Использование настольных игр при обучении иностранных студентов спряжению русских глаголов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.10.2015

Статья просмотрена: 1637 раз

Библиографическое описание:

Слабухо, О. А. Использование настольных игр при обучении иностранных студентов спряжению русских глаголов / О. А. Слабухо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 612-614. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22370/ (дата обращения: 21.11.2024).

Русский язык относится к флективной группе языков. Его особенностью является наличие различных суффиксов, префиксов, окончаний и неправильных форм не только в системе склонения существительных и прилагательных, но и в спряжении глаголов. При изучении темы «Спряжение глаголов» студенты, изучающие русский язык как иностранный сталкиваются с рядом трудностей: они должны не только запомнить значения глаголов, но и их изменение по лицам и числам согласно типу спряжения и фонетическим законам изменения слов (чередование гласных, согласных, отсечение и наращение суффиксов) и др.

Для решения этих задач параллельно с выполнением стандартных упражнений в учебниках можно использовать игру. Она способствует непроизвольному овладению грамматическим материалом в увлекательной форме, развивает память, скорость реакции и способствует сплочению группы. Настольные игры различают по характеру на интеллектуальные и азартные; по содержанию на логические, карточные, игры с фишками, картой и кубиками. По динамике выделяют пошаговые и динамические игры, а по количеству игроков — одиночные; с фиксированным и с произвольным числом играющих [1]. В данной статье рассматриваются лишь некоторые виды интеллектуальных карточных игр, игр с кубиками и фишками, которые можно использовать для групповой, парной работы или индивидуально. Это связано с тем, что преподаватель может подготовить один необходимый и достаточный набор глаголов, а использовать разные игры на каждом уроке в течение длительного времени.

Спряжение глаголов одна из сложных тем в изучении русского языка. В методических целях при обучении русскому языку как иностранному можно выделить 14 особенностей, которые нужно учитывать при спряжении русского глагола. Это единичные глаголы, а также глаголы I-го и II-го типа спряжения, в которые входят 3 группы глаголов с суффиксами инфинитива «-чь», «-ти» и «-ть». В свою очередь группа глаголов на «-ть» делится на 11 подгрупп [2]. Это достаточно сложная для усвоения классификация, поэтому помимо стандартных языковых упражнений на усвоение материала предлагается набор игр на формирование грамматических навыков.

Данные игры направлены на быстрый анализ глагола по определенным признакам и соотнесение его с соответствующей подгруппой, группой или типом спряжения. Преимуществом этих игровых заданий является то, что параллельно студенты запоминают также и значение глаголов, что существенно обогащает их словарный запас. Названия игр отражают их суть и направлены на формирование лингвострановедческой компетенции. Для всех игр необходима колода карт и ряд дополнительных средств: кубик, на гранях которого написаны задания, кости 1–2 штуки по усмотрению преподавателя и др. На каждой карте должно быть изображено и подписано действие глагола для наглядности.

Игра «Матрёшка». Каждому студенту выдается по 10 карт и по одной карте-правилу. В карте-правиле представлен только общий признак группы или подгруппы глаголов, например глаголы «-ВА-». Студент выкладывает рядом с картой-правилом, только те глаголы из своей колоды, которые соответствуют этому правилу. Остальные карты он передает соседу слева. Сосед слева выбирает карты, которые подходят к его правилу, например «БПВФМ» и остальные также отдаёт соседу слева. Студенты передают «лишние» карты до тех пор, пока все карты не осядут у студентов. Если студент делает ошибку, сосед слева спрягает этот глагол и ответив правильно, забирает карту с глаголом себе в качестве дополнительного очка. Если сосед отвечает неверно, карта переходит в общую колоду. По окончании игры все обсуждают правила, по которым спрягаются глаголы из общей колоды. Выигрывает тот, кто правильно соберет глаголы согласно своей карте-правилу и получит больше бонусных карт.

