Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.09.2015

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Бондарович А. А. Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 328-330. — URL https://moluch.ru/archive/99/22061/ (дата обращения: 18.10.2018).

Стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций являются нормой современного общества.

Интернет уже давно стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.

Как правило, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение. Проблема компьютерной зависимости стоит в современном обществе остро. Особенно актуальна эта проблема у подростков.

Под компьютерной зависимостью стоит интернет-зависимость и игромания. Эти обе зависимости, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.

Как правило, у подростка, прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью, нарушается социальная адаптация, ему становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности.

Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру — ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна.

Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции, поэтому спустя некоторый период времени он начинает играть уже целенаправленно.

Чрезвычайно важно окружению подростка (родителю, классному руководителю, педагогу-предметнику), вовремя заметить некоторые тревожные признаки и предотвратить формирование глобальной компьютерной зависимости. Ведь именно окружающие первыми замечают изменения в характере и поведении зависимого от игр и интернета.

Важным психопрофилактическим инструментом по выявлению ранних форм зависимости является так же диагностическая работа школьного психолога, которая позволяет не только выявить подростков склонных к компьютерной зависимости, но и выделить некоторые общие признаки личностной сферы подростков, склонных к зависимому поведению.

На базе ГУО «Средняя школа № 37» г.Могилёва в период сентябрь-октябрь 2014 года, было проведено исследование, направленное на выявление личностных особенностей подростков, имеющих повышенный интерес к компьютеру.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе к участию в диагностике были привлечены все желающие подростки 8-х и 9-х классов (14–16 лет), проводившие за компьютером более 2-х часов в сутки.

В первичной диагностике приняло участие 97 подростков.

Им было предложено ответить всего на два вопроса теста-опросника «Шкала ложных пари» в адаптированном варианте А. А. Карпова, В. В. Козлова. По мнению многих авторов, опросник позволяет с высокой точностью проводить различие между проблемными и обычными он-лайн игроками (Нил и др., 2005).

У 24 % диагностированных подростков выявлен низкий уровень игровой он-лайн зависимости, у 56 % средний уровень и у 40 % высокий уровень игровой он-лайн зависимости.

Так же вниманию подростков был предложен тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних.

Целью было определение уровень компьютерной зависимости учащихся. Тест состоит из двух блоков, для учащихся и родителей. В данном случае мною был использован первый блок теста.

В результате обработки этих двух тестов, были получены следующие данные:

У 22 % подростков, проводящих за компьютером не менее 2-х часов в сутки, выявлен низкий уровень компьютерной зависимости, у 45 % средний уровень и у 33 % подростков выявлен высокий уровень (риск) компьютерной зависимости.

У 24 % диагностированных подростков выявлен низкий уровень игровой он-лайн зависимости, у 56 % средний уровень и у 40 % высокий уровень игровой он-лайн зависимости.

К участию во втором этапе исследования, было приглашено только 44 % подростков (43 человека), показавшие по результатам обследования на первом этапе высокие показатели зависимости по одному (только игровая или компьютерная зависимость) или двум критериям тестов одновременно.

В дальнейшем исследовании по изучению индивидуально-личностных особенностей, были задействованы 28 подростков мужского пола и 15 женского пола. Средний возраст испытуемых 15 лет.

Подросткам было предложено ответить на вопросы следующих диагностических методик:

1.Уровень самооценки А. М. Кухарчук, В. В. Лях, С. Г. Макарова.

Цель: определение уровня самооценки.

В результате обработки у 85 % испытуемых выявлен низкий уровень самооценки, 13 % имели адекватную самооценку, лишь у 2 % самооценка была высокого уровня.

2.Диагностика самооценки психических состояний Г.Айзенка.

Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.

В результате обработки показатели тревожности у 55 % подростков были низкого уровня, у 45 % среднего уровня, 5 % показали высокий уровень тревожности.

Фрустрация: 60 % низкий уровень,35 % средний уровень, 5 % высокий уровень фрустрации.

Агрессивность: 26 % низкий уровень,51 % средний уровень, 23 % высокий уровень агрессивности.

Ригидность: 30 % низкий уровень,60 % средний уровень, 10 % высокий уровень ригидности.

3. Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Цель: оценка общего уровня общительности.

У 2 % подростков выявлен низкий уровень коммуникабельности (до 24 баллов), у 60 % средний уровень общительности, у 38 % выявлен высокий уровень коммуникабельности и потребности в общении.

Таким образом, если проанализировать полученные данные, то можно сделать некоторые общие выводы о некоторых личностных особенностях подростков, имеющих высокий риск развития компьютерной зависимости.

