Геолого-геоморфологические особенности строения рельефа нижней части русла реки Терек
Автор: Сатуева Лайла Ломалиевна
Рубрика: 4. Геология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 01.06.2016
Статья просмотрена: 477 раз
Библиографическое описание:
Сатуева, Л. Л. Геолого-геоморфологические особенности строения рельефа нижней части русла реки Терек / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/earth/archive/201/10621/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дельта Терека является частью Восточного Предкавказья, представляющего собой слабоволнистую, местами плоскую равнину с небольшим общим уклоном в сторону Каспийского моря. Поверхность этой равнины и дельтовой низменности Терека сложены четвертичными отложениями. Еще в предакчагыльское время в результате перестройки тектонического рельефа обособился Терский прогиб, основные структурные элементы которого продолжали свое развитие и позднее. До четвертичного времени на территории Восточного Предкавказья существовал огромный залив, в береговой зоне которого с наступлением моря формировались новые отложения, а с отступанием — развивались денудационные процессы [5].
В геологическом строении дельты Терека принимают участие отложения от палеозойский группы до четвертичной системы включительно. В геологическом плане исследуемый район принадлежит к восточной части платформенного склона Терского краевого прогиба, которая представляет собой широкую плоскодонную впадину, выполненную мощной толщей кайнозойских осадков на эпигерцинской платформе Предкавказья. С юга от складчатого склона Терского прогиба она отделяется предгорным «рвом» — узким глубоким прогибом (до 2000 м по подошве плиоцена). В современном рельефе впадине соответствуют обширные низменные дельтовые равнины, созданные неоднократным блужданием Терека, Кумы, а в прошлом Сулу-Чубутлы, Куры и других, более мелких рек, стекающих с северного склона Восточного Кавказа. Как установлено разведочным бурением, на различных глубинах под слабо дислоцированными отложениями мезокайнозоя здесь залегает герцинский складчатый фундамент. В карбоне территория Предкавказья представляла единую область и находилась в стадии геосинклинального развития. Позднее, в визейский век, большая ее часть консолидировалась и превратилась в область эпигерцинской платформы. Последующее развитие связано с альпийской складчатостью Кавказа. С одной стороны, образовались обширные впадины, а с другой стороны, поднятия, с которыми связаны современные формы данного района [7, 8].
Складчатый фундамент характеризуется двухъярусным строением. Нижний ярус фундамента состоит из метаморфизированных мраморизованных известняков и перекристаллизованных мергелей светло-серого и зеленовато-серого цвета (карбон-пермь), а верхний ярус представлен менее дислоцированными породами пермо-триасового возраста. Этот складчатый фундамент перекрывается осадочным чехлом (до 4500 м), который в свою очередь также имеет двухъярусное строение. Так нижний ярусосадочного чехла составляют породы от юрского до олигоценового возраста, унаследовавшие в своем строении черты складчатого фундамента.
Верхний ярус осадочного чехла состоит из пород неоген-четвертичного возраста и имеет моноклинальное строение. Неогеновые породы преимущественно представлены слоистыми глинами в нижней части разреза почти черного цвета, с редкими прослоями песчаников и мергелей. Только в глинах чокракского яруса встречаются пачки песчаника мощностью до нескольких метров и в верхней части разреза верхнего сармата имеются пачки известняка-ракушечника [1,2].
В палеоценово-эоценовой толще выделяются зеленая, кумская и белая свиты фораминиферовой серии, состоящие из глинисто-карбонатных пород мощностью 100–110 м. Олигоцено-нижнемиоценовые отложения, объединяемые майкопской серией, делятся по литологическому составу на глинисто-алевролитовую и глинистую. Суммарная мощность их достигает 1450 м. В северной части прогиба вскрыта скважинами только верхняя часть майкопских отложений.
Среднемиоценовые отложения, состоящие здесь из чокракского и караганского горизонтов, очень сходны между собой по литологическому составу. Сложены они чередующимися пачками песчаников и глин. Мощность их в районе Александрийской и Крайновки достигает 360 м. Отложения верхнемиоценового возраста представлены сарматскими и меотическими ярусами. Первый сложен мощной толщей глин с редкими прослоями песчаников и мергелей с максимальной мощностью до 560 м в районе с. Александрийское, а второй глинами с прослоями песчаников и известняков, преимущественно развитых в Терско-Кумской низменности.
