История и этапы изучения флоры нижней части долины реки Терек
Автор: Сатуева Лайла Ломалиевна
Рубрика: 5. Историческая география
Опубликовано в
II международная научная конференция «Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 01.06.2016
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Сатуева, Л. Л. История и этапы изучения флоры нижней части долины реки Терек / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/earth/archive/201/10618/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современные представления о растительном покрове дельты Терека являются результатом многолетних исследовательских работ, которые проводились на протяжении более двух столетий. Сообщения об особенностях растительного покрова западного побережья Каспийского моря содержались в отчетах персон, которые в 16–17 вв. защищали политические и экономические интересы России в этом регионе. В конце 17 — начале 18 вв. эта часть Предкавказья неоднократно посещалась многими русскими и иностранными путешественниками.
В 1717–22 гг. низменные районы западного побережья Каспия в бальнеологических целях изучал Г. Шобер. Попутно им в нижнем течении Терека собран значительный гербарный материал.
Флористическое и общее геоботаническое изучение Прикаспийской низменности, к которой относится и дельта Терека началось в двадцатых годах 18-го столетия. В 60-х и 70-х годах 18 века Российская Императорская Академия Наук снаряжает на Кавказ экспедиции для изучения вопросов нескольких наук — географии, геологии, ботаники, зоологии, этнографии и других. Эти академические экспедиции внесли значительный вклад в познание флоры и растительности полупустынных районов западного побережья Каспия. Руководство экспедициями было поручено академикам И. А. Гюльденштедту, С. Г. Гмелину и П. С. Палласу.
Гмелин С. Г. посетил притерские и прикумские степи, изучал флору Дербента, присамурских лесов. Он интересовался виноградарством, садоводством и огородничеством, обратил внимание на многие растения (инжир, лох). С. Г. Гмелин с 1769 по 1774 гг. в сопровождении нескольких русских студентов исследовал прикаспийские и закавказские страны. В 1772 году путешествовал по Ергеням, в прикумских степях, в окрестностях Маныча и Моздока и сделал ряд ботанических открытий. Второй раз С. Г. Гмелин посетил западное побережье Каспия в 1773 г. намереваясь пройти сухим путем из Персии к Кизляру. Однако во время этой экспедиции он попал в плен к усмейскому хану и в 1974 г. скончался от дизентерии. Сборы и дневники его последней экспедиции были обработаны и опубликованы П. С. Палласом в 1984 г. как 4-я часть сочинения С. Г. Гмелина «Reise durch Russland zur Untersuchung d. drei Naturreiche» [4].
Результаты его путешествий в 1987 году («Reisen Russland und Caucasischen Gebirge», в 2-х томах) также были изданы П. С. Палласом после смерти самого И. А. Гюльденштедта. В указной работе содержатся сведения о флоре, лесоводстве, состоянии садоводства и шелководства на Кавказе. Результаты исследований И. А. Гюльденштедта были использованы при составлении карты Кавказа.
Достаточно много сделано для познания растительного покрова Восточного Предкавказья П. С. Палласом. Под его руководством были предприняты две экспедиции на Кавказ. В 1793 году маршрут одной из экспедиций пролегал от Астрахани к Кизляру. В этом пути он исследовал Прикумские солончаковые пустыни. Далее посетил Бештау, Машук, Кисловодск. Дойдя до Баксана, вернулся в Георгиевск. Им сделано первоописание 86 видов растений, встречающихся на территории Предкавказья, а также издан атлас, включающий более 20 видов солончаковых и полупустынных растений: Iris halophila, Eremosparton aphyllum, Calligonum aphyllum, Halocnemum strobilaceum, Suaeda microphylla, Salsola dendroides, Petrosimonia triandra, Glycyrrhiza aspera, Pyrus salicifolia, Astragalus dolychophyllus и др. [4].
Одним из профессиональных ботаников-флористов исследовавших, равнины западного побережья Каспия, был Ф. Маршалл-Биберштейн. Он в 1796 г. в качестве естествоиспытателя сопровождал Каспийский корпус генерала В. А. Зубова в персидской экспедиции. Описание этого путешествия дается в «Tableau des provinces situees sur la cote occidentale de la mer Caspienne entre les fleuves Terek et Kour» (1798), и «Beschreinbung der Lander zwischen den Flussen Terek und Kur am Kaspischen Meere» (1800). Во второй работе дано описание 74 новых и редких видов.
С 1800 по 1803 год Х. Х. Стевен, назначенный по представлению М. Биберштейна в инспекцию по шелководству, жил в Кизляре и в Георгиевске, активно занимался изучением флоры и составлением коллекций. Часть сборов он определил сам, часть передал Ф. Маршаллу-Биберштейну и Г. Гофману. В «Stipes rariores in itinere Caucasio A. 1810 lectae» (1812, 1813) и «Cotologue des plantes». (1812) Х. Стевен приводит списки таксонов, дает сведения о многих видах, а также диагнозы новых: Colchicum umbrosum, C. laetum, Crambe cordifolia, Lolium marschallii, Orobus cyaneus, Astragalus lasioglottis, Dictamnus gymnostylis, Veronica crista-galli, Ornithogalum arcuatum, Pulsatilla albana, Arum albispatum и др.
Публикация Крымско-Кавказской флоры (Flora Taurica-Caucasica) Ф. Маршалл-Биберштейна (Bieberstein, 1808–1819), подводит итоги работы ботаников-флористов Кавказа и Крыма. В названной работе впервые опубликованы многие виды, описанные Х. Стевеном и самим Ф. Маршалл-Биберштейном.
Знаменательным событием в познании растительного покрова кавказской флоры в целом была публикация «Flora Rossica» К. Ледебура (1824–1853), в которой насчитывалось около 3000 видов для территории Кавказа, в том числе и для Предкавказья описанные автором Carduus laciniatus, Cephalaria gigantea, Consolida divaricata, Heliotropium ellipticum, Lappula heteracantha, Lolium persicum, Onosma setosa, Polygonum propinguum, Prunus divaricata, Rumex stenophyllus, Scrophularia divaricata, Senecio grandidentatus, Tamarix ramosissima и др. [4].
Другим классиком кавказской флористики, в трудах которого встречаются ссылки на западный берег Каспия (Терек, Сунжа, Самур, Грозный, Кизляр и окрестности Дербента) как место, где он собирал растения, является С. A. Meyer. В течение 1829–1830 гг., работая в разных районах Кавказа, он собрал хорошо этикетированный гербарий. В его знаменитой работе «Verzeichniss der Pflanzen». (1831) для нашего района, помимо уже известных (Lappago racemosa, Panicum sanguinale, Melica nutans, Poa compessa, Smilax excelsa, Statice gmelini, Imperata arudinacea, Centaurea arenaria, Heliotropium europeum, Convolvulus persicus, Anabasis aphylla, Ferula caspia, Plantago arenaria), приводятся некоторые новые виды (Eurotia ceratoides, Picris laevis, Linaria rupestris, Schoberia microphylla, S. salsa, Atriplex micrantha, Barkhausia marschallii, Crataegus ambigua, Erodium hoefftianum, Euphorbia astrachanica, Holosteum marginatum). Всего в указанной выше работе упоминается более 2000 видов растений Западного Прикаспия, из которых около 100 новых.
Важным этапом в ботаническом изучении Кавказа является 5-ти томная работа Е. Буасье, «Flora Orientalis» (1867–1884). Сам Е. Буасье не посещал Кавказ, но им обработаны сборы многих коллекторов кавказской флоры и критически пересмотрены ряд таксонов. Для территории Предкавказья им описываются виды: Allium ruprechtii, Astragalus bungeanus, Erigeron orientalis, Limonium meyeri, Melampyrum elatius, Peucedanum pschavicum, Euphorbia iberica и др.
Труды Н. И. Кузнецова (1909, 1910, 1913) знаменуют переход на качественно новый уровень в изучении кавказской флоры. В его классической работе «Принципы деления Кавказа на ботанико-географические провинции» (1909) районирование построено с учетом историко-генетических и географических аспектов в формировании флоры. Ботанико-географические построения последующих авторов (общекавказские и региональные) — Н. А. Буша (1935), А. А. Гроссгейма (1936, 1948), Е. В. Шифферс (1953), А. Л. Харадзе (1966), А. Г. Долуханова (1966), А. И. Галушко (1976, 1978) проникнуты идеями, выдвинутыми в названной работе. Материалы самого Н. И. Кузнецова и его учеников Н. А. Буша, А. В. Фомина, Ю. Н. Воронова, а также сведения более ранних исследователей вошли в 44 выпуска «Flora Caucasica critica».
В 1899 году выходит «Флора Кавказа» В. И. Липского (1899), составленная по материалам, собранным автором в 1890–1891 гг. в степной полосе Предкавказья в районе Кизляра, Хасавюрта, Петровска, частично в северных предгорьях Темир-Хан-Шуры. В конце 19 и в начале 20 вв. на территории Дагестана им выполнены исследования степной полосы всего Предкавказья. В. И. Липский обратил внимание на характерные заросли держи-дерева, тянущиеся сплошной полосой у Хасавюрта. Его вклад в изучение флоры Предкавказья определяется изданием «Flora Ciscaucasica» (1894), которая, к сожалению, осталась неоконченной, и монографии «Флора Кавказа» (1899). В последней подводятся итоги изучения кавказской флоры за 200-летний период, описываются 4430 видов растений, включая их географическое распространение [1, 4].
Дореволюционные ботанические исследования, как правило, не касались детального изучения конкретных фитоценозов. После революции картина резко меняется. С этого периода началось планомерное изучение растительных богатств, связанное с запросами и интересами народного хозяйства.
В 1928–1929 гг. Терско-Кумские пески изучал А. Д. Гожев, опубликовавший работу «Типы песков западной части Терско-Дагестанского массива и их хозяйственное использование где он приводит списки песчаных растений, приуроченных к различным типам песков [2].
В дальнейшем на низменностях Дагестана проводились как флористические, так и геоботанические работы (С. И. Виноградов, 1927, П. Веденский, 1928, Василькова, 1929, С. И. Виноградов и Г. А. Толчаин, 1930, Е. В. Шифферс, 1931, А. Ф. Флёров 1933).
Первое (1928–1934), а впоследствии и второе издание (1937–1967) «Флоры Кавказа» А. А. Гроссгейма одновременно подводили итог и содействовали более глубокому изучению флоры менее исследованных областей Кавказа. Вклад А. А. Гроссгейма в изучение флоры Кавказа трудно переоценить, его работы и на сегодняшний день являются основой, на которую опираются исследования флористического и флорогенетического характера. Появляются многочисленные работы, как по флоре отдельных регионов, так и по флоре Северного Кавказа [3,5].
В дальнейшем были написаны и частично опубликованы работы Е. Ф. Степанова (1950, 1952), Л. Н. Чиликиной (1950, 1957), Л. Н. Чиликиной и Н. Д. Унчиева (1956, 1957), Н. Д. Унчиева (1958), Н. Д. Унчиева и Н. А. Ярулиной (1959), Н. А. Ярулиной (1958) и др., посвященные пастбищам и кормовым растениям Дагестана. В результате стало возможным составить карты растительного покрова Дагестана: карта растительности кумыкской плоскости и дельты р. Терека, масштаб 1:210000, составленная А. Н. Богдановым; геоботаническая карта южной части Дагестана, масштаб 1:210000, составленная З. Н. Кара-Мурза; карта растительного покрова Дагестана, масштаб 1:200000, составленная Л. Н. Чиликиной.
Вопросами улучшения пустынных и полупустынных пастбищ Западного Прикаспия занимались многие исследователи (Нечаева, Приходько, 1958, 1959, 1971; Махмудов, 1968, 1972; Хайдаров, 1968; Шамсутдинов, Гаевская,1964; Клюшкин, 1968; Шамсутдинов, Чалбаш, 1969; Валиев, 1978; Умаров, 1969; Алимов, 1970, 1971, 1973; Бурыгин, 1956; Абдрагимов, Сафонов, 1971; Шамсутдинов, 1968, 1969, 1972, 1973, 1979; Головченко, 1967, 1968, 1970, 1971; Гасанов, 1971, 1973; Гасанов, Залибеков, 1998; Гасанов, Курбанов, Бутаева, 1990, 1997; Гасанов, Курбанов, Гамидов, 1997, 1998) [3,5].
В работах П. Л. Львова (1964, 1965), П. П. Соловьевой (1965, 1968, 1970), Зеленько О.В (1969), Б. Ф. Остапенко (1972) приводится типологическая характеристика лесов Восточного Предкавказья. Закономерности сукцессионной смены фитоценозов, имеющие место в лесных сообществах, нашли отражение в трудах П. П. Соловьевой (1969), Н. М. Новиковой, А. В. Полянской (1989, 1994), А. В. Полянской (1990).
Из работ последних лет, посвященных исследованиям растительного покрова прибрежных и равнинных районов Западного Прикаспия, заслуживают внимания работы Г. М. Абдурахманова, З. М. Джамаловой, А. А. Теймурова (2003), А. А. Теймурова, В. А. Азимова (2005), А. А. Теймурова, Г. Г. Гаджиевой (2006), в которых имеются сведения общефлористического и флорогенетического характера. Исследования, проведенные всеми вышеперечисленными учеными представляют большой теоретический и практический интерес в познании растительного покрова нижней части долины реки Терек и всего Восточного Предкавказья.
Литература:
- Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трёх царств естества. Часть 4, половина 2-я. Спб., 1785. – 737 с.
- Иванов А. Л. Флора Предкавказья и ее генезис. Ставрополь, 1998. — С. 204.
- Сатуева Л. Л. Биоморфологический анализ флоры дельты Терека. Проблемы региональной экологии. 2013. № 6. С. 241–244.
- Сатуева Л. Л. Растительный покров экосистемы дельты Терека и его флористический анализ. Диссертация кандидата биологических наук: 03.02.08, 03.02.01 / Дагестанский государственный университет. Грозный, 2013.
- Теймуров А. А., Сатуева Л. Л., Миразаев Д. М., Солтанмурадова З. И. Новые флористические находки для Дагестана. Юг России: экология, развитие. 2013. Т. 4. № 4 (29). С. 105–108.