Дети войны Алданского района | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андросова, К. А. Дети войны Алданского района / К. А. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29.1 (133.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37273/ (дата обращения: 16.12.2024).



Писать о годах Великой Отечественной войны всегда очень трудно. Наверное, потому, что моему поколению повезло жить в мирное время, и мы никогда не узнаем всего ужаса и горя, что принесло это страшное слово — война…

Но своим спокойным и безмятежным детством мы обязаны миллионам людей, которые отважно сражались, и многие из которых так и не вернулись домой. Бесконечно благодарны мы должны быть и тем, кто положил на алтарь победы бессонные ночи, непосильный труд и свое здоровье: женщинам, старикам, детям.

История моей страны, история «малой родины», родословная начинается с людей живущих рядом. Среди них есть люди, которым во время Великой Отечественной войны было всего 14–15 лет. Наравне со взрослыми они трудились, выполняли и перевыполняли план ради Победы. На их долю выпали трудности и невзгоды военных лет. В послевоенные годы никто особо не спрашивал: «Как живете, дети войны?» Теперь этот вопрос звучит острее, хотя их осталось меньше. Это наши бабушки и дедушки. Это они в годы войны заменили ушедших на фронт отцов. Заготовляли дрова на зиму, косили сено, убирали хлеб, доили коров, строили дома, и т. д. Это они — главные хранители памяти о войне на сегодняшний день. Жгучую печаль и скорбь вызывают у них далекие воспоминания.

Мне, как ученице 8 класса, тяжело представить, что детство может быть чем-то иным, нежели школа, общение с одноклассниками и друзьями, прогулками, да и просто беспечным досугом. Именно поэтому, когда мне в руки попала тетрадь с автобиографией Тарасовой Марии Павловны, я с большим интересом взялась за написание сочинения о «детях войны», ведь ее детство пришлось на один из самых нелегких периодов в истории нашей страны, о котором сейчас можно узнать лишь из книг, уроков истории, рассказов ветеранов и таких вот сохранившихся записей. Но если учебники дают представление о тех годах, фактах и цифрах, то автобиография — это целая судьба: переживания, эмоции, тяготы и лишения, горечь потерь и моменты радости.

Свои записи Мария Павловна начинает с повествования о своих родителях. «Отец был кадровым охотником и кузнецом по железу. Я помогала отцу в кузнечном деле. Это не шутка приводить в движение огромный кузнечный мех. А ведь железо надо было раскалить до красного каления. Ведь это тяжесть... и какая... для плеч малолетки! Мною руководило огромное желание помочь отцу во что бы то ни стало и заслужить его доверие. Мать – Елена Григорьевна была постоянно передовой дояркой колхоза «Большевик». Кроме дойки коров, доярки обеспечивали всю ферму веревкой, плетенной вручную из конского волоса. Мать приучала меня разбирать эти сальные, пыльные конские волосы. Это было до войны».

Начало войны застало ее, когда она едва окончила начальную школу. Многих мужчин тогда призвали на фронт, и фактически вся колхозная работа легла на хрупкие плечи женщин и вчерашних школьников. Дойка коров по нескольку раз в день, покос и заготовка сена, посадка, прополка и сбор урожая. А ведь это огромный труд! Особенно Мария Павловна выделяет картошку, и это не случайно, ведь во многом благодаря этой культуре миллионы людей не погибли от голода. «Опять о нашем втором хлебе — картошке. И как же не повторяться о ней, когда лишь только, благодаря ей остались в живых. За лето по два раза пропалывали и окучивали. Норма на день — 8 соток, не было случая, чтобы кто-нибудь ее не выполнял. На работу ходили из дома, если было что брать на еду — брали, а нет, так нет». Сейчас каждый, кто держит свое хозяйство или даже небольшой огород поймет, каково в летний день в жару или, того хуже, в дождь работать в поле под безжалостными нападениями мошки или вовсе неласково припекающим солнцем.

Наверное, только ясное понимание долга, взаимопомощь и сплоченность позволяли преодолевать такие трудности, выпавшие на долю моих сверстниц. О сплоченности Мария Павловна пишет в своей тетради и упоминает о своей сестре Александре и подругах «Елене, Вере, Рае и Шуре».

Было им и на кого равняться — в это нелегкое время: «…а какой богатый урожай капусты, огурцов выращивали под руководством абсолютно безграмотного пожилого Бубякина Семена Васильевича! Даже на арбузы замахивались и ничего, вполне сносно получалось». И ведь это на территории Якутии — сурового края с относительно коротким летом и почти повсеместной вечной мерзлотой. Читая, невольно задумываешься над простой истиной: с помощью знания своего дела и трудолюбия можно добиться многого.