Отложения акчагыльского яруса представлены чередованием песчаников и глин мощностью 110–130 м, выделенные в Терском краевом прогибе. Мощность, акчагыла в районе Бабаюрта колеблется от 500 м до 600 м, а к северу уменьшается до 60–70 м (р-он Сухокумска). Такое же изменение мощностей отмечается и у песчано-глинистой толщи апшеронского яруса. Так, в районах с. с. Аксай и Александрийского мощность апшерона достигает 900–1000 м, а к северу сокращается до 270 м. [4].
Отложения четвертичной системы представлены бакинским, хазарским, хвалынским, новокаспийским ярусами и имеют широкое распространение на рассматриваемой территорий. Суммарная мощность их колеблется от 500 м в южной ее части до 100–120 м в северо-западной. Сложены они песчаниками, глинами, песками континентального (аллювиального, дельтового и др.) и морского происхождения.
Слившиеся в единое целое верхнехвальнские и новокаспийские дельты представляют собой плоские или слабо волнистые аккумулятивные равнины, полого наклоненные в сторону Каспийского моря. Они расчленены многочисленными отмершими и действующими речными руслами и разливами. Среднее колебание высоты в пределах дельтовых равнин не превышает 2,0–2,5 м. Реликтовые и действующие речные протоки имеют самые разнообразные размеры и очертания. Большей частью они извилисты, но довольно часто встречаются и сравнительно прямолинейные участки. Ширина проток колеблется от 4–10 до 150–200 м, глубина вреза в наиболее крупных протоках на отдельных участках достигает 2,0–2,5 м.
Вдоль действующих проток сравнительно часто прослеживаются четко выраженные прирусловые валы, которые местами замещаются искусственными дамбами созданными для защиты от наводнений. Поверхность дельты расчленена также многочисленными оросительными каналами, иногда использующими и естественные потоки. На участках распространения сильно трещиноватых озерно-аллювиальных новокаспийских глин, перекрытых песками и супесями, вдоль каналов и на поливных землях возникают многочисленные воронки (до 10–15 воронок на площади 1 га), которые связываются с суффозионно-эрозионными процессами [3,5].
Кроме проток на поверхности хвалынских и новокаспийских дельтовых равнин прослеживаются многочисленные разливы, занимающие значительные площади. Среди них выделяются постоянно действующие разливы, образующие сильно заболоченные участки дельты с многочисленными озерами (плавни), периодические разливы, на месте которых остаются временно заболоченные участки с пересыхающими озерами, и древние отмершие разливы, которые выделяются по характеру микрорельефа и растительности (тростниковые заросли). Среди низменных дельтовых равнин выделяются несколько повышенных участков (в районе Кизляра, у сел Бабаюрт и Шамхал-Янги-Юрт, по рекам Акташу, Аксаю, Сулаку и др.), которые обтекаются древними потоками и разливами, вызывают миграцию современных русел или их глубокий эрозионный врез. По геоморфологическим признакам, по сокращению мощности отложений и геофизическим данным эти участки выделяются как локальные структуры, испытавшие относительные поднятия в верхнечетвертичное время [6].
Молодые локальные поднятия, проявившиеся на фоне общего интенсивного опускания Терского прогиба, которое со значительной скоростью происходит и в настоящее время (до 2,5–3,0 мм/год), оказали существенное влияние на распределение речной сети, отмерших и действующих русел и разливов, определивших главнейшие геоморфологические черты дельтовых равнин Терека и Сулака [3].
