Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Семина А. Ю. Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 79-82. — URL https://moluch.ru/archive/188/47706/ (дата обращения: 20.05.2019).



В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Железнодорожные перевозки традиционно занимают важное место в хозяйственном обороте многих компаний, в том числе сырьевых, обрабатывающих производство, торговой сферы и т. п. Управление железнодорожными перевозками направлено на повышение качества оказываемых услуг, в том числе по срокам грузоперевозок, хранению грузов, обеспечению их сохранности. Реформирование управления железнодорожными перевозками проводится практически на постоянной основе, что обусловлено низким уровнем технологического развития данной отрасли, отставания в уровне информатизации и автоматизации процессов и т. д.

Перевозки железнодорожным транспортом постоянно конкурируют с другими видами грузоперевозок, в том числе по стоимости для грузоотправителя, срокам доставки и т. д. Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом в количественном выражении в динамике, а также удельный вес железнодорожных перевозок в общем объеме перевозок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перевозки грузов железнодорожным транспортом, млн. тонн [9]

Показатели

1992

2000

2005

2010

2012

2013

2014

2015

2016

Транспорт — всего, в т. ч.:

15737

7907

9167

7749

8519

8264

8006

7582

7597

железнодорожный

1640

1047

1273

1312

1421

1381

1375

1329

1227

Темпы роста, %

-

63,8

121,6

103,1

108,3

97,2

99,6

96,7

92,3

Уд.вес, %

10,42

13,24

13,89

16,93

16,68

16,71

17,17

17,53

16,15

Как показывают данные таблицы 1, объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом ежегодно падают, начиная с 2013 года, при этом удельный вес данного вида перевозок в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта колеблется на уровне 16–17 %. В целях повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и роста удельного веса в структуре транспортного обслуживания необходимо постоянно оптимизировать управление железнодорожными перевозками [2].

Основными недостатками железнодорожных перевозок в Российской Федерации являются:

  1. низкий уровень качества железнодорожных путей во многих регионах, через которые проходят основные транспортные пути грузоперевозок;
  2. морально устаревший подвижный состав, высокая степень износа;
  3. недостаточный уровень информатизации и технического обеспечения транспортных компаний участников рынка, увеличивающий время перевозки грузов;
  4. недостаточно высокий уровень развития транспортной логистики, низкое число мультимодальных транспортно-логистических центров и др.

Основные поиски направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками сосредоточены в области собственно процесса поставки грузов от пункта погрузки до конечных пунктов выгрузки. В качестве примера можно рассмотреть следующие оптимизационные модели:

  1. Календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению.

Работы в отношении оптимизации транспортно-логистических схем доставки грузов железнодорожным транспортом ведутся постоянно, в том числе с привлечением автоматизированных систем управления, применяемых как в целом на всем транспортно-логистическом комплексе, так и в рамках территориальных подразделений, отдельных участников и т. д. Основным проблемным участком в процессе управления железнодорожными перевозками является формирование грузопотоков и организация погрузки грузов по назначению.

В целях совершенствования управления на данном этапе процесса управления железнодорожными перевозками С. В. Богданович в своей статье предлагает создание единого центра управления в целях координации «технологического процесса взаимодействия диспетчеров заводов-производителей, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных диспетчеров (железнодорожных и автотранспортных)» на основе методов календарного планирования [1].

  1. Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов.

Данное направление совершенствования управления железнодорожными перевозками основано на централизации управления «приватным парком грузовых вагонов» методами технологического аутсорсинга [6].

Разобщенность данной категории участников системы управления железнодорожными перевозками приводит к значительным финансовым потерям из-за роста объемов порожнего пробега вагонов приватного парка. Межрегиональное взаимодействие позволит оптимизировать технологические и организационные процессы, повысить эффективность формирования грузопотоков и т. д.

  1. Расширение сети логистических центров, создаваемых на основе процессного подхода к управлению и планированию перевозок.

