Предприятия реального сектора экономики в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.09.2015

Статья просмотрена: 886 раз

Библиографическое описание:

Эргашев, А. Х. Предприятия реального сектора экономики в современных условиях / А. Х. Эргашев, Ж. А. Тургунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21692/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ключевые слова: реальный сектор, экономика, макроэкономики, модель.

 

Рассматривая широко проблему наличия (а также вообще необходимости наличия) антикризисных мер на предприятиях реального сектора экономики, необходимо прежде всего определиться для себя в некоторых принципиальных вопросах внешнего и внутреннего фактора, существенно влияющих на деятельность этих предприятий.

Внутренних факторов можно выделить множество, но для целей рассмотрения вопроса необходимости наличия антикризисных мер на предприятии, наиболее существенными являются выбранная модель управления, состояние материально-технической и кадровой базы, отношение собственника к своему бизнесу.

Нетрудно понять, что к внешнему фактору, прежде всего, относится текущее состояние экономики региона, и несколько шире — экономического сообщества и макроэкономики в целом. Полезно анализировать и понимать здесь и тенденции в развитии экономического сектора.

Рассмотрим с учетом выбранной задачи более подробно оба фактора.

Модель управления предприятием выбирается собственником исходя из совокупности факторов — прежде всего его пониманием текущей маркетинговой обстановки, анализом возможностей с точки зрения наличия материальных ресурсов и текущих потребностей рынка, возможностей организации и управления своей бизнес структурой.

Таким образом, первая и наиболее важная, с моей точки, зрения стадия формирования и развития предприятия реального сектора экономики опирается прежде всего на уровень миропонимания (мировоззрения) собственника бизнес структуры.

И это действительно так, и находит свое подтверждение в многочисленны работах современных ученых. Так наиболее подробно данную проблему разработал в науке Виктор Алексеевич Ефимов.

Как известно, например банки при принятии решения о выдаче кредита в последнее время стали исследовать прежде всего личность заемщика и во вторую очередь обеспеченность возврата и иные экономические факторы.

На данном примере становится понятно, что с одной стороны рынок и экономическое сообщество развиваются, и тенденции этого развития можно проанализировать и руководствоваться ими, а с другой стороны — формирование правильного (грамотного) мировоззрения будет оказывать существенное влияние на выстраивание антикризисных (а равно и иных) мер на конкретном предприятии.

Из рассматриваемого вопроса вытекает и еще очень важная проблема: настоящее научно-техническое развитие общества достигло не бывалых ранее высот. В частности доступ к информации стал настолько открытым и быстрым, что это кроме явной пользы для знающих и умеющих, породило целый ряд проблем для остальных пользователей информационных ресурсов.

Ученые философы даже выделяют целое современное направление в науке — философия информационной цивилизации. В ней рассматриваются в частности такие вопросы как: соединение информатики, кибернетики и синергетики с теорией развития, мировоззренческое освоение нелинейности реальных процессов, обоснование новой концепции спирали развития, раскрывающей диалектику скачков и макро динамику процессов развития, раскрытие механизма самоорганизации материи и социума, выявление «рычагов» интенсификации и познание механизма ускорения темпов общественного прогресса.

Традиционный источник информации — книги уходят из повседневного обихода и перестают быть основой для получения информации (а соответственно и формирования мировоззрения). Однако книгоиздание всегда находилось под контролем государства, научных и деловых кругов и информация, поступающая в свет, всегда была так или иначе «просеяна» через сито компетенции и профессионализма.

Молодое поколение «воспитанное» на интернете совершенно по иному видит окружающую реальность, и, соответственно выстраивает свою жизненную концепцию. Многие аналитики уже сейчас предрекают кардинальную смену формации общественного устройства. Однако прогнозы о перспективах пока расходятся.

В этом стремительно меняющемся и развивающемся «рынке» менеджеру необходимо всегда быть «на волне», иначе его деятельность и плоды его труда, положенные в развитие бизнеса очень легко могут стать жертвой в лучшем случае конкурентов, а в худшем — мошеннических или явно криминальных структур и элементов.

Из сформированного у менеджера мировоззрения, его оценки текущей маркетинговой ситуации, собственно и будет вытекать выбор модели управления, и отношение собственника к бизнесу.

Соответственно и будет понятна эффективность наличия мер и механизмов антикризисного управления или точнее необходимость иметь в арсенале менеджера объективную систему постоянного мониторинга возможности банкнотной (кризисной) ситуации и рычаги по выравниванию таких негативных состояний.

При наличии признаков или угроз кризиса, компьютерный учет главных пользователей (руководитель, главный бухгалтер и т. п.) должен выдавать сигнал о возможном и перспективном негативном развитии ситуации. Идеально, если бы этот сигнал мог бы и выдать некий анализ причин или рекомендации по нивелированию ситуации.

