Правовые и экологические аспекты предоставления земельных участков под полигоны ТБО | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Чудакова А. В. Правовые и экологические аспекты предоставления земельных участков под полигоны ТБО [Текст] // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/conf/earth/archive/293/14232/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье рассмотрены правовые и экологические особенности предоставления земельных участков под полигоны ТБО. Данный вопрос является актуальным в связи с повышенной экологической опасностью данных объектов, а также в связи с особым правовым положение полигонов ТБО. Несогласованность процедуры выбора пункта и площадки размещения полигона ТБО и противоречия в установлении границ санитарно-защитной зоны приводят к ухудшению экологического благополучия населения.

Ключевые слова: санитарно-защитная зона, разрешенное использование, негативное воздействие, рекультивация полигонов, полигон ТБО.

Согласно п.3 ст.1 ЗК РФ негативное воздействие объектов на окружающую среду должно быть предотвращено, даже если это потребует больших затрат. [1] Это является основным принципом осуществления деятельности по использованию земель на территории России. Вместе с тем процедура выбора земельного участка, размер СЗЗ (санитарно-защитной зоны) полигона на данный момент вызывают определенные вопросы. В теле полигона и в зоне его воздействия (в толще отходов, зоне аэрации под полигоном и сфере взаимодействия фильтрата с подземной гидросферой) проходит комплекс химических, биологических и физических процессов. Основными последствиями воздействия ТБО (твердых бытовых отходов) на окружающую среду могут быть вынос загрязняющих веществ за границу полигона и их концентрация в воздухе, поверхностных и грунтовых водах, почве. [9, с. 502]. Что будет являться нарушением основных принципов земельного законодательства.

Предоставление земельных участков под размещение промышленных объектов выполняется в строгом соответствии с п.8 ст.1 и п.3 ст.7 Земельного кодекса РФ [1]. Размещение полигонов ТБО на землях промышленности производится в связи с установлением вида разрешенного использования 12.2 — в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. [2]

Выбор земельного участка под размещение полигона ТБО осуществляется в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, согласно которой: «в выборе земельных участков учитываются геологические, гидрогеологические и санитарные аспекты, а также производится согласование с компетентными органами». [3]

Таким образом, можно полагать, что определен порядок инженерных изысканий, которые необходимо произвести для определения характеристик участка, а именно площадки для размещения тела полигона. Однако процедура определения района, где этот участок будет находиться, остаётся на усмотрение различных органов и комитетов. Это значит, что нет нормативно установленного порядка определения пункта размещения объекта. Данный вопрос не приведён к единому образцу на территории всей страны.

В итоге происходит выбор наиболее удобного земельного участка по техническим и экономическим факторам, а затем внесение изменений в градостроительные регламенты путем осуществления процедуру внесения изменений в ПЗЗ (правила землепользования и застройки) через общественные слушания.

На практике происходит следующее:

1) Генеральный план определяется на 25–30 лет.

2) Время жизни полигона можно примерно посчитать, до 3 лет на согласование документов и строительство, 25–30 лет на эксплуатацию, 10 лет на рекультивацию, также инструкцией не определено время на усадку тела полигона до начала рекультивации. Итого около 38–43 лет на полный цикл.

Следовательно, если проект строительства полигона начнут разрабатывать сразу после утверждения генерального плана, то городская застройка подойдет к месту размещения полигона к моменту его активной эксплуатации. Все населенные пункты столкнуться с данной проблемой, причем крупные населенные пункты гораздо быстрее. [5 с. 7]

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно-Защитные зоны и Санитарная классификация предприятий» [3] СЗЗ полигонов ТБО составляет 500м с возможностью увеличения до 1000 метров. Если нет порядка определения пункта размещения объектов хранения ТБО и существует возможность внесения изменений в градостроительный регламент, то не будет являться нарушением законодательства размещение жилой застройки на расстоянии 1100 метров от полигона после введения его в эксплантацию. Потому что определение негативного воздействия объекта на границе жилой застройки происходит до начала эксплуатации полигона.

Вместе с тем границы СЗЗ полигонов твердых бытовых отходов вызывают определенные вопросы. Общеизвестно, что в процессе консервации и закрытия полигонов ТБО выполняется процедура дегазации свалочного газа. [6 с. 231; 7 с. 279] В соответствии с нормативным актом [4] данная процедура может осуществляться как активным, так и пассивным способом.

При активной дегазации полигонов производится добыча газа с высоким содержанием метана, что в ряде стран используется для обеспечения электроэнергией. Последние 10 лет этот способ активно использует и в России. [3]

Если на данном объекте производится добыча газа, то границы защитной зоны должны быть соответствующими для данного типа объектов. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно-Защитные зоны и Санитарная классификация предприятий» [3] для промышленных объектов по добыче природного газа составляет 1000м. Причем для промышленных объектов по добыче природного газа с высоким содержанием сероводорода (более 1,5–3 %) и меркаптанов размер СЗЗ устанавливается не менее 5000 м, а при содержании сероводорода 20 и более % до 8000 м. Однако до взятия проб свалочного газа достоверно определить состав газа невозможно. [8 с. 337]

Фактически после установления допустимых границ и ровно к тому моменту, как развитие городских территорий подойдет к границам санитарно-защитной зоны объекта, потребуется ее увеличение, в худшем случае в 16 раз. Увеличение СЗЗ через 20 лет после начала эксплуатации полигона не представляется возможным.

Экологическая опасность объектов размещения твердых бытовых отходов неоспорима. Представляется целесообразным законодательно ввести понятие зоны влияния полигона, определить ее границы и факторы, способствующие ее изменению, и производить наблюдения по ее изменению в течение всего срока эксплуатации полигона от проектирования до окончания рекультивации. Для того чтобы снизить возможное влияние таких объектов на окружающую среду предлагается на стадии размещения полигонов выбирать максимально возможную зону влияния. Также в процессе мониторинга необходимо определять показатели превышения предельно допустимой концентрации и состав свалочного газа. Только после проведения данных процедур и отсутствия превышений показателей возможно уменьшение зоны влияния полигона.

Литература:

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. От 31.12.2017)
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. От 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2018)
  3. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996)
  4. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. От 06.10.2017) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995)
  5. Акбалина З. Ф., Минигазимов Н. С.. Экологически безопасная технология ликвидации полигонов ТБО // Уральский экологический вестник. — 2015. — № 1. — С. 7.
  6. Бояркин Д. В. Анализ критериев выбора участка для размещения полигона ТБО // ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2015 труды конгресса 17-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. — С. 230–233.
  7. Газизов Р. Р. Особенности рекультивации полигонов ТБО // Аграрная наука в инновационном развитии АПК Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2016". — Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2016. — С. 277–281.
  8. Глушанкова И. С. Моделирование состава фильтрационных вод санитарных полигонов захоронения твердых бытовых отходов // Геоэкология. — 2004. — № 4. — С. 334–341.
  9. Зосин А. П., Приймак Т. И., Маслобоев В. А., Сулименко Л. П., Мингалева Т. А. Комплексная оценка влияния полигона ТБПО на экологическую обстановку района в условиях крайнего севера // Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология. — 2011. — № 6. — С. 499–511.

Ключевые слова

негативное воздействие, санитарно-защитная зона, разрешенное использование, рекультивация полигонов, полигон ТБО

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос