Методы управления железнодорожными перевозками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Семина А. Ю. Методы управления железнодорожными перевозками // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/archive/187/47679/ (дата обращения: 19.02.2019).



Железнодорожные перевозки являются надежным методом транспортировки различного рода груза до пункта назначения, занимая почетное место в общей транспортной системе.

Экономические отношения могут успешно развиваться, а товарооборот может расти только при условии, если система товарных перевозок будет четко отлажена. В настоящее время есть множество различных методов перевозки грузов. Железнодорожный транспорт отличается не только своей надежностью, но и своей дешевизной и быстротой. Поэтому для развития железнодорожных перевозок совершенствуются системы управления движением поездов. Контролировать передвижение железнодорожного транспорта необходимо с использованием инновационных технических средств, информационных технологий. Все это, в первую очередь, включает в себя спутниковые технологии, базой которых являются современные цифровые сети связей.

Развитие современных систем управления стало возможным благодаря переходу стандартных схем повышения грузопотока к динамическим. Благодаря данным динамическим схемам направление и пропускную способность грузопотока можно изменять в абсолютно любой момент.

Процедура железнодорожной транспортировки включает три этапа:

  1. Планирование транспортировки грузопотока.
  2. Прием железной дорогой грузопотока к перевозке.
  3. Выдача грузопотока потребителю.

Вместе с управленческими центрами организуются ситуационные центры. Наряду с этим информационные системы переходят к управляющим. Для осуществления поставленных задач увеличивается объем информации в геометрической прогрессии, а также разрабатываются новейшие идентификационные системы подвижного состава.

Транспортировка грузопотоков осуществляется парком грузовых вагонов и контейнеров, который является общим для всех железнодорожных путей.

Функции ипринципы управления железнодорожными перевозками.

Управление железнодорожными перевозками включает в себя следующие главные функции:

– Предприятие должно обеспечиваться подвижным составом, чтобы организовывать транспортировки грузов.

– Железнодорожные пути и сооружения, подвижной состав и другие основные фонды должны содержаться, эксплуатироваться и ремонтироваться.

– Обеспечение координации транспортно-экспедиционной деятельности организации касательно внутрипроизводственной и внешней транспортной железнодорожной транспортировки.

– Создание договоров и контрактов, касающихся транспортировки грузов, транспортно-экспедиционного обслуживания, ремонта подвижного состава, подачи и уборки вагонов, аренды вагонов.

Дороги и дорожные отделения, которые и есть органы управления, являются одновременно и организаторами, и производителями продукции транспорта.

Основные принципы управления железнодорожным транспортом:

– Системность. Данный принцип включает единство государственного и хозяйственного руководства, а также сочетание отраслевого управления с территориальным. Общественные интересы имеют единство с коллективными и личными.

– Иерархичность и многомерность. Управленческие функции распределяются по горизонтали и вертикали, при этом соблюдаются требования централизма.

– Целенаправленность. Составляется план управления, который будет действовать на всех участках работы.

Это главные принципы.

Централизованное управление железнодорожными перевозками.

В условиях дефицита парка грузовых вагонов и контейнеров наиболее действенным и эффективным способом управления является централизованное регулирование, а также распределение по регионам. Это позволяет эффективно применять все имеющиеся технические средства и подвижной состав.

Данный способ управления подразумевает, что все звенья этого вида транспорта могут взаимодействовать в совместной технологии. Данная технология, в свою очередь, предоставляет непрерывное централизованное руководство эксплуатационной работы в границах всей сети железных дорог в соответствии с повышенными требованиями, связанными с обеспечением безопасности движения подвижного состава, а также координацией работы множества участников транспортировочного процесса. Благодаря такому способу управления можно оперативно выполнять задачи первостепенного вывоза пассажиров и важных грузов в соответствии с имеющимися потребностями. Такое управление может осуществляться также в условиях аварий или стихийных бедствий.

Также для того, чтобы обеспечивать устойчивую работу поездов, вагонов (подвижной состав) и постоянных устройств на данном виде транспорте существует мощная промышленная и научная база. Также функционирует собственный комплекс, предназначающийся для ремонтно-строительной деятельности

Основанием централизованного управления железнодорожным транспортом являются хозрасчетные взаимоотношения внутри производственных систем и между ними. Несмотря на это перевозка в законченном виде образуется на уровне отрасли.

Основным условием централизованного управления железнодорожным транспортом является единоналичие. Данное условие подразумевает то, что хозяйственный руководитель несет персональную ответственность за работу участка, который был ему доверен. Тем не менее, специалисты и рядовые работники должны проявлять инициативу управления данным видом транспорта на всех уровнях при высоком уровне дисциплинированности.

Дисциплина на железнодорожном транспорте основывается на нескольких видах дисциплин. Одной из составляющих является трудовая дисциплина, которая, в свою очередь, основывается на добросовестном выполнении обязанностей, наложенных на каждого работника, чтобы обеспечить безопасную и бесперебойную деятельность железнодорожного транспорта. Следующая составляющая — технологическая дисциплина выполнения транспортировочных процессов правил и установленного порядка производственных работ.

