Личностные особенности подростков с киберкоммуникативной зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 08.06.2017

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Семенова М. В. Личностные особенности подростков с киберкоммуникативной зависимостью // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 284-287. — URL https://moluch.ru/archive/157/44243/ (дата обращения: 27.05.2019).



В статье представлена актуальность проблемы киберкоммуникативной зависимости, рассмотрена специфика её проявления у подростков, определены личностные особенности подростков, имеющих киберкоммуникативную зависимость, предложены рекомендации по коррекции киберкоммуникативной зависимости у детей подросткового возраста.

Ключевые слова: интернет-зависимость, киберкоммуникативная зависимость, личность, структура личности, личностные особенности, подростковый возраст

Человек, не отрывающий свой взгляд от экрана мобильного телефона, — уже привычная повседневная картина нашей жизни. Таких людей мы встречаем повсюду — в общественном транспорте, в магазинах и торговых центрах, в кафе и парках. Во время поездок или прогулок, приёма пищи, в одиночестве или в компании — в любых ситуациях теперь без мобильных телефонов мы не можем представить полноценного существования.

Буквально за два десятилетия технический прогресс подарил нам множество «умных» электронных устройств, которые, на первый взгляд, должны облегчить нашу жизнь. Вместе с тем изменилось и наше общение — мобильные телефоны подарили нам возможность чаще осуществлять звонки, находясь в любом удобном для нас месте, а также общаться посредством службы коротких сообщений. С развитием сети Интернет и широким распространением сотовых сетей с Интернет-доступом стали возможными обмен сообщениями в online-режиме, а также аудио- и видеозвонки, что позволило людям, находящимся на большом расстоянии, видеть и слышать друг друга гораздо чаще.

Однако, постепенно виртуальное общение стало заменять общение в реальной жизни. Более того, зачастую, влечение к общению в сети Интернет стало носить патологический характер. Данная проблема впервые была актуализирована американским психиатром К.Янг ещё в конце прошлого столетия и получила название киберкоммуникативной зависимости [1].

Виртуальное общение даёт возможность интернет-пользователям самореализоваться, при этом, не прилагая практически никаких усилий, почувствовать себя такими, какими бы они хотели быть, а не теми, кем являются на самом деле. Быть красивым и смелым в интернете, выражать свои чувства, спрятавшись за фотографией аккаунта, значительно проще, чем в реальной жизни. Таким образом, основным фактором, влияющим на формирование зависимости от общения в социальных сетях, является несформированная личность.

В психологии принято считать, что формирование личности завершается только к концу подросткового возраста, данный факт в совокупности с особенностями проявления возрастного кризиса делает подростков наиболее уязвимыми к киберкоммуникативной зависимости [6]. В свою очередь, в подростковом возрасте замещение реального общения виртуальным, и, тем более, зависимость от него, несёт в себе серьёзные последствия в виде личностных нарушений. Под воздействием социальных сетей у подростка происходят изменения в поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сферах, снижая при этом его способность к адаптации [1]. Поэтому перед современными психологами стоит очень важная задача — поиск эффективных способов коррекции киберкоммуникативной зависимости у детей подросткового возраста, решая которую следует начать с изучения личностных особенностей таких подростков.

Когда мы говорим о «личности», обычно подразумеваем характер человека, какие-то его индивидуальные характеристики. Из-за многогранности данного феномена довольно сложно дать ему конкретное определение. В настоящее время личность изучается в психологии, социологии, педагогике, философии и др. науках. Для нас наиболее близким является определение Р. С. Немова, он указывает, что личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [2].

Основу личности составляет её структура — относительно устойчивая связь и взаимодействие всех её сторон как целостного образования. Первую попытку выделения структурных компонентов личности совершил З.Фрейд. Его 3-х компонентная структура личности, в основе которой лежит концепция бессознательного, включает: 1. Ид (оно) — врожденное, неосознаваемое (влечения); 2. Эго (я) — опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя); 3. Суперэго (сверх я) — моральный цензор [5]. С. Л. Рубинштейн так же выделил 3 компонента: 1. Направленность личности (что хочет человек) — ведущий компонент личности; 2. Знания, умения и навыки (что он может); 3. Индивидуально психологические особенности (что есть он сам) [5]. Более полно описана структура личности К. К. Платонова, для него личность — это система, которая развивается во времени, характеризуется изменяющимся составом входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В эту систему входят следующие подструктуры:

‒ направленность и моральные черты (желания, интересы, стремления, убеждения);

‒ опыт (знания, навыки, умения и привычки);

‒ индивидуальные особенности психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли;

‒ биопсихические свойства (половые, возрастные и типологические свойства личности (темперамент)) [5].

Подростковый возраст приходится на период полового созревания. Его обычно называют «кризисным», «трудным», «переходным» — это связано с наиболее яркими изменениями в психике, которые происходят на фоне значительных анатомо-физиологических перестроений в детском организме. В психологии подростковый возраст — это период от 11–12 до 15 лет. Основным новообразованием в этом возрасте является формирование идентичности, социальной ситуацией развития — стремление к самостоятельности, независимости, а ведущей деятельностью — интимно-личностное общение со сверстниками [6]. Новообразованиями данного возраста так же являются чувство взрослости, развитие самосознания, формирование идеала личности, склонность к рефлексии, интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, частая смена настроения, особое развитие волевых качеств и др. [6].

Переживание неудач в школе, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, чувство одиночества, личная несостоятельность во всех видах деятельности — всё это и многое другое подталкивает подростка к «бегству от реальности» через аддиктивное поведение, одним из разновидностей которого является популярная в наше время интернет-зависимость [7]. Зависимость — повышенная чувствительность к тому или иному внешнему воздействию, связанная с неспособностью человека отказаться от влияния как следствия подобного воздействия [1]. Интернет-зависимость относится к поведенческим аддикциям и характеризуется сильным желанием войти в Интернет или неспособностью выйти из него. Киберкоммуникативная зависимость является одним из типов интернет-зависимости. Под киберкоммуникативной зависимостью А. В. Тончева понимает зависимость человека от общения в наиболее распространенной коммуникационной среде Интернет — социальной сети [1].

У человека с интернет-зависимостью появляются проблемы контроля времени, проблемы в межличностных отношениях, он пренебрегает прежними увлечениями и собственным здоровьем, ухудшается его учебная и трудовая деятельность, он не желает слушать критику его образа жизни. Для киберкоммуникативной зависимости характерно всё большее предпочтение on-line-общения реальному, ежедневная потребность следить за обновлением событий вне зависимости от места нахождения, регулярное посещение и обновление «страницы», беспрерывное нахождение «on-line» более 2 часов в сутки [1].

Как мы уже указывали, зависимость от общения в социальных сетях наиболее опасна для подростков. Под воздействием такой зависимости у подростков проявляется неорганизованность, безответственность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, отчуждённость, низкая стрессоустойчивость, склонность к чувству вины, склонность к приукрашиванию собственной персоны, неуверенность в себе [8].

Таким образом, мы выдвинули гипотезу, которая заключается в том, что дляподростков с киберкоммуникативной зависимостью характерно:

‒ неадекватная (низкая) самооценка, неуверенность;

‒ отчуждённость, скрытность, замкнутость (трудности в установлении непосредственных межличностных контактов);

‒ эмоциональная неустойчивость (переменчивость настроений и интересов);

‒ недобросовестность, безответственность, неорганизованность;

‒ склонность к чувству вины, депрессивность, чувствительность к одобрению окружающих, недовольство собой;

‒ социабельность, зависимость от мнения и требований группы, низкая самостоятельность;

‒ импульсивность, низкий самоконтроль, низкая дисциплинированность, неумение контролировать эмоции и поведение.

Экспериментальное изучение личностных особенностей подростков с киберкоммуникативной зависимостью проходило на базе 7-ых классов МАОУ СОШ № 31 г.Ишима. На первом этапе экспериментального исследования мы выявили подростков, имеющих зависимость от общения в социальных сетях, при помощи опросника на выявление уровня киберкоммуникативной зависимости, разработанного А. В. Тончевой [3]. Выборка составила 30 человек, из которых мы сформировали две группы: 1) Киберкоммуникативно зависимые подростки 2) Подростки, не имеющие киберкоммуникативной зависимости.

На втором этапе эксперимента для изучения личностных особенностей подростков с киберкоммуникативной зависимостью мы использовали личностный опросник Р.Кеттелла [4]. Данные, полученные в результате диагностического исследования личностных особенностей подростков, а так же результаты статистической обработки этих данных, показали, что подростки, имеющие зависимость от общения в социальных сетях, отличаются низкой самооценкой, неуверенностью, отчуждённостью, скрытностью, замкнутостью (трудностями в установлении непосредственных межличностных контактов), депрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, безответственностью, неорганизованностью, склонностью к чувству вины, чувствительностью к одобрению окружающих, недовольством собой. Для них характерны зависимость от мнения и требований группы, низкая самостоятельность, импульсивность, низкий самоконтроль, низкая дисциплинированность, неумение контролировать эмоции и поведение. Таким образом, гипотеза нашего исследования была подтверждена.

На третьем этапе экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации по коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков, согласно которым, работа, в первую очередь, должна осуществляться с семьёй подростка. Семья должна с высокой рефлексией и ответственностью понимать, что с взрослением ребенка надо считаться: не навязывая своего внимания, родители должны выражать готовность обсудить проблемы подростка и позволять сохранить ему чувство самоуважения. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. Для педагогов-психологов был составлен перечень игр и упражнений, направленных на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие эмоциональной устойчивости и волевого самоконтроля, развитию коммуникативных навыков, который может использоваться на практике для коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков.

Литература:

  1. Тончева А. В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте / А. В. Тончева // Вестник ЧГУ. — 2013. — № 1. — С. 131–136.
  2. Немов Р. С. Психология. Книга 1. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
  3. Тончева А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А. В. Тончева // Интернет-журнал Науковедение. — 2012. — № 4 (13). — С. 138–143.
  4. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под.ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — Спб.: Речь, 2005. — 694 с.
  5. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2016. — 288 с.
  6. Волков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266 с.
  7. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд, стер. — М: МПСИ, 2003. — 240 с.
  8. Ванина О. Е. Факторы, влияющие на проявление зависимости от социальных сетей в подростковом возрасте / О. Е. Ванина, Д. Е. Чеснокова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2011. — № 7. — С. 187–198
Основные термины (генерируются автоматически): зависимость, подростковый возраст, подросток, личностная особенность подростков, чувство вины, эмоциональная неустойчивость, общение, одобрение окружающих, реальная жизнь, виртуальное общение.


Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией нервных процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте нарастает общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Особенности общения подростков посредством интернета

реальное общение, виртуальное общение, общение, Сетевое общение, получение информации, подросток, Интернет, сеть, реальная личность, подростковый возраст.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Поэтому главная особенность подросткаличностная нестабильность.

В последние годы виртуальное общение, виртуальная коммуникация всё чаще заменяет реальную коммуникацию подросткам.

Некоторые психологические проблемы общения в подростковом...

Рассмотрим психологические особенности общения у подростков. Отличительная особенность детей подросткового возраста — тяга к общению со сверстниками, некоторая социально–психологическая изолированность от взрослых...

Особенности межличностного общения среди подростков

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы.

Подростковый возраст характеризуется тем, что он находится на рубеже перехода из детского возраста к взрослому образу жизни.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с

Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой.

Изучение специфики вовлеченности подростков в социальные...

Нами же было проведено исследование специфики вовлеченности подростков в социальные сети.

Мы полагаем, что вовлеченность является следствием гиперобщительности или же напротив, недостатком общения в реальной жизни.

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией нервных процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте нарастает общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Особенности общения подростков посредством интернета

реальное общение, виртуальное общение, общение, Сетевое общение, получение информации, подросток, Интернет, сеть, реальная личность, подростковый возраст.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Поэтому главная особенность подросткаличностная нестабильность.

В последние годы виртуальное общение, виртуальная коммуникация всё чаще заменяет реальную коммуникацию подросткам.

Некоторые психологические проблемы общения в подростковом...

Рассмотрим психологические особенности общения у подростков. Отличительная особенность детей подросткового возраста — тяга к общению со сверстниками, некоторая социально–психологическая изолированность от взрослых...

Особенности межличностного общения среди подростков

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы.

Подростковый возраст характеризуется тем, что он находится на рубеже перехода из детского возраста к взрослому образу жизни.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с

Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой.

Изучение специфики вовлеченности подростков в социальные...

Нами же было проведено исследование специфики вовлеченности подростков в социальные сети.

Мы полагаем, что вовлеченность является следствием гиперобщительности или же напротив, недостатком общения в реальной жизни.

Задать вопрос