В условиях значительной протяженности железнодорожной сети в Российской Федерации повышается роль узловых центров инфраструктуры управления железнодорожными перевозками в виде логистических центров. Кроме того, в условиях введения международных санкций и значительного сокращения грузопотока со странами Европы происходит переориентация части транзитных потоков через таможенную территорию России в сторону Китая и других азиатских стран. В связи с этим растет значимость модернизации и совершенствования транспортно-логистической сети в Сибири и на Дальнем Востоке [4].

  1. Развитие сети скоростных железнодорожных магистралей.

Транссибирская магистраль является основным направлением грузоперевозок по направлению «Европа-Азия». Данный путь короче на несколько тысяч километров, чем аналогичные транспортные пути прочими видами транспорта, по территории других стран и т. д. Основным препятствием на пути реализации экономического потенциала данного участка таможенной территории является недостаточный уровень развития скоростных магистралей, которые получают все более широкое распространение в странах Азии [5].

В целях эффективного развития международных транспортных коридоров и роста транзитных перевозок потребуется модернизация имеющихся путей сообщения, что невозможно без эффективной системы частно-государственного партнерства. Для формирования же такой системы, в свою очередь, необходима нормативно-правовая регламентация, проектирование соглашений, правил и стандартов, эффективной информационной сети взаимодействия участников транспортного процесса и органов государственного управления.

  1. Дальнейшая автоматизация управления железнодорожными перевозками.

Уровень автоматизации всех процессов управления железнодорожными перевозками, начиная от формирования грузопотоков, организации грузоперевозки и заканчивая получения грузов конечным потребителем все еще является достаточно низким по сравнению с аналогами в странах ЕС, США, Китае и т. п. Во многом сложности такой работы по управлению железнодорожными перевозками обусловлены значительным масштабом железнодорожной сети и общим значительным объемом грузопотоков. Тем не менее, дальнейшее развитие автоматизации управления железнодорожными перевозками должно включать такие направления как:

– централизация информационных потоков по каждому этапу процесса перевозки с участием всех основных участников для обеспечения оперативности информации;

– разработка интегрированных в общую информационную систему специализированных информационных систем с учетом специфики отдельных подразделений, участвующих в процессе грузоперевозки;

– внедрение в общую автоматизированную систему управления модулей по прогнозу грузопотоков на краткосрочную и среднесрочную перспективу в целях оптимального календарного планирования формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, а также для эффективного управления порожними вагонами приватного парка грузовых компаний-операторов.

Таким образом, система управления железнодорожными перевозками постоянно находится в процессе реформирования, но все еще имеет ряд серьезных проблем организационного и технологического характера. В целях совершенствования управления железнодорожными перевозками необходимо внедрение такого направления управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, развитие межрегиональной интеграции грузовых компаний-операторов в части вагонов приватного парка, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.

Литература:

  1. Богданович С. В. Функциональные возможности программного комплекса по управлению поставками грузов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015. № 3 (33). С. 5–12.
  2. Жаков В. В. Возможности развития конкурентных преимуществ контейнерных перевозок на основе логистических центров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4–8. С. 47–49.
  3. Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью контейнерных перевозок на основе применения инновационных транспортных технологий // American Scientific Journal. 2016. № 2–1 (2). С. 79–82.
  4. Некрасова О. И., Комарова В. В. Рынок грузовых перевозок на железнодорожном транспорте: вопросы развития и управления // В сборнике: актуальные вопросы проектного и процессного менеджмента Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ученых транспортных вузов и представителей академической науки. Под редакцией С. Н. Третьяка. 2014. С. 200–205.
  5. Терешина Н. П., Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте на основе применения инновационных технологий // Sciences of Europe. 2016. № 6–1 (6). С. 42–45.
  6. Федорович В. О. Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов: новые методы управления приватным вагонным парком // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10 (433). С. 115–127.
  7. Ходоскина О. А., Ивуть Р. Б. Организационно-методические подходы к процессу управления расходами на железнодорожные пассажирские перевозки // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 43–50.
  8. Шатская И. И. Современные проблемы и направления совершенствования рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом // Транспортное право и безопасность. 2016. № 12 (12). С. 17–26.
  9. Россия в цифрах, 2017: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Основные термины (генерируются автоматически): перевозка, железнодорожный транспорт, организация погрузки грузов, удельный вес, расширение сети, развитие сети, межрегиональная интеграция, календарное планирование формирования грузопотоков, формирование грузопотоков, Российская Федерация.