Игра «Нервишки». Карты в колоде лежат рубашками вверх. Преподаватель снимает первую карту, переворачивает ее и кладет рядом с колодой. Первый студент берет следующую карту из колоды, переворачивает картинкой вверх и кладет ее на первую карту. Если обе карты спрягаются по одному признаку, например, глаголы «любить» и «поздравить» — подгруппа «БПВФМ», то последний студент, который положил руку на эти карты, забирает их себе, так как он самый невнимательный или не знает правила спряжения. Это его личная колода. Если обе карты относятся к разным правилам, например «любить» (подгруппа «БПВФМ») и «водить» (подгруппа «ДТЗС СТ»), то тот, кто первым положит руку на эти карты, забирает их себе. Это также его личная колода. Все, у кого есть личная колода, используют ее, остальные выкладывают следующие карты из общей колоды. Это бесконечная игра, так как всегда найдется студент, который взял карты неправильно, поэтому игру стоит ограничивать по времени, например (30–40 минут). Остановив игру, победителя можно определить по наименьшему количеству карт в личной колоде или ее отсутствии.

Игра «Селедка под шубой». Преподаватель раздаёт каждому студенту набор из глаголов на все трудности спряжения русских глаголов, в котором должно присутствовать по 3–4 глагола на одно правило. Цель студента сгруппировать глаголы согласно предложенной классификации по памяти. Кто быстро и правильно справится с заданием, становится победителем. Далее любой студент из группы может попросить победителя проспрягать глагол из своего набора. Если победитель ответит правильно, то он остается таковым. Если нет, то такое же задание получает студент, который предложил проспрягать свой глагол. Если он спрягает глагол от группы правильно, при условии, что его набор собран верно, он становится победителем и т. д. Данный тактический прием необходим, чтобы не позволить жульничать студенту, который подглядел или кому достались глаголы, спряжение которых он уже усвоил. Первый раз это задание студенты выполняют очень медленно, потому что это сложное аналитическое задание. Если выполнять его несколько дней подряд, у студентов сформируется собственный алгоритм распознавания глагола по признакам и позже они справляются с заданием за 10 минут.

Игра «Повезло!». Необходимо выложить карты с глаголами 6×6 рубашками вверх. Первый бросок кубика определяет ряд по горизонтали, второй бросок по вертикали или наоборот. Цель — быстро проспрягать выпавший глагол. Если глаголы лежат рубашками вверх, то это задание на скорость, так как нужно быстро проспрягать только что увиденный глагол. Если глаголы лежат рубашками вниз, то у студентов есть время, чтобы увидеть все глаголы и вспомнить соответствующие правила. Студент, правильно проспрягавший глагол, забирает себе эту карту, а на ее место выкладывается другая карта из колоды. По желанию преподавателя это может быть случайный глагол или глагол на определенное правило. Важно не использовать в игре глаголы, которые студенты уже быстро и безошибочно могут спрягать. Время на раздумье можно заранее обговорить — 5 секунд, 3 или 1. Выигрывает студент, у которого больше всего карт.

Игра «Бинго». Студенты рисуют таблицу 3×3 и самостоятельно вписывают в квадраты правила спряжения глаголов, например «-НУ-», «Исключения II», «ДТЗС СТ» и др. Водящий студент берёт глагол из колоды и называет глагол в 1, 2 лице единственного числа или 3 лице множественного числа в настоящем или прошедшем времени. Для этого можно использовать кости, на каждой грани которой подписано, что нужно сделать или задание дает преподаватель. Первый, поднявший руку студент, у которого есть правило на соответствующий глагол, получает эту карту. Выигрывает тот, у кого правильно по диагонали или вертикали будут собраны глаголы на соответствующие правила.

Игра «Поезд». Выкладывается 36–49 карт 6×6 или 7×7 рубашками вниз. Между картами в произвольном порядке накладываются 4–5 лесенок со стрелкой вниз или вверх. Если фишка студента окажется на одной из карт, где есть лесенка, он «поднимается» или «спускается» на глагол, на который указывает стрелка, перемещаясь быстро по общей карте глаголов, и спрягает указанный глагол. Тот, кто первым доберется до верхнего правого угла — финиша, выигрывает. Студенты ставят свои фишки на первый глагол в нижнем левом углу. Один человек бросает кубик и по числу, выпавшему на кости «шагает» по картам. В качестве темы можно выбрать глаголы движения группы «Идти» и «Ходить» в настоящем и прошедшем времени. Это одно из заданий на знание закономерностей спряжения русских глаголов, так как у этих глаголов наблюдается большое количество правил на спряжение.

