Роман «Три мушкетера» как книга для юношества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.08.2015

Статья просмотрена: 3260 раз

Библиографическое описание:

Кончина, Д. П. Роман «Три мушкетера» как книга для юношества / Д. П. Кончина, Н. Н. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21750/ (дата обращения: 17.12.2024).

Роман «Три мушкетера» А.Дюма рассматривается в статье как книга для юношества. Приводятся мотивации избранного подхода к оценке произведения на основе изученных источников, документов, научной и критической литературы как одного из вариантов прочтения классики XIX века.

Ключевые слова: А. Дюма, роман «Три мушкетера», литература для детей и юношества, приключения, романтика подвига, эстетический идеал, нравственные ценности.

In this article «the Three Musketeers», the famous novel by A. Dumas, is considered as a book for young people. The article represents all the motivations of the chosen approach to the assessment of this work of literature which are based on the examined sources of information, documents, scientific and critical literature as one of the possible ways of reading the classics of the XIX century.

Keywords: A. Dumas, «Тhe Three Musketeers», literature for Children and Youth, adventures, romance of feat, aesthetic ideal, moral values.

 

Образы, вызванные и возвеличенные Дюма, живут сотни лет и передаются миллионам читателей. Их можно считать вечными спутниками человечества.

А. Куприн

 

Александр Дюма (отец) (1802–1870) — французский писатель, автор исторических романов, который и по сей день является одним из самых читаемых авторов ХIХ века. К изучению его творческого наследия обращались такие литературоведы, как П. В. Быков, Н. П. Михальская, А. Д. Погорелов, Д. Циммерман, А. В. Лагикевич, писатель А. Моруа и другие. Отдельные стороны романа «Три мушкетера» как произведения историко-приключенческого жанра, а значит книги для юношества, были отмечены в работах вышеназванных авторов. Однако в плоскости заявленной нами темы нет научных исследований, если не считать материалов статей методического характера.

«Три мушкетера» — это знаменитый авантюрно-приключенческий роман, а сам Дюма — блестящий педагог, «острый галльский смысл» произведений которого отметил Александр Блок. Этот роман является прямым преемником рыцарского романа (дух приключений, любовная интрига, рыцарские подвиги). Это произведение похоже на сказку, но ни один роман в стиле фэнтези не завоевал такой успех, как классические исторические романы В. Скотта и А. Дюма.

Известно, что литература для детей и юношества — это область художественного творчества, которая включает художественные, научно — художественные и научно — популярные произведения, написанные специально для детей, а также литературные произведения, которые отвечают духовным и эстетическим запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому входят в круг детского чтения. Данной литературе принадлежит ведущая роль среди искусств, предназначенных детям. С ней связывают большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора [4].

Отбор произведений детской и юношеской литературы ведется в соответствии со следующими требованиями:

-          образ положительного героя должен воплощать в себе нравственные ценности, высокий идеал, того, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой — носитель эстетического идеала, его поведение, взгляды, мысли являются своеобразной образцовой ролевой моделью для читателя;

-          нравственный пафос произведения предполагает формирование у детей основ мировоззрения и нравственных и этических представлений, развитие благородных чувств и стремление к прекрасному;

-          романтика подвига — мечтательное настроение с идеализацией действительности, которое выражается в виде тяги пережить приключение различного характера;

-          воспитательное значение: литература воздействует не только на мысль, но и на чувства, эмоциональную сферу человека, на всю личность в целом, всесторонне способствует формированию характера читателя, особенно в юношеском и подростковом возрасте;

-          динамичный сюжет: людям разных возрастов, а в особенности юношеству, интересны динамично развивающийся сюжет, яркие, захватывающие события, развитие и нарастание конфликта, острая интрига, запутанные отношения, авантюры, неожиданная развязка; это напрямую связано с подобной литературой;

-          развлекательная функция: чаще мы читаем книгу, чтобы отдохнуть душой, отвлечься от повседневных забот, предаться рефлексии, развлечься и погрузиться в иной прекрасный мир; в большинстве случаев юный читатель даже представляет себя на месте какого-либо героя, отождествляя себя с ним, тем самым анализируя его отдельные поступки и поведение в целом, его психологию и проживает вместе с героем другую, отличную от нашей, жизнь.

Роман Дюма «Три мушкетера» соответствует всем вышеперечисленным требованиям к литературе для юношества.

Любой человек, взявший в руки книгу, чувствует себя учеником. Основная деятельность ученика — учеба, поэтому читатель, пусть и подсознательно, ощущает потребность обогатить свои знания. Литература — окно в новый мир [1]. Особенно это проявляется в юношеском возрасте, когда читателю необходимы новые знания и ощущения.

История, рассказанная Дюма, посвящена приключениям французского дворянина д’Артаньяна и его друзей в период между 1625 и 1628 годами. Молодой небогатый дворянин д’Артаньян покидает дом и отправляется в Париж, желая стать мушкетером. В Париже по нелепой случайности он наносит обиду трем мушкетерам — Атосу, Портосу и Арамису и получает от них вызовы на дуэль. Но дуэль прерывается появлением гвардейцев кардинала. И все же д’Артаньяну и трем мушкетерам удается победить превосходящего по численности противника, и они становятся друзьями.

Д’Артаньян поселяется у бакалейщика Бонасье и его молодой жены Констанции, в которую вскоре влюбляется. Она служит фрейлиной королевы Анны Австрийской. Королева имеет тайный роман с герцогом Бэкингемом, которому она дарит алмазные подвески в знак своего расположения к нему. Кардинал, узнав об этом, решает скомпрометировать королеву (ведь украшения подарил венценосный супруг): он уговаривает короля устроить бал, на который королева должна надеть эти подвески. Чтобы спасти ее честь, д’Артаньян и три мушкетера отправляются в Лондон за ними. По дороге мушкетеров выводят из строя ловушки, подстроенные кардиналом. Но д’Артаньяну удается добраться до Бэкингема и забрать подвески.

Кардинал задумывает убийство герцога и посылает в Лондон своего агента — Миледи. В этой женщине Атос узнает свою бывшую супругу, коварную женщину, способную на ужасающие поступки. Мушкетеры предупреждают Бэкингема об опасности, и Миледи арестовывают, едва она прибывает в Англию. Но в заточении ей удается соблазнить Фельтона, одного из приближенных герцога, и тот ради нее убивает Бэкингема.

Вернувшись во Францию, Миледи отравляет