Похожие статьи

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

Самарская область, квадратичная функция, вид транспорта, значение грузопотока, метод сглаживания, тонна, таблица, груз, Российская Федерация, искомое уравнение.

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России.

и выполняемые под единым руководством одного центра, а также запускать скоростные контейнерные поезда на направлениях наиболее оживленных грузопотоков, создавать...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

...вагонопотока, многофункциональность, умение осваивать грузопотоки в действительности любой мощности (около 75–80 млн. т. в год в одном

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

...потребления исключительно удалены от мест зарождения сухопутных грузопотоков. Протяженность железнодорожной сети РФ – одна из самых больших в мире, 3-е место, но

Вся эксплуатационная работа: формирование и отправка составов, организация работы...

Перспективы развития различных видов транспорта...

Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок.

Спрос на перевозку таких грузов не обладает степенью эластичности, достаточной для перевода этих грузопотоков на другие виды транспорта.

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Неравномерное развитие сети дорог приводит к проблемам с перевозками и снижению конкурентоспособной на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как известно, значительная часть грузопотоков доставляется в порты железнодорожным транспортом.

Формирование и развитие транспортно-логистической системы...

Формирование и развитие транспортно-логистической системы России на основе кластерного подхода.

При этом ядром ГТЛК являются МТЛЦ, формируемые в крупных мультимодальных узлах транспортной сети, обеспечивающие привлечение дополнительных грузопотоков...

Расчет оптимального плана распределения грузопотоков между...

Ключевые слова: грузопотоки, морские порты, экспорт, оптимизация. В век стремительного развития и внедрения компьютерной техники для

Крутоног Л. Г. Аспекты формирования интегрированных логистических систем при организации внешнеторговых перевозок.

Россия — родина логистики | Статья в сборнике международной...

Однако в условиях частной инициативы применить прямые поезда с мест погрузки на всей сети железных дорог оказалось невозможным.

В начале 50-х годов XX в. в связи с высокими темпами развития производительных сил СССР, вызывающими мощные грузопотоки, стали...

Похожие статьи

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

Самарская область, квадратичная функция, вид транспорта, значение грузопотока, метод сглаживания, тонна, таблица, груз, Российская Федерация, искомое уравнение.

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России.

и выполняемые под единым руководством одного центра, а также запускать скоростные контейнерные поезда на направлениях наиболее оживленных грузопотоков, создавать...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

...вагонопотока, многофункциональность, умение осваивать грузопотоки в действительности любой мощности (около 75–80 млн. т. в год в одном

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

...потребления исключительно удалены от мест зарождения сухопутных грузопотоков. Протяженность железнодорожной сети РФ – одна из самых больших в мире, 3-е место, но

Вся эксплуатационная работа: формирование и отправка составов, организация работы...

Перспективы развития различных видов транспорта...

Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок.

Спрос на перевозку таких грузов не обладает степенью эластичности, достаточной для перевода этих грузопотоков на другие виды транспорта.

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Неравномерное развитие сети дорог приводит к проблемам с перевозками и снижению конкурентоспособной на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как известно, значительная часть грузопотоков доставляется в порты железнодорожным транспортом.

Формирование и развитие транспортно-логистической системы...

Формирование и развитие транспортно-логистической системы России на основе кластерного подхода.

При этом ядром ГТЛК являются МТЛЦ, формируемые в крупных мультимодальных узлах транспортной сети, обеспечивающие привлечение дополнительных грузопотоков...

Расчет оптимального плана распределения грузопотоков между...

Ключевые слова: грузопотоки, морские порты, экспорт, оптимизация. В век стремительного развития и внедрения компьютерной техники для

Крутоног Л. Г. Аспекты формирования интегрированных логистических систем при организации внешнеторговых перевозок.

Россия — родина логистики | Статья в сборнике международной...

Однако в условиях частной инициативы применить прямые поезда с мест погрузки на всей сети железных дорог оказалось невозможным.

В начале 50-х годов XX в. в связи с высокими темпами развития производительных сил СССР, вызывающими мощные грузопотоки, стали...

Задать вопрос