Только благодаря соблюдению всестороннему и беспрекословному соблюдению дисциплины можно обеспечить нормальное функционирование, безопасную и надежную работу железнодорожного транспорта.

Территориально-отраслевой подход.

Суть территориально-отраслевого подхода заключается в том, что управление транспортировки грузов выполняется в двух измерениях. То есть железнодорожная сеть разделена на дороги, а дороги, в свою очередь, разделены на дорожные отделения, при этом низшие звенья подчиняются высшим. Все это подразумевает территориальный принцип управления. Параллельно выполняется оперативно-техническое управление по отраслям хозяйства железных дорог. Отрасли: локомотивная, вагонная, путевая, пассажирская и другие. Благодаря этому обеспечивается политическое единство в развитии и использовании технических средств во всей сети железных дорог. Для эффективного управления железнодорожными перевозками единство территориального и отраслевого принципа является важнейшим фактором.

Для решения различных задач, касающихся управления железнодорожными перевозками, используются три основные группы методов:

  1. Административные или организационно-распределительные методы.
  2. Экономические методы.
  3. Социально-психологические методы.

Рассмотрим каждую группу методов в отдельности.

Административные или организационно-распределительные методы.

Что представляют собой административные методы управления железнодорожными перевозками? Данные методы представляют собой совокупность методов и средств воздействия на персонал, которые основываются на дисциплине и руководстве. Отличительной особенность административных методов является прямое влияние на объект и поведение деятелей.

Основными инструментами воздействия являются регламент, норма, инструкция. Данные методы подкрепляются при помощи приказов, распоряжений и указаний руководителей. Основные документы административного регламентирования на данном виде транспорта:

– Положения о железной дороге.

– Положения об отделении железной дороги.

– Положения о линейном предприятии.

Ключевую функцию выполняет Устав железнодорожного транспорта, правила технической эксплуатации дорог железнодорожного транспорта и отраслевые материалы руководства. Также немаловажную роль играют должностные инструкции и другие документы отрасли.

Организационно-распорядительный метод включает в себя оперативное влияние на процесс производства, а также подразумевает применение действенных решений, касающихся усовершенствования системы управления и производства.

Эти методы также классифицируются на три группы:

  1. Организационно-стабилизирующие;
  2. Дисциплинарные;
  3. Распорядительные.

Выполнение организационно-стабилизирующее воздействия:

– Во время организационного регламентирования назначаются состав предприятия, а также функциональный набор его органов и лиц, занимающих должностное положение.

– Устанавливаются нормативы, нормы, правила, касающиеся взаимодействия служб и подразделений (нормирование).

– Создаются условия для выполнения процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а согласуются с требованиями системы управления (инструктирование).

Для эффективного распределительного воздействия организуется строгий контроль за его выполнением.

Контроль и проверка исполнения являются необходимыми частями распределительного документа. Контроль является важнейшей функцией управленческого процесса. Текущий и итоговый контроль исполнения задания производства дает возможность достичь наиболее действенного результата в деятельности управления.

Экономические методы.

Экономические методы являются первостепенными в условиях рыночного хозяйства. Основными рычагами увеличения эффективности производственного процесса являются цена, прибыль, кредит, рентабельность, а также другие. Основанием экономических методов является материальное стимулирование, и оно направлено на увеличение заинтересованности и ответственности менеджеров в применении действенных решений управления.

При использовании данных методов отлично проявляются обратные связи, что положительно влияет на контрольные функции. Также использование данных методов дает возможность сделать персонал активным для исполнения поставленных задач, кроме этого управленческий процесс адаптируется и становится более гибким по отношению к определенному коллективу.

Важнейшую роль в экономических методах играет коммерческий расчет. Сущность хозяйственного расчета заключается в соотношении расходов и анализа рациональности работы фирмы. Главной задачей является обеспечение извлечения прибыли.

Основными способами получения прибыли и достижения поставленных целей являются финансирование, кредитование, ценообразование, расходы экономического субъекта (фирма), а также остальные инструменты.

Также экономические методы включают проведение ценовой политики. Цены отображают экономическую деятельность организации. В ценообразование входят функции регулирования и рыночная конкуренция. Всего существует две категории цен:

– Публикуемые.

– Расчетные.

Данные методы подразумевают проведение финансовой политики. Эта политика обладает гибкостью, то есть она может приспосабливаться к денежному рынку, курсу валюты, и налоговому законодательству.

Социально-психологические методы.

Социально-психологические методы подразумевают совокупность приемов социальной мотивации и морального влияния на коллективы производства и конкретного члена персонала. То есть сюда входит обнаружение и поощрение лучших членов персонала, коллективов. Также социально-психологические методы включают создание уверенности, активности и зрелости персонала при помощи влияния на их чувства гражданства и патриотизма.

