Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 16.05.2014

Статья просмотрена: 3532 раза

Библиографическое описание:

Максс В. А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 272-274. — URL https://moluch.ru/archive/66/10992/ (дата обращения: 17.12.2018).

Ключевые слова:увлеченность, зависимость.

Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства — это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т. к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющие на социально — психологическое здоровье детей и подростков. Одним из последствий 7этого процесса является компьютерная зависимость. Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Данной проблемой занимались такие ученые как: К. Янг, Коул, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:

1)      Познавательная — увлеченность познанием в сфере программирования;

2)      Игровая — увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством;

3)      Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16]

В связи с приведенными классификациями компьютерной деятельности, существуют и различные виды зависимостей:

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:

1.                  Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

-       Ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности.

-       Неролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели — пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.

Неважно, какой тип игры человек выбирает — все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.

Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

2.                  Сетеголизм — зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12–14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах.

Некоторые признаки «сетеголика»:

1)      Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

2)      Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

3)      Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

4)      Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале.

5)      Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов — семьи, друзей, коллег по работе.

6)      Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.

7)      Низкая работоспособность [2, с.3].

3.                  Хакерство — вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров — асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка. [3,c.30]

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

1)      хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2)      невозможность остановиться;

3)      увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4)      пренебрежение семьей и друзьями;

5)      ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6)      ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7)      проблемы с работой или учебой;

Физические симптомы:

1)                 синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2)                 сухость в глазах;

3)                 головные боли по типу мигрени;

4)                 боли в спине;

5)                 нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6)                 пренебрежение личной гигиеной;

7)                 расстройства сна, изменение режима сна

Целью исследования является:

-       исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов.

-       обработать и проанализировать полученные данные;

-       предложить мероприятия по профилактике компьютерной зависимости.

Для исследования компьютерной зависимости был использован тест К. Янга. [http://doroga-peremen.ru/test/internet_zavisimost/].Объектом нашего исследования были учащиеся Воровской СОШ шк. № 1. Мы диагностировали 23 человека, возраст которых 14–16 лет. Способ предлагает двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «нет» — 1 балл, за ответ «да» — 2 балла. Метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

До 10 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

10–20 балла — стадия увлеченности;

20–30 баллов — риск развития компьютерной зависимости.

более 30 баллов — наличие компьютерной зависимости.

После проведения теста — опросника получены следующие результаты.

1.         9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.

2.         52 % на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.

3.         39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

Таким образом, стало понятно, что у половины опрошенных выявляется возможность развития компьютерной зависимости.

Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений в реальной жизни, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютеров. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Литература:

1.                  Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете //М.: Можайск-Терра, 2000г.с. 431

2.                  Информационный портал, режим доступа: http://www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost

3.                  Марков Дж., Хефнер К. Хакеры// Киев:,Рада,2006г.с.34

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.


Ключевые слова

увлеченность, зависимость.

Похожие статьи

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Влияние виртуальной реальности на подростков

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [3, с

- Игры от первого лица. Такие игры отличаются максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

игра, компьютерная зависимость, игровая зависимость, компьютерная игра, виртуальный мир, реальный мир, время, компьютер, игровая деятельность, реальная жизнь.

Личностные особенности подростков и риск развития...

Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру — ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете...

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший школьный возраст, социализация ребенка, Интернет, зависимость.

Компьютерная зависимость школьников

Компьютер, прежде всего игры и Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания

В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть, ребенок, риск развития, реальный мир, нереальный мир.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Влияние виртуальной реальности на подростков

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [3, с

- Игры от первого лица. Такие игры отличаются максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

игра, компьютерная зависимость, игровая зависимость, компьютерная игра, виртуальный мир, реальный мир, время, компьютер, игровая деятельность, реальная жизнь.

Личностные особенности подростков и риск развития...

Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру — ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете...

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший школьный возраст, социализация ребенка, Интернет, зависимость.

Компьютерная зависимость школьников

Компьютер, прежде всего игры и Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания

В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть, ребенок, риск развития, реальный мир, нереальный мир.

Задать вопрос