Мероприятия школьников Якутии в помощь фронту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.09.2015

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Бечерякова, Е. Г. Мероприятия школьников Якутии в помощь фронту / Е. Г. Бечерякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17.1 (97.1). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21941/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского народа, трагически отразившись в судьбах миллионов людей.Война потребовала колоссальных расходов, огромного напряжения сил. Трудящиеся заводов, фабрик, колхозов и других предприятий вносили свой ценный вклад в дело Победы.

Якутия была глубоким тылом Советского Союза. Однако война коренным образом изменила жизнь республики. Среди мирного населения усилился размах оборонно-массовой работы, ширилось патриотическое движение народа по оказанию всесторонней помощи фронту.

В военные годы по всей республике около 14 тысяч детей в возрасте 12-16 лет наравне с взрослыми трудились на полях, фермах, в рыболовецких бригадах, на охотничьем промысле. К ним необходимо добавить десятки тысяч детей до 12 лет, которые не могли быть заняты тяжелой работой, но в силу своих возможностей также старались помогать взрослым во всем. [1]

С началом войны деятельность школьников приобретает все более разнообразный и сложный характер. Помимо новых предметов в школе, таких как: военный всеобуч, сельское хозяйство для 7-11 классов, сама тематика уроков принимает военный уклон. Начинается усиленное изучение немецкого языка, особенно военных терминов, а на уроках алгебры теперь решали задачи о стрелках, снайперах, пулеметчиках; на химии уделяли особое внимание коррозии металлов, ее большом вреде в условиях ВОВ, на географии рассматривались вопросы распространенности партизанского движения, положения трудящихся в оккупированных странах.

В школах еще сильнее организовывалась работа по ликвидации безграмотности; считалось, что с каждой «5» и «4» становилось меньше на одного фашиста. На внеклассных мероприятиях учителя вели активную агитационно-пропагандистскую работу.

Помимо исполнения учебных обязанностей, ученики начинают широкую общественную деятельность, направленную в помощь фронту. Они отправляют на фронт деньги, теплые вещи; широко распространяется практика сбора денежных средств на строительство танковых колонн. Проводятся многочисленные субботники, воскресники, сборы металлолома, вырученные деньги от которых также идут в фонд обороны страны. На летних каникулах школьники работают в колхозах, на полях, заводах, фермах.

В средней школе № 7 г. Якутска с ноября 1941 г. военной подготовкой были охвачены 8-10 классы. Было организовано три взвода: 1 взвод – юноши (31 чел.), 2 и 3 взвод – девушки (23 и 29 чел.), – всего 83 учащихся. Военные занятия были распределены следующим образом: 1 час в среду, 6 часов в пятницу. В 1942/43 гг. в школе работали стрелковый (посещали 75 чел.) и лыжно-спортивный (посещали 62 чел.) кружки. [2] В средней школе № 8 г. Якутска было организовано два взвода: взвод мальчиков из 44 чел. и девушек в составе 47 человек. [5, Ф.693.Оп.1.Д.434.Л.9.]

Особенно широко среди школьников было распространено тимуровское движение. Инициаторами выступили учащиеся школы № 9 г. Якутска, которые обратились с призывом ко всем пионерам и школьникам Якутии поддержать их инициативу: «Ребята! В дни Великой Отечественной войны нет более почетной задачи для пионера, чем быть первым другом и помощником семей красноармейцев и командиров Красной Армии, которые героические борются за нашу Родину, за счастье советских детей!» [2]

По Якутии в 1942 г. успешно работали 420 команд с охватом 2450 пионеров; в Якутске – 40 команд в составе 700 школьников, которые проводили работу более чем в 150 семьях красноармейцев. [4, c. 72]

В Алданском районе на 1 ноября 1941 г. тимуровцы на Усмуне распилили 5 кубометров дров для красноармейских семей, во II Орочоне помыли полы в 7 квартирах, в 10 семьях ухаживали за детьми, в Нижне-Сталинске обеспечили дровами 24 семьи. Тимуровцы из школы Лебединого ходили в магазин за продуктами для семей фронтовиков. Тимуровские команды Ытык-Кюельской средней школы Таттинского района для восьми хозяйств, нуждающихся в помощи, специально организовали субботники и заготовили 100 кубометров льда и 30 возов дров. [4, c. 72]

В 1941/42 учебном году в средней школе № 8 г. Якутска в пионерской организации состояло 199 чел., всего было 9 пионерских отрядов. 5 тимуровских команд из 50 учащихся помогали 17 семьям красноармейцев. [5, Ф.693.Оп.1.Д.434.Л.9.об.] В 1942/43 году тимуровцы устроили в пользу детей из семьи фронтовиков платную постановку, от которой было получено 1200 руб. 33 ученика - дети фронтовиков, пользовались школьным буфетом бесплатно. [3, с. 17] В 1944/45 году 10 тимуровских команд обслуживали 7 семей военнослужащих и 3 детсада. Оказывалась помощь детям фронтовиков – 403 из 689 школьников. [5, Ф.693.Оп.1.Д.582.Л.14 об.] Им выдавались ордера на приобретение вещей, в частности шарфов и рукавиц.