Или возможно, например, создание системы своего рода страхования текущей деятельности предприятия (в размере добровольных отчислений) и использование этого страхового запаса для позиционирования устойчивости контрагента при вхождении в договорные обязательства (например — установление лимитов наличия застрахованной ответственности при заключении госконтрактов). В данном случае страховые компании берут на себя ответственность за анализ хозяйственной деятельности субъекта бизнеса, оценку его управленческих кадров и потенциальных возможностей.

Давно назрел вопрос разрешения ситуации с «мертвым» уставным фондом. Его наличие и размер уже давно никому практически ни о чем не говорит. То, что собственники понесут риск утраты этого вклада (большой он или маленький) для кредиторов ни как успокоением не является. А вот если бы эта сумма депонировалась или хотя бы так же страховалась, для целей несения ответственности по обязательствам организации, то это возможно внесло бы какое-то оживление в коммерческие отношения.

Имеются уже несколько случаев, когда собственник бизнеса намеренно не занимается им, и предприятие или уже «заморожено» или банкротится или еле-еле живет. К сожалению, у нас имеются два весьма крупных таких примера — Алюминиевый завод, и Авиационный. По неподтвержденным данным — в обоих случаях истинной причиной были происки конкурентов, которые не желают, чтобы предприятие работало (пусть даже под их контролем). В первом случае — производство полностью остановлено, и перспектив восстановления не наблюдается, во втором — только колоссальными усилиями государственных мер поддержки удается хоть как-то поддерживать работоспособность.

Прежде всего, постепенно приходит информация, а с ней и понимание того, что ссудный процент (банковская ставка) не может быть сколько-нибудь большим. По общему мнению, при наличии ставки рефинансирования свыше 24 % годовых развитие реального сектора экономики «сжимается» и не представляет перспектив.

Вероятно, эта причина является одной из важных в том, что отечественные бизнес-структуры не показывают практически ни в одной отрасли хороших темпов развития. И это при том, что российский рынок по сравнению с европейским еще далеко не насыщен.

Однако в обществе реакция на эту деятельность не однозначная. По-прежнему нет доверия к органам власти, социальные лифты вообще не работают, и негативное отношение к бюрократическому аппарату безусловно отрицательно сказываются на действиях бизнес сообщества.

Соответственно, предприниматели понимают, что их деятельность не застрахована от многочисленных возможных внешних влияний, которые могут негативно отразиться на их бизнесе, а подчас и стать причиной банкротства.

Подводя итог рассмотренным выше факторам, хотелось бы сказать, что все изложенное подтверждает необходимость выработки некоего механизма (системы мер) антикризисного мониторинга предприятий реального сектора экономики. Такая система мер должна прежде всего работать на предупреждение опасностей кризисных состояний, а при их наступлении — максимально помочь нивелировать отрицательную динамику.

Необходимо учитывать, что разработка и реализация системы антикризисных мероприятий в условиях, когда банкротство стало очевидным и предприятие несет большие потери, являются весьма дорогостоящими.

Практически все затраты, направляемые на вывод предприятия из данной ситуации, являются непроизводительными, то есть не связаны с развитием производства.

По сути можно сказать, что тушение пожара, который уже разгорелся, всегда будет дороже и не продуктивнее чем проведение мероприятий противопожарной безопасности.

По этой причине развитие механизма обеспечения антикризисной устойчивости предприятий с точки зрения проведения мониторинга и оценки возможных рисков банкротства и (или) анализ возможных последствий отдельных крупных финансовых и управленческих решений будут приобретать реальную практическую ценность.

С целью нивелирования допуска к управления предприятием откровенно неподготовленных кадров, можно рассмотреть введение некоего образовательного ценза для определенного уровня руководства (в зависимости от численности сотрудников, и (или) оборота капитала за определенный период). Или даже ввести обязательное обучение основам предпринимательства (работа с кадрами, налоговый и бух учет, основы финансов и маркетинга и т. д.) для определенной категории руководителей.

Возможно предложение и внедрение иных форм и мер направленных на создание простого, и понятного механизма антикризисной устойчивости предприятий реального сектора экономики. Такой механизм позволит предпринимателям чувствовать себя более уверенно в современном бурном развивающемся бизнес мире, и обеспечит государству снятие проблемы (или хотя бы ее нивелирование), а соответственно благоприятно скажется на формировании здорового общественного строя государства.

 

Литература:

 

1.             Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.

2.             А. Паршев, Почему Россия не Америка Книга для тех, кто остается здесь. 1999 Крымский мост-9Д.

3.             Мухин Ю. И. Сталин против кризиса, Эксмо, Москва, 2009.

4.             Бушков А. А. «Сталин Ледяной трон» Издательский дом «Нева»; Санкт- Петербург; 2005.

5.             Манин М.Ю., Антикризисные меры на предприятиях реального сектора экономики в современных условиях, Вестник ИЭАУ №7

Основные термины (генерируются автоматически): реальный сектор экономики, предприятие, антикризисная устойчивость предприятий, мера, необходимость наличия, отношение собственника, система мер, уж, экономическое сообщество.


Задать вопрос