В геоморфологическом отношений дельта представляет собой равнину с небольшим наклоном на восток и северо-восток и гипсометрически находится в пределах горизонталей от 200–250 м на западе до — 27 м на востоке. Прилегающие к дельте районы распространения песков сильно всхолмлены. Общее понижение поверхность имеет здесь в основном вдоль широты с запада на восток, составляя в среднем 1,5 метра на каждый километр профиля. Наибольшее падение прослеживается на юго-западных окраинах, прилегающих к передовым хребтам (Гудермесскому, Брагунскому и Терскому). Падение местности в северо-восточном направлении от Терека к с. Махмуд-Мектеб составляет в среднем 1 метр на один километр профиля, причем наименьшие уклоны приурочены, к кумским пескам и прилегающим к ним с южной стороны степным участкам. Общее падение местности в северо-восточном исправлении сказывалось также на формирования как древней, так и современной гидрографической сети.
Одной из распространённых форм рельефа являются грядовые пески. По внешнему виду они представляют собой довольно однообразные гряды, тянущиеся параллельными рядами в широтном направлении. Высота гряд 5–8 м, изредка больше, ширина 80–100 м. Отделяются они одна от другой межгрядовыми понижениями шириной в 100–150 м. Гряды заросли растительностью, имеют мягкие очертания. Межгрядовые понижения имеют вид ложбин, разделённых в ряде случаев невысокими и неширокими песчаными перемычками на отдельные, вытянутые в направлении с запада на восток, котловины. Сложены гряды мелкозернистым песком со значительным содержанием лёссовидных частиц. Поражает прямолинейность гряд и почти геометрическая правильность в их расположении.
В рельефе дельты хорошо выражены огромные пространства низменно-равнинных плавней, ежегодно затопляемых разливающимися водами Терека. Довольно ярко выражены также крупные сухие западины, например, западина восточнее села Огузер с отметкой -27,7 м. От села Брянска до высохшего русла Старого Терека по берегу моря тянется узкая полоса развеваемых бугристых песков.
В верхней части дельты развит своеобразный микрорельеф, созданный искусственными валами, сухоречьями и оросительными каналами, а также понижениями между рукавами. Здесь довольно часто понижение местности достигает 1–1,5 м на 1 км.
Гидрографическая сеть играет большую роль в образовании рельефа дельты. По ней в дельту поступает большое количество наносов, которые отлагаются в рукавах и каналах. Вследствие этого русла Терека и его рукавов в верхней и средней частях дельты лежат выше окружающей местности. Так, русло рукава Каргалинский прорыв в верхнем течении приблизительно на 2 м выше окружающей местности, а станица Каргалинская расположена на 1,5 м ниже Терека. Приморская часть дельты представляет собой пониженные, залитые водами или болотистые низины. Однако и здесь сохраняются повышенные элементы рельефа, имеющие форму грив или невысоких гряд и расположенные вдоль водотоков. Ширина этих грив обычно зависит от водоносности потоков.
Литература:
- Гакаев Р. А. Литолого-стратиграфические, структурно-тектонические и сейсмические условия оползнеобразования в Северо-Восточном Кавказе. Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 1–2. С. 74–79.
- Гакаев Р. А. Инженерно-геологические особенности оползнеобразования Горагорско-Грозненского оползневого района Чеченской Республики. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2008. Т. 2. № 2. С. 181–185.
- Сатуева Л. Л. Биоморфологический анализ флоры дельты Терека. Проблемы региональной экологии. 2013. № 6. С. 241–244.
- Сатуева Л. Л. Растительный покров экосистемы дельты Терека и его флористический анализ. Диссертация... кандидата биологических наук: 03.02.08, 03.02.01 / Дагестанский государственный университет. Грозный, 2013.
- Сафронов И. Н. Низменности Терека и Сулака. В кн.: Региональная геоморфология Кавказа. — М.: «Наука», 1979. — С. 30–31.
- Теймуров А. А., Сатуева Л. Л., Миразаев Д. М., Солтанмурадова З. И. Новые флористические находки для Дагестана. Юг России: экология, развитие. 2013. Т. 4. № 4 (29). С. 105–108.
- Чистяков А. А., Мирзоев Д. А. Результаты структурно-геоморфологических исследований в Терско-Сулакской низменности // Материалы компл. южн. геол. экспедиции АН СССР, 1962, вып. 7.
- Эльдаров М. М. Геоморфология Низменного Дагестана // Физическая география Низменного Дагестана / Труды естественно-географического факультета ДГПИ. — Вып. 7. — Махачкала, 1972. — С. 14–41.