Так, в ходе исследования, выявлена чёткая взаимосвязь низкого уровня самооценки и склонности к зависимости от компьютера. Получены высокие показатели данного фактора, как критерия-маркера, который может быть использован специалистами по выделению «групп риска» подростков, склонных к развитию игровой и интернет-зависимости.

В ходе анализа выявлено, что такие факторы, как личностная тревожность и ригидность не являются ведущими признаками личностных особенностей подростков, имеющих компьютерную зависимость.

Уровень фрустрации у подростков оказался занижен, что говорит об устойчивости подростков выделенной группы к неудачам, отсутствию страха перед трудностями.

По критерию агрессивности, следует заметить, что наиболее высокие её показатели были выявлены у учащихся с игровой он-лайн зависимостью, и более низкие при интернет-зависимости.

Высокие показатели по такому критерию, как, как коммуникативность, были обнаружены у подавляющего большинства обследованных подростков, что свидетельствует о ещё одном важном критерии-маркере, наряду с низкой самооценкой — это высокая потребность в общении с другими и высокий уровень общительности подростков, имеющих компьютерную зависимость.

Можно предположить, что наличие низкой самооценки подростков и вместе с тем их высокая потребность в общении с другими, возможно, и являются ведущими причинами «зависания» обследованных подростков в сети Internet.

Впоследствии среди задействованных на первом этапе подростков, было проведено информационное групповое занятие по ознакомлению с результатами диагностики, были даны рекомендации по профилактике игровой и интернет-зависимости, разработаны и распространены тематические буклеты.

Среди подростков, задействованных на втором этапе, дополнительно были проведены индивидуальные беседы и цикл групповых занятий, направленный на развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки.

На итоговом занятии с подростками было проведена повторная диагностика, направленная на анализ динамики самооценки и степени изменения уровня компьютерной зависимости.

На заключительном этапе было протестировано 42 подростка из 43, показавших на первом этапе исследования высокий риск интернет-зависимости. При повторной диагностике следует отметить общее снижение показателей интернет зависимости как по одному (только игровая или компьютерная зависимость), так и по двум критериям тестов одновременно.

 

Литература:

 

1.      Альманах психологических тестов. — М.: Изд-во КСП, 1995. — 400 с.

2.      Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2004.- 320с.

3.      Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2011.-336с.

4.      Тесты для выбирающих профессию/Сост.А. М. Кухарчук,В. В. Лях,С. Г. Макарова.-Мн.: «Соврем.слово»,2005.-288с.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, подросток, игровая он-лайн зависимость, уровень, высокий уровень, личностная особенность подростков, результат обработки, уровень самооценки, высокая потребность, повторная диагностика.


Похожие статьи

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные изменения в сфере личности, самооценки и самосознания.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра...

Личностные особенности подростков с киберкоммуникативной...

В статье представлена актуальность проблемы киберкоммуникативной зависимости, рассмотрена специфика её проявления у подростков, определены личностные особенности подростков, имеющих киберкоммуникативную зависимость...

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Ключевые слова: зависимость, компьютер, подросток, компьютерная зависимость.

игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм

Во время игры подросток испытывает невероятные ощущения, он может контролировать каждое свое действие, но при...

Особенности эмоциональных реакций подростков...

Представлены результаты исследования связи между компьютерной игровой зависимостью и спецификой проявления эмоциональных реакций в подростковом возрасте. Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью повышенный уровень агрессивности...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков.

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов. - обработать и проанализировать полученные данные

Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка...

Проблема интернет-зависимости среди подростков

2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

1. Уровень интернет-зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %).

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования). Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные изменения в сфере личности, самооценки и самосознания.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра...

Личностные особенности подростков с киберкоммуникативной...

В статье представлена актуальность проблемы киберкоммуникативной зависимости, рассмотрена специфика её проявления у подростков, определены личностные особенности подростков, имеющих киберкоммуникативную зависимость...

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Ключевые слова: зависимость, компьютер, подросток, компьютерная зависимость.

игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм

Во время игры подросток испытывает невероятные ощущения, он может контролировать каждое свое действие, но при...

Особенности эмоциональных реакций подростков...

Представлены результаты исследования связи между компьютерной игровой зависимостью и спецификой проявления эмоциональных реакций в подростковом возрасте. Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью повышенный уровень агрессивности...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков.

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов. - обработать и проанализировать полученные данные

Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка...

Проблема интернет-зависимости среди подростков

2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

1. Уровень интернет-зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %).

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования). Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Задать вопрос