В 1947 году Родина высоко оценила непосильный детский труд, Мария Павловна была награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941–1945 годов».

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. коснулась каждой семьи всего советского народа. В годы войны на территории Якутии были проявления массового патриотизма. Эти чувства помогли женщинам, детям-подросткам перенять на свои плечи большую долю работы в тылу. Женщины, дети подростки порой в совершенно невероятно трудных условиях добывали золото, в суровых холодных погодных условиях заготовляли лес, строили и ремонтировали дороги и т. д. Именно девушки-комсомолки строили в 1942–1945 гг. дорогу Томмот — Качикатцы. В годы войны на плечах женщин, наравне со стариками и подростками, лежала вся работа на селе. Женщины и дети подростки сели за руль трактора, занялись охотничьим промыслом, содержанием колхозных ферм. Об этом свидетельствуют архивные документы, очевидцы пишут в своих воспоминаниях.

Вот некоторые данные трудового подвига нашего народа в далекой Якутии. «В счет Фонда обороны № 14 на строительство первой танковой колонны «Советская Якутия» за 1941–1943 гг. трудящиеся республики собрали и внесли 11229 тыс. рублей, а за один 1944 год для строительства второй танковой колонны было внесено 13230 тыс. рублей. На собранные деньги была построена танковая колонна».

Девиз «Все для фронта — все для Победы» в те годы жил в сердце каждого труженика. Из-за недостатка средств и рабочих страдали все производственные предприятия. Все предприятия перестраивали свою работу в соответствии с военным временем. На фронт ушло почти все трудоспособное мужское население. Наравне со взрослыми трудились и дети. Во всех предприятиях работали дети. Вставали к станкам, работали на добыче золота.

В своих воспоминаниях Анна Тимофеевна Ведюшенко (г. Алдан) вспоминает годы войны — когда ей было 13 лет: работала в забое шахты с подругами – сестрами Качаловыми. Валя и Галя были забойщицами, а Нина — откатчицей. Тяжелую тачку хрупким девушкам приходилась катать по специальному настилу, и удерживать ее надо было так, чтобы не перевернуть.

Ее сверстницы Антонина Дербушева, Валентина Дудина и другие девочки работали в совхозе «Ударник» во всех его подразделениях: на полях, молочно-товарной ферме, свинарнике. Выращивали капусту, картофель, ухаживали за скотом, готовили корма на зиму, чистили, убирали помещения.

А вот воспитанники детского дома за лето заготовили 25 тонн травы, 5 тонн силоса и 240 кубометров дров-швырка. Всего в сельхозработах приняли участие 204 пионера и школьника третьих-седьмых классов. Лучшими из них по совхозу «Ударник» являются Новоселова, Дудина. Гунин, Иванов: по колхозу им. Ильича больше всех выработали трудодней Сизова, Свиридов, Ким, Савенко и т. д. (Материалы взяты из подшивки газет за 1943 год).

Проводился призыв юношей 1926 года-первой половины 1927 года рождения в школы ФЗО, в 1942 году им было по 15 лет. Призывники направлялись в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Родители их провожали как на фронт. Был приказ — «при себе иметь необходимые документы, две пары белья, исправную теплую верхнюю одежду и постельную принадлежность».

Вспоминает Терещенко Василий Захарович: «Почти 50 лет работал в одном предприятии, после войны до 1996 года монтером в Якутском управлении Алданского ЛТУ. В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941–1945гг».

Василий Захарович родился 18 мая 1927 году в Красноярском крае — деревня Миргини. Великая Отечественная война застала семью в п. Нагорный Тимтонского района Якутской Республики. В начале войны ему было 14 лет, учился в 7-ом классе. Из-за болезни матери уехали из Якутии. Было введена повсеместно карточная система на хлеб и на остальные продукты. В зиму 1942 года совхоз направил его на курсы комбайнеров-трактористов на станцию Камала Красноярского края. После окончания курсов, механика из него не получилось, потому что был еще пацаном, его посадили на трактор СЧ-65 (сталинец — газогенератор 65 л. сил.). На тракторе не было кабины просто сиденье и все. Бригада состояла из одних женщин и подростков. Работали целый день, жили в вагончиках. У него был тулуп, иногда он спал прямо в поле. Было трудно отработать смену, кто не работал в сельском хозяйстве тому трудно понять. В1944 году после осенней уборки урожая Василий Захарович заработал кроме зарплаты еще 25 пудов зерна. И сколько радости было в семье! До конца войны он работал на тракторе, выполняя разные сельскохозяйственные работы. Во время весенних работ и на уборке урожая давали прицепщика, потому что пахотный и уборочный инвентарь были прицепные.

В 1947 году им разрешили выехать снова в Якутию, там тоже продолжалась карточная система. Есть хотелось каждый день, чтобы получить карточки, нужно было устроиться на работу. Устроился на работу в органы связи Якутского управления магистральным монтером в Алданском ЛТУ, где и работал до 1996 года почти 50 лет.

Награжден государственными и партийными наградами в количестве 18 наград. Много приветственных и благодарственных писем, почетных грамот и т. д. Сейчас уже 15 лет в составе совета ветеранов Великой Отечественной войны, председатель совета ветеранов ВОВ в г. Томмоте. За общественную работу получил медаль «Гражданская доблесть».

Охлопков Семен Власович родился 19 января 1918году с. Крест-Хальджай Томпонского района. 45 лет (1950–1995 гг.) работал в Кутанинской школе Алданского района учителем истории (в разные годы был директором школы, затем завучем). В 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в годы ВОВ 1941–1945 гг.».

Свою педагогическую деятельность он начал в Томпонском районе. В 1939 году после окончания рабфака по линии Наркомпроса был направлен в среднюю школу-интернат п. Томпо Годниканского наслега, где обучались дети кочующих местных эвенков. А с 1940 года по 1948 года он бессменный директор этой школы.

Спустя 70 лет трудно представить, как молодой человек, став директором, смог организовать строительство школы, осуществлять учебно-воспитательную работу, вести хозяйственные дела в сложных природных условиях. В военные годы школа-интернат находилась на самообслуживании. Сократились объем бюджетного финансирования, штатное расписание — в нем осталось лишь самое малое количество учительского и технического персонала. Своими силами учащиеся и учителя заготавливали дрова, возили лед для питьевой и хозяйственной воды, проводили ремонтные работы. Ежегодно в помощь фронту добровольно отчисляли часть заработной платы, сдавали в фонд фронта пушнину, посылали теплую одежду, сдавали деньги на строительство танковой колонны «Социалистическая Якутия». Наряду с учебно-воспитательной работой особое внимание уделялось военной подготовке учащихся, общественно полезному коллективному труду, спортивным состязаниям, культурно-массовым выступлениям.

В школе не хватало учебников, пособий, инвентаря. Семен Власович обладал природным художественным талантом. Нарисовал портреты великих русских полководцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова, плакаты, отображающие героический подвиг советского народа во время ВОВ. Он вдохновлял творчеством своих учеников. Таким образом, естественно повышал творческую деятельность учащихся. В эти же годы он становится лектором-пропагандистом районного общества «Знание». Его громкий голос, эмоциональное изложение материала покоряли любую аудиторию. Живое слово пропагандиста приходили слушать оленеводы, медики, учителя и другие жители района.

Совсем скоро наш народ будет отмечать 70 лет победы в ВОВ. Победы не было бы без трудового подвига оставшихся в тылу. Дети, подростки военных лет внесли свой вклад в победу над врагом. Совсем юные мальчишки и девчонки, т. е. кому в 1941-ом было чуть побольше, чем нам сегодня совершали трудовые подвиги. Тяжелая им выпала доля. Война отняла радость детства, заставила трудиться наравне со взрослыми. У тех, кто родился в конце двадцатых — тридцатых годах ушли на фронт отцы и старшие братья. Многие из них не вернулись с поля боя. Все это пережито маленькими детскими сердцами. Но это и то поколение, которое после войны поднимало страну из разрухи. Это они стали первыми космонавтами, учеными, руководящими работниками. Это они строили города, дороги, поднимали целину.

Самое малое, что сейчас мы можем сделать в знак нашей искренней благодарности и признательности — это помогать ветеранам, этим дорогим нашему сердцу людям, хранить и передавать светлую память о всех тех, кого коснулась эта трагедия XX века.

Литература:

  1. Материалы из личных архивов Тарасовой М. П., Охлопкова С. В., Терещенко В. З.
  2. Документы из фондов Алданского и Томмотского краеведческого музея.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, война, доблестный труд, работа, карточная система, Красноярский край, советский народ, Томпонский район, трудовой подвиг, Якутское управление.


Задать вопрос