

Водоот-ведение

Пар

Вода горячая

Кисло-род

Грузовой автотран-спорт

Строи-тельная техника

Легковой автотран-спорт

Железнодо-рожный транспорт

Всего затрат (без услуг)

Ед.изм.

квт/час

м3

м3

м3

тн

Гкал

м3

маш/час

маш/час

маш/час

маш/час

Руб.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Электроэнергия













2

Вода техническая













3

Вода питьевая













4

Водоотведение













5

Пар













6

Вода горячая













7

Кислород













8

Грузовой автотранспорт













9

Строительная техника













10

Легковой автотранспорт













11

Железнодорожный транспорт













12

Прочие подразделения завода













13

Итого по заводу













14

Потери













15

Всего













Значения показателей в указанной таблице являются коэффициентами системы из 11 линейных уравнений, отражающих оказание встречных услуг ценообразующими производствами, вида:

b1+ a1.1x1+a1.2x2+a1.3x3+…+a1.11x11=c1x1

b2+ a2.1x1+a2.2x2+a2.3x3+…+a2.11x11=c2x2

………………………………………….

b11+ a11.1x1+a11.2x2+a11.3x3+…+a11.11x11=c11x11 , где:


b1… b11 - сумма прямых и косвенных затрат на производство соответствующей услуги;

a1.1… a11.11 – натуральные показатели распределения услуг, оказываемых ценообразующими производствами друг другу;

c1… c11 – натуральные показатели суммарного производства услуг;

x1… x11 – себестоимость соответствующих услуг.

В столбце 12 расчетной таблицы указывается сумма прямых и косвенных затрат на производство соответствующей услуги (коэффициенты b1… b12) без учета затрат по разделам “Энергетические услуги” и “Транспортные услуги” соответствующих калькуляций.

Указанная система из 11 линейных уравнений с 11 неизвестными будет иметь единственное решение – себестоимость соответствующих 11 услуг по каждому ценообразующему производству.

Решение такой системы уравнений осуществляется с помощью матричного исчисления в программе MS Excel, в частности, с помощью функций МУМНОЖ(массив1;массив2) и МОБР(массив).

Далее производится расчет полной себестоимости услуг по формулам:

полная себестоимость услуги 1= b1+ a1.1x1+a1.2x2+a1.3x3+…+a1.11x11= c1x1

полная себестоимость услуги 2 =b2+ a2.1x1+a2.2x2+a2.3x3+…+a2.11x11=c2x2

………………………………………….

полная себестоимость услуги 11 =b11+ a11.1x1+a11.2x2+a11.3x3+…+a11.11x11=c11x11 [1]

В качестве натуральных показателей суммарного производства услуг (c1… c11) используется суммарный объем услуг, включая объем реализации сторонним организациям, а также собственное потребление, за вычетом потерь.

Себестоимость услуги вспомогательного подразделения получается одинаковой как для самого подразделения, так и для других потребителей его услуг.

Благодаря использованию перекрестного метода распределения затрат себестоимость услуг вспомогательных производств получается более достоверной, что способствует повышению качества принимаемых управленческих решений.


Литература:
  1. Умнов А.Е. Аналитическая геометрия и линейная алгебра: Учебное пособие. – М.: МФТИ, 2007 – 570 с.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, вод, производство, прочее подразделение завода, косвенный метод, вспомогательное подразделение, грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, легковой автотранспорт, расчетная таблица.

Похожие статьи

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

Таблица 1. Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (в процентах к общему

грузовой автотранспорт способен обеспечивать необходимую регулярность поставки

Автоперевозчики, а также косвенно их клиенты, несут множественные потери из-за крайне...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта. Автор: Пальникова Евгения Николаевна.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок транспортных услуг, автомобильный грузовой транспорт, методы повышения...

Пути совершенствования управления железнодорожными...

железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Самарская область, квадратичная функция, вид транспорта, значение грузопотока, метод сглаживания, тонна, таблица, груз, Российская...

Методы управления железнодорожными перевозками

Железнодорожный транспорт отличается не только своей надежностью, но и своей дешевизной и быстротой.

Всего существует две категории цен: – Публикуемые. – Расчетные. Данные методы подразумевают проведение финансовой политики.

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Транспорт является важной частью инфраструктуры рынка, одним из общих условий производства.

Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом растет. Статистика грузооборота на железной дороге представлена в таблице 1.

Прогнозирование объемов работы автомобильного транспорта...

услуга «Контрактодержание»; – услуги по таможенному оформлению, сертификации

Общие рекомендации по выбору метода прогнозирования приведены в таблице 1 [4].

Гришкова Д. Ю. Оказание логистического сервиса клиентам железнодорожного транспорта / Д. Ю. Гришкова...

Организация автомобильных перевозок мелких партий груза на...

Например, по отношению к автомобильному транспорту методом линейного

Таблица 1. Группировка маршрута исходя из грузоподъемности автомобиля. Маршрут 1.

- сведение к использованию по минимуму грузовых транспортных средств.

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Методы управления железнодорожными перевозками. Железнодорожный транспорт отличается не только своей надежностью, но и...

Автомобильный транспорт имеет следующие преимущества по...

Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности.

Похожие статьи

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

Таблица 1. Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (в процентах к общему

грузовой автотранспорт способен обеспечивать необходимую регулярность поставки

Автоперевозчики, а также косвенно их клиенты, несут множественные потери из-за крайне...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта. Автор: Пальникова Евгения Николаевна.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок транспортных услуг, автомобильный грузовой транспорт, методы повышения...

Пути совершенствования управления железнодорожными...

железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Самарская область, квадратичная функция, вид транспорта, значение грузопотока, метод сглаживания, тонна, таблица, груз, Российская...

Методы управления железнодорожными перевозками

Железнодорожный транспорт отличается не только своей надежностью, но и своей дешевизной и быстротой.

Всего существует две категории цен: – Публикуемые. – Расчетные. Данные методы подразумевают проведение финансовой политики.

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Транспорт является важной частью инфраструктуры рынка, одним из общих условий производства.

Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом растет. Статистика грузооборота на железной дороге представлена в таблице 1.

Прогнозирование объемов работы автомобильного транспорта...

услуга «Контрактодержание»; – услуги по таможенному оформлению, сертификации

Общие рекомендации по выбору метода прогнозирования приведены в таблице 1 [4].

Гришкова Д. Ю. Оказание логистического сервиса клиентам железнодорожного транспорта / Д. Ю. Гришкова...

Организация автомобильных перевозок мелких партий груза на...

Например, по отношению к автомобильному транспорту методом линейного

Таблица 1. Группировка маршрута исходя из грузоподъемности автомобиля. Маршрут 1.

- сведение к использованию по минимуму грузовых транспортных средств.

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Методы управления железнодорожными перевозками. Железнодорожный транспорт отличается не только своей надежностью, но и...

Автомобильный транспорт имеет следующие преимущества по...

Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности.