Проведенные нами исследования доказывают высокую эффективность препарата «Декасан» в профилактике и лечении постэкстракционных воспалительных осложнений. Декасан имеет выраженный антисептический, противовоспалительный, обезболивающий и дезодорирующий эффект и не обладает побочным действием.
Ключевые слова:альвеолиты, постэкстракционные осложнения, Декасан.
Удаление зубов является одним из самых распространенных оперативных вмешательств в хирургической стоматологии. Ежедневно в Кыргызстане в стоматологических поликлиниках проводится более тысячи этих операций. Известно, что нередко после данных операций возникают постэкстракционные воспалительные осложнения [1]. Одним из наиболее частых осложнений, связанных с удалением зубов, является альвеолит. По данным литературы, после удаления зубов это осложнение встречается в 24–35 % случаев, а по нашим данным — в 33,2 % случаев [1]. Частота возникновения постэкстракционных воспалительных осложнений (при удалении зубов) не позволяет утверждать о том, что существующие методы профилактики являются достаточно эффективными. Постэкстракционные воспалительные осложнения вызывают как временную, так и длительную (при развитии абсцессов, флегмон и остеомиелитов) утрату трудоспособности больных, а поскольку последними наиболее часто являются лица в возрасте от 18-ти до 50-ти лет, т. е. наиболее трудоспособного возраста, то эта проблема приобретает значение не только как общемедицинская, но и как социально-экономическая.
Известно, что для противовоспалительной терапии больных с альвеолитами используют различные антибактериальные препараты (антибиотики, сульфаниламиды и др.), но даже использование этих медикаментов не позволяет значительно снизить количество развивающихся постэкстракционных воспалительных осложнений. Это связано с тем, что в полости рта человека находится большое количество микроорганизмов, которые при неблагоприятных условиях (наличии повреждений слизистой оболочки и кости, присутствии поврежденных тканей или кариозно-разрушенных и периодонтитных зубов, а также других факторов) способны вызвать развитие воспалительных процессов в лунке удаленного зуба. Поэтому лечение должно быть направлено на профилактику выпадения из лунки кровяного сгустка и проникновения патогенных микроорганизмов в лунку из полости рта [2, 4].
Общее известно в стоматологии в качестве противомикробных препаратов для местного лечения используются антибиотики, антисептики, дезинфектанты, гомеопатические препараты и т. д. Среди ранее перечисленных антимикробных препаратов в челюстно-лицевой хирургии самое широкое распространение получили антисептики. При выборе противомикробного препарата врач должен ориентироваться на цель его использования: профилактическую (предупреждение развития патологического состояния) или лечебную (лечение развившегося инфекционного воспалительного процесса). В препаратах, используемых с профилактической целью, достаточно наличия только веществ с антимикробными свойствами, а с лечебной целью необходимы еще и средства с болеутоляющей, противовоспалительной и жаропонижающей активностью, т. е. обладающие комбинированным действием. В связи с этим наибольшую популярность приобретают те химиотерапевтические препараты, которые можно использовать как для одной, так и для другой цели, т. е. лечебно-профилактические [3, 5, 6, 7].
Одним из таких препаратов является Декасан (выпускается фирмой «Юрия-Фарм»). Фармакологическое действие Декасана обусловлено наличием трех активных ингредиентов, которые входят в состав данного препарата. Декасан выпускается в виде раствора для полосканий полости рта. Антимикробная активность Декасана обусловлена наличием декаметоксина, который проявляет свой антибактериальный эффект не только по отношению к грамположительным, но и к грамотрицательным микробам, а также оказывает противогрибковое действие (дрожжеподобные грибы рода Candida, Microsporus, Histoplasma и др.).
Цель проводимого исследования — определить эффективность препарата «Декасана» для профилактики развития постэкстракционных воспалительных осложнений и в комплексном лечении одного из наиболее частых осложнений — альвеолита.
Материал и методы исследования
Для решения поставленной задачи нами были обследованы 80 больных в возрасте от 17-ти до 50-и лет с хроническими периодонтитами, которым проводилось удаление зубов. Декасан назначался нами как для полосканий рта (до операции удаления зуба), так и в качестве антисептических ванночек (после удаления зуба полоскания рта не рекомендуются). На одно полоскание или ванночку используются две чайные ложки препарата, которые растворяются в 1/4 стакана теплой воды. За одни сутки применяют от 2-х до 4-х процедур. Курс лечения Декасаном составлял 3–4 дня.
Всех 80 обследуемых мы разделили на две группы наблюдения: первая группа — 40 обследуемых с хроническими периодонтитами (подгруппа А — 20 чел., которым до и после удаления зуба назначали ванночки с декасаном, подгруппа Б — 20 чел., которым назначали ванночки с хлоргексидином до и после удаления зубов) и вторая группа — 40 больных с острыми альвеолитами (подгруппа А — 20 чел. с применением традиционного лечения — промывание лунки хлоргексидином и рыхлой тампонадой йодоформным тампоном, подгруппа Б — 20 чел. с включением в комплекс традиционного лечения промывания лунки декасаном и назначением ванночек с декасаном в течение 3–4-х дней после рыхлой тампонады йодоформным тампоном). До удаления зуба проводили полоскание полости рта соответствующим антисептическим раствором в течение 4–5-и минут. Для проводимого обследования отбирали только лиц с санированной полостью рта. После удаления зуба пациентам проводили репозицию фрактуированных стенок альвеолярного отростка (сжимали лунку) и на нее накладывали стерильный марлевый тампон на 15–20 минут. Среди рекомендаций больным, которые мы давали после удаления зубов, был запрет интенсивного полоскания полости рта (больные применяли ванночки с антисептиками), особенно на 3–4-е сутки после его удаления (в эти сроки имеется несоответствие между сгустком крови — последний будет малых размеров и стенками альвеолы — они еще больших размеров). В постэкстракционный период обследуемым назначали только симптоматическое лечение.
Больным назначалось общеклиническое обследование, которое включало: выяснение жалоб, сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, рентгенографию челюстей, общий анализ крови и мочи, определение лейкоцитарной формулы и изучение вида микрофлоры в лунке при альвеолите. Изучали клиническое состояние лунки (наличие гиперемии, отека, болезненности, воспалительной инфильтрации, температурной реакции) в динамике обследования пациентов. Все проводимые обследования выполняли как перед удалением зуба, так и в процессе лечения. Клинические симптомы и полученные цифровые данные лабораторных обследований обработаны вариационно-статистическим методом с использованием персонального компьютера. Достоверность результатов обследования вычисляли согласно критериям Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведен анализ микробиологических обследований, которые выполнены у 32-х больных с альвеолитами. В ассоциативных связях микроорганизмы определялись у 12-ти обследуемых (37,5 %), а в монокультуре — у 20-ти больных (в 62,5 %). Ассоциации представляли собой сочетание двух разновидностей микроорганизмов. У 32-х обследуемых с альвеолитом в монокультуре и в ассоциациях нами были выявлены золотистый (в 64,2 %) и эпидермальный (15,8 %) стафилококки, гемолитический стрептококк (16,1 %) и грибы рода Candida (3,6 %).
Проведен анализ изменений общей температуры тела у обследуемых с альвеолитом до и после проведения лечения (вторая группа наблюдения). При первичном обращении 40 больных за медицинской помощью у обследуемых второй группы в подгруппе А наблюдения (с использованием Декасана) повышение общей температурной реакции тела (от 37,0 до 37,5°С) наблюдалась у 16-ти (80,0 %) человек, второй группы в подгруппе Б (контрольная группа) у 20-ти больных, леченых с применением раствора хлоргексидина, общая температура тела (повышение температуры выше 37,0–37,5°С) выявлена у 17-ти (85,0 %) обследуемых. На 3–4-е сутки после проведения соответствующего лечения общая температура тела у обследуемых подгруппы А повышалась от 37,0 до 37,5°С — у 3-х человек (15,0 %), а в Б подгруппе — у 8-и чел. (40,0 %). На 7–8-е сутки лечения общая температура тела у обследуемых обеих подгрупп второй группы наблюдения была в норме. Неприятный запах изо рта у больных второй группы наблюдения при первичном обращении регистрировался в 100 % случаев. Через 3–4 дня после соответствующего лечения больных 2-А группы (с применением Декасана) неприятный запах выявлялся у 6 из 20-ти обследуемых (30,0 %), а во 2-Б группе — у 15 из 20-ти обследуемых (75,0 %).
Болевые ощущения в области лунки выраженного характера во 2-А группе были выявлены у одного из 20-ти обследуемых (5,0 %), умеренного — у 5 чел. (25,0 %) и незначительного характера у 14-ти больных (70,0 %) В контрольной группе наблюдения (2-Б группа) при первичном обращении выраженные болевые ощущения отмечены у одного из 20-ти обследуемых (5,0 %), боли умеренного характера — у 9 чел. (45,0 %), боли незначительного характера — у 10-ти больных (50,0 %). Через 3–4 дня начатого лечения выраженные болевые ощущения в группе больных, леченых с применением Декасана, отсутствовали, боли умеренного характера — у 3 из 20-ти обследуемых (15,0 %), а незначительного характера — у 17 чел. (85,0 %). В контрольной группе (с использованием раствора хлоргексидина) в такие же сроки выраженных болей не было, боли умеренного характера зарегистрированы у 12 из 20-ти больных (60,0 %), а незначительного характера — у 8 чел. (40,0 %). Через 6–7 дней проводимого лечения у больных основной группы наблюдения болей выраженного и умеренного характера не было, незначительного характера в контрольной группе — у 3-х из 20-ти обследуемых (15,0 %), у остальных обследуемых данной группы болевых ощущений не выявлено. Через 6–7 дней после начатого лечения у обследуемых контрольной группы выраженных и умеренного характера болей также не было, а незначительного характера боли в области лунки были у 8-и из 20-ти обследуемых (в 40,0 %), у 12-ти больных этой группы болевых симптомов мы не обнаружили.
В основной 2-А группе (лечение с применением Декасана) при обращении больных слизистая оболочка в области альвеолярного отростка лунки удаленного зуба была воспалительно-инфильтрирована у всех обследуемых: умеренная инфильтрация — 7чел. (35,0 %), незначительная — 13 чел. (65,0 %), стенки раны были покрыты выраженным налетом фибрина у 8 чел. (40,0 %), а умеренным — у 12 чел. (60,0 %). В контрольной же 2-Б группе слизистая оболочка в области альвеолярного отростка была воспалительно-инфильтрирована у всех больных: умеренная инфильтрация — у 11 чел. (55,0 %), незначительная — у 9 чел. (45,0 %), а стенки раны были покрыты выраженным налетом фибрина у 9-ти обследуемых (45,0 %) и умеренным — у 11 чел. (55,0 %). Через 3–4 дня после начатого лечения воспалительная инфильтрация в основной группе (2-А группа) была следующей: умеренная — у 6 чел. (30,0 %), незначительная — у 14 чел. (70,0 %). В контрольной группе (2-Б группа) она была следующей: умеренная — у 10 чел. (50,0 %), незначительная — у 10 чел. (50,0 %). Через 6–7 дней после проводимого лечения воспалительная инфильтрация слизистой оболочки в основной группе была незначительная — у 5 чел. (25,0 %), а в контрольной группе: умеренная — у 3 чел. (15,0 %), незначительная — у 9 чел. (45,0 %). Незначительный налет фибрина на краях лунки в основной группе был у 3 чел. (15,0 %), а в контрольной — у 8 чел. (40,0 %).
В обеих группах больных, которые лечились с применением Декасана и хлоргексидина (при обращении больных), слизистая оболочка в области альвеолярного отростка лунки удаленного зуба была выраженно гиперемирована у всех обследуемых (100 %). Через 3–4 дня после начатого лечения гиперемия в основной группе (2-А группе) была следующей: умеренная — у 5 чел. (25,0 %), незначительная — у 15 чел. (75,0 %). В контрольной группе (2-Б) она была следующей: умеренная — у 11 чел. (55,0 %), незначительная — у 9 чел. (45,0 %). Через 6–7 дней после проводимого лечения гиперемия слизистой оболочки лунки в основной группе была незначительная у 3 чел. (15,0 %), а в контрольной группе: умеренная — у 2 чел. (10,0 %), незначительная — у 8 чел. (40,0 %).
Йодное число Свракова при первом обращении в основной группе (2-А) составило 6,8±0,8, а в контрольной (2-Б группе) — 6,5±0,7 балла (интенсивный воспалительный процесс). Через 3–4 дня после проводимого лечения йодное число Свракова в основной группе (2-А) было 3,4±0,7 балла (умеренно выраженный воспалительный процесс), а в контрольной (2-Б группе) — 4,9±0,9 балла (умеренно выраженный воспалительный процесс). Через 6–7 дней после начала проводимого лечения йодное число Свракова в основной группе (2-А) составило 2,0±0,9 балла (слабо выраженный воспалительный процесс), а в контрольной (2-Б) — 3,7±0,6 балла (умеренно выраженный воспалительный процесс). Частота возникновения постэкстракционных воспалительных осложнений у обследуемых, которым с профилактической целью (первая группа) до и после удаления зуба использовались ванночки с Декасаном и хлоргексидином была следующей: в подгруппе А (при применении Декасана) — у 2-х из 20-ти обследуемых в постэкстракционном периоде развился альвеолит (в 10,0 % случаев); в подгруппе Б (при использовании хлоргексидина) — у 6 из 20-ти обследуемых развился альвеолит (30,0 %), т. е. в 3 раза чаще.
Таким образом, на основании проведенных обследований больных с хроническими периодонтитами и альвеолитами доказано, что многокомпонентный препарат «Декасан», используемый для профилактики и лечения постэкстракционных воспалительных осложнений, имеет выраженное антисептическое, противовоспалительное и обезболивающее действие, а также обладает дезодорирующим эффектом. Побочных действий препарата «Декасана» мы не обнаружили. Препарат «Декасан» может быть рекомендован для профилактики и лечения постэкстракционных воспалительных осложнений.
Литература:
1. Абдышов Т. К. Ретроспективное изучение причин развития альвеолита/Т. К. Абдышов, А. М. Ешиев //Молодой ученый.-2015.-№ 11.-С.615–618.
2. Бухарин О. В. Экология микроорганизов человека / О. В. Бухарин, А. В. Валышев, Ф. Г. Гильмутдинова (и др.) // Екатеринбург: УРО РАН, 2006.- 480 с.
3. Гузерова Н. Ф. Комплексное лечение альвеолитов челюстей / Н. Ф. Гузерова, Н. Н. Черненко // Мед.новости. 2001. — № 5–6. — С.16–11.
4. Зеленова Е. Г. Микрофлора полости рта: норма и патология: Учебное пособие / Е. Г. Зеленова, М. И. Заславская, Е. В. Селина, С. П. Рассанов // -Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2004. 158 с.
5. Коротких Н. Г. Клинико-морфологические аспекты диагностики и лечения альвеолитов / Н. Г. Коротких, М. В. Шалаева, О. Ю. Шалаев // Труды V съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14–17,сент.1999). -М., 1999. С.260–263.
6. Паршин А. И. Реабилитация больных с альвеолитом / А. И. Паршин, М. Ю. Герасименко, Л. М. Мустафина, Е. В. Филатова // Новые направления в клинической медицине: Всерос.конф., 15–16 июня 2000г. Ленинский-Кузнецкий, 2000. С.389–391.
7. Тимофеев А. А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. — Киев. — 2004. — 1062 с.