Также все это включает специальные методы управления, которые, в свою очередь, подразумевают средства управления социальными процедурами, которые происходят в трудовом коллективе. Эти средства основываются на социологических исследованиях и научных подходах. В эти исследования входят квалификация каждого отдельного работника, аттестация производственных объектов, взаимоотношения с коллективом, заболеваемость, травмы во время производственного процесса, а также другие факторы.

На железнодорожном транспорте используются все вышеперечисленные методы управления железнодорожными перевозками. Они применяются и на других видах транспорта. В условиях рыночной экономики совокупность всех этих приемов и методов и правильная организация для решения управленческих задач являются наиболее необходимыми.

Литература:

  1. В. А. Сокович «Организация железнодорожных перевозок»/ Сокович В. А. — Москва, 1929–315 с.
  2. С. И. Лабадин, М. И. Шмулевич «Организация перевозок и управление железнодорожным транспортом металлургических заводов»/ Лабадин С. И., Шмулевич М. И. — Москва, 1978–264 с.
  3. М. М. Филиппов, ‎М. М. Уздин, ‎Ю. И. Ефименко «Железные дороги»/ Филиппов М. М., Уздин М. М., Ефименко Ю. И. — Транспорт, 1991.
  4. Д. Залозная «Экономика отрасли (транспорта)»/ Д. Залозная — Директ-Медиа, 2015.
  5. В. А. Козырев «Управление персоналом на железнодорожном транспорте»/ Козырев В. А. — Москва, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, подвижной состав, вид транспорта, перевозка, централизованное управление, использование данных методов, управленческий процесс, территориально-отраслевой подход, производственный процесс, способ управления.


Похожие статьи

Совершенствование управления на транспорте

- централизованное диспетчерское управление транспортом общего пользования с применением электронных систем в реальном режиме времени и внедрением научно обоснованных методов контроля на линии

Пути совершенствования управления железнодорожными...

Перевозки железнодорожным транспортом постоянно конкурируют с другими видами грузоперевозок, в том числе по стоимости для грузоотправителя, срокам доставки и т. д. Объем грузоперевозок

морально устаревший подвижный состав, высокая степень износа

Особенности и современные подходы к организации управления...

4) Федеральное агентство железнодорожного транспорта

В системе административного управления областью транспорта организационно обособленны следующие отрасли

Существуют различные классификации видов транспорта.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия, подвижной состав, перевозка, транспортная система, техническое регулирование, транспортная система России, участковая скорость.

Особенность управленческого учета на предприятиях...

Ключевые слова: бухгалтерский учет, управленческий учет, система управленческого учета, железнодорожный транспорт, номенклатура

Система управленческого учета позволяет оптимизировать процесс управления компанией, представляя собой информационный...

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России.

Также предусмотрены модернизация парка подвижного состава, строительство

Использование двухэтажных платформ должно снизить себестоимость перевозки [6].

К вопросу об адаптации классификации и терминологии областей...

логистическая система, логистическое управление, перевозка, поток, услуга, логистик, логистический подход, логистическая перевозка, логистическая цепочка, подвижной состав.

Информационное обеспечение автотранспортных систем

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в системах различного назначения.

Тут информация частопредставляется в виде постоянных или специальных управленческих отчетов и содержит информацию о...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- осуществление диспетчерского управления общественным транспортом; - автоматизация продажи проездных документов на

- исключить риск использования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческих решений в сфере общественного транспорта

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование управления на транспорте

- централизованное диспетчерское управление транспортом общего пользования с применением электронных систем в реальном режиме времени и внедрением научно обоснованных методов контроля на линии

Пути совершенствования управления железнодорожными...

Перевозки железнодорожным транспортом постоянно конкурируют с другими видами грузоперевозок, в том числе по стоимости для грузоотправителя, срокам доставки и т. д. Объем грузоперевозок

морально устаревший подвижный состав, высокая степень износа

Особенности и современные подходы к организации управления...

4) Федеральное агентство железнодорожного транспорта

В системе административного управления областью транспорта организационно обособленны следующие отрасли

Существуют различные классификации видов транспорта.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия, подвижной состав, перевозка, транспортная система, техническое регулирование, транспортная система России, участковая скорость.

Особенность управленческого учета на предприятиях...

Ключевые слова: бухгалтерский учет, управленческий учет, система управленческого учета, железнодорожный транспорт, номенклатура

Система управленческого учета позволяет оптимизировать процесс управления компанией, представляя собой информационный...

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России.

Также предусмотрены модернизация парка подвижного состава, строительство

Использование двухэтажных платформ должно снизить себестоимость перевозки [6].

К вопросу об адаптации классификации и терминологии областей...

логистическая система, логистическое управление, перевозка, поток, услуга, логистик, логистический подход, логистическая перевозка, логистическая цепочка, подвижной состав.

Информационное обеспечение автотранспортных систем

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в системах различного назначения.

Тут информация частопредставляется в виде постоянных или специальных управленческих отчетов и содержит информацию о...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- осуществление диспетчерского управления общественным транспортом; - автоматизация продажи проездных документов на

- исключить риск использования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческих решений в сфере общественного транспорта

Задать вопрос