Игра «На счастье!». На гранях кубика написано «Настоящее время», «Прошедшее время (НСВ), «Прошедшее время (СВ), «Будущее время (НСВ)», «Будущее время (СВ) и «На выбор». Согласно выпавшей грани студент должен проспрягать глагол из общей колоды. В качестве задания «На выбор» можно предложить назвать пару НСВ-СВ к выпавшему глаголу и проспрягать любой из них. Если студент правильно выполняет задание, он получает карту и право хода до тех пор, пока не сделает ошибку. В этом случае право хода переходит к следующему студенту по кругу. Выигрывает студент, у которого больше всего карт.

Игра «Сапсан». Студенту выдаётся по 3–5 глаголов на разные правила. Цель студента — проспрягать все глаголы быстро один за другим без остановки. На подготовку времени не дается. Если студент делает одну ошибку, то право хода быстро переходит к соседу слева/справа, которому выдается другой набор глаголов и т. д. За время пока следующие студенты выполняют задание, неправильно ответивший студент может вспомнить правила и попытаться ответить правильно во втором раунде. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание верно.

Задания на совершенствование грамматических навыков неразрывно связаны с коммуникацией в устном или письменном виде и являются индикатором усвоения правил спряжения русских глаголов.

Игра «Аэроэкспресс». Преподаватель раздаёт студентам по одной карте по кругу. Пока он раздает, первый получивший карту студент быстро составляет предложение с данным глаголом, используя глагол в 1 или 2 лице единственного числа, 3 лице множественного числа, в настоящем, будущем или прошедшем времени. После того, как преподаватель раздаст всем по карте, он подходит в том же порядке к студентам, слушает и проверяет правильность предложения и выдаёт новую карту и так по кругу. Данное задание студенты могут выполнять сначала письменно, затем устно — это сложнее. Выигрывает студент, сделавший наименьшее количество ошибок.

Игра «Кот Баюн». Преподаватель раздаёт глаголы по темам «Образование», «Искусство», «Спорт» и др. [3, с. 158–182]. Например, по теме «Рабочий день»: просыпаться — проснуться, вставать — встать, завтракать — позавтракать, принимать (душ) — принять, чистить (зубы) — почистить и др. В каждой теме встречаются глаголы на разные правила. Задача студента подготовить быстро небольшой рассказ устно. Важно, чтобы тема была студентами уже изучена. Пока преподаватель слушает первого студента, остальные могут продолжить работу. Если студент ответит верно, он должен записать свой текст. Студент, написавший текст с наименьшим количеством ошибок выигрывает.

Игра «Фантазёры». Студенты получают по 5–7 глаголов на разные правила. Цель — написать историю в жанре комедии, драмы, боевика и т. п. Все могут писать в одном или в разных жанрах. Можно работать в группах или парах. Выигрывает тот, чей текст будет больше соответствовать заявленному жанру, и кто сделает меньше ошибок. Во время презентации истории остальные студенты записывают имена героев, а также использованные глаголы. Любой студент может кратко пересказать историю фантазёра. Если ответ верен, студент получает дополнительный балл. Выигрывает тот, у кого больше всего баллов. Таким образом, если история была не смешная или было много ошибок, пересказывая чужие истории, студент может восполнить свои потерянные баллы.

Практически все игры рассчитаны на целый урок, однако после знакомства с каждой из них, их можно проводить в начале урока в качестве грамматической разминки, в середине или в конце, так как они не только выполняют обучающую функцию — способствуют запоминанию в игровой форме значения слов и правил спряжения русских глаголов, но и вносят разнообразие в урок, снимают усталость, а также мотивируют к изучению русского языка.

 

Литература:

 

1.                  Бочкарев Т. Классификация настольных игр. [Электронный ресурс]: http://igrology.ru/25212 (дата обращения: 30.09.2015)

2.                  Слабухо О. А. Проблема классификации моделей спряжения глаголов в методических целях обучения русскому языку как иностранному / О. А. Слабухо // Молодой ученый. — 2015. — № 12. — С. 962–965.

3.                  Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина и др. — 5-е изд., испр. И доп. — СПб.: Залтоуст, 2011. — 200 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, глагол, игра, задание, правило, прошедшее время, русский язык, личная колода, общая колода, преподаватель.


Похожие статьи

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения английскому языку

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Использование кроссвордов на английском языке как инструмент повышения интереса к математике

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Заимствование англицизмов в русском языке

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

Похожие статьи

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения английскому языку

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Использование кроссвордов на английском языке как инструмент повышения интереса к математике

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Заимствование англицизмов в русском языке

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

Задать вопрос