Пионерами школы № 8 г. Якутска был организован сбор цветных металлов – за первое полугодие 1941/42 учебного года собрано: 1 кг 127 гр. серебра, 1 кг 610 гр. меди, 4 кг бронзы, 17 кг 500 гр. алюминия, 2 т 92 кг чугуна и железа. Отправляли на фронт теплые вещи: пальто, валенки, шапки, чулки, белье, рукавицы, теплые носки, брюки, заячьи шкуры – всего было собрано 388 вещей. Всего за год в школе были собраны облигации на сумму 48 460 руб. Отправлены две посылки фронтам Красной Армии.  В фонд строительства танковой колонны было внесено 1247 руб. [5, Ф.693.Оп.1.Д.582.Л.8 об.] В первом полугодии уже 1942/43 гг. бойцам Красной Армии было отправлено 4 посылки на сумму 310 рублей; продолжался сбор средств на строительство танковой колонны – 1425 рублей. В 1944/45 учебном году собраны вещи, продукты, 4250 руб. [5, Ф.693.Оп.1.Д.582.Л.14 об.] Помогали и другие школы – например, учащимися школы № 7 г. Якутска в 1941/42 гг. было собрано облигаций на сумму 7 565 руб. Собрано цветного металла – 85,3 кг (медь – 63,8 кг, алюминий – 8,3 кг, цинк – 2,7 кг). Собрано также 800 кг черного металла, 121,6 кг резины, 321 бутылка, 49 теплых вещей для бойцов Красной Армии. В 1942 г. в школе было собрано на оборону Родины – 100 руб., на танковую колонну – 110 руб. 3 января 1942 г. была отправлена посылка на фронт стоимостью 324 руб. [2]

Юные пионеры и их семьи также оказывали помощь и населению освобожденных и прифронтовых областей. Ученик 4 класса Алданской школы № 2 Боря Соколенко в помощь детям г. Волоколамска отправил посылку, состоящую из 18 предметов. Братья Таюрские из Булунского района послали три свитера, детский костюм, верхнюю рубашку с пионерским галстуком, простынь, наволочку, полотенце, детское белье и брюки. А коллектив средней школы № 2 г. Алдана в течение 1942 г. отправил в освобожденные районы 8000 книг художественной, политической и учебной литературы. [4, c. 74]

Из воспоминаний Шелеховой Розы Васильевны, ветерана тыла, г. Якутск:

«...в тот июньский день, помню, когда в школе объявили, что началась война, пришла домой и говорю маме: вот, война началась, страшно... А вдруг немцы в Якутск придут? Давайте уедем на Север, далеко-далеко, чтобы нас они не достали...».

«Война все-таки дошла, а учиться-то надо, как бы тяжело не было... шла в школу в мороз, туман, одна через город».«600 гр. хлеба давали на служащего и 300 гр. на иждивенца. Моей обязанностью было отоваривать хлебные карточки. Один раз, мне показалось, что потеряла их, не могла никак найти... Это было бы страшнее всего - подвести семью, остаться без пропитания... К счастью, все обошлось, карточки были при мне».

«Все учились, все работали и все старались для Победы... В школе все время собирали теплые вещи – у кого что есть, все приносили».

«В летние месяцы классы вывозили за город, собирали колоски после сбора урожая – все что оставалось, мы за ними убирали...».

«Очень дружные пионеры были, сильные вожатые, все друг за друга стояли всегда, подтягивали неуспевающих школьников по предметам, помогали семьям... В школе все шло по строгой дисциплине, каждый смотрел за собой, никогда не ругались, наоборот, все классы были сильные, сплоченные...».

«Когда объявили Победу, я была в 6 классе. Все сначала просто не поверили, а потом сразу начали плакать, обниматься. Помню, выбежали всей школой на улицу, побежали на площадь Ленина... Всех-всех людей обнимали, всех поздравляли, плакали от счастья...  Такого яркого дня не было никогда – ни до, ни после».

После войны Советское правительство наградило медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» не только взрослых, но и подростков 13-14 лет, признав трудовой подвиг детей, их ценный вклад в дело Победы.

В настоящее время ведется обсуждение принятия законопроекта «О детях войны». Федеральный законопроект, касающийся поколения, родившегося в период с 1928 по 1945 гг., рассматривается Госдумой еще с 2012 г. «Детей войны» предлагается по статусу и получению льгот приравнять к труженикам тыла. При этом около двадцати регионов Российской Федерации все же приняли соответствующие законы на местном уровне.

Так, в Амурской, Белгородской и Вологодской областях приняты и действуют свои областные законы «Дети войны». Кроме того, в Ленинградской, Самарской, Новосибирской, Тверской, Ярославской, Ульяновской, Тульской и других областях, не дожидаясь принятия закона на федеральном уровне, были установлены дополнительные меры по оказанию помощи и льготы детям войны до 31 декабря 1945 года рождения.

На данный момент по городу Якутску в общественную организацию «Дети войны» обратились свыше 4 тысяч человек, по республике – более 10 тысяч; продолжают записываться от 70 до 90 человек каждый день. К 70-летию Победы выпущены юбилейные медали «Дети войны». Но более достойным подарком в юбилейный год стало бы принятие Федерального закона о статусе детей войны.

 

Литература:

  1. Винокурова З.Д. Дети войны, объединяйтесь! // Забота Арчы. 20.11.2014. № 47. – С.5
  2. Волченко В.П. .... // Неопубликованная рукопись (хранится у автора).
  3. Радченко Н.Н, Слепцова А.С. Средняя школа № 8 г. Якутска: первые годы: Биография продолжается… Городская классическая гимназия / Н.Н. Радченко, А.С. Слепцова. – Якутск, 2011. – 296 с.
  4. Степанов П.Д. Слово партии в далеком тылу / П.Д. Степанов. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1975. – 84 с.
  5. Национальный архив Республики Саха (Якутия).
Основные термины (генерируются автоматически): Якутск, школа, Красная Армия, Великая Отечественная война, вещь, война, семья красноармейцев, семья фронтовиков, ценный вклад, Якутия.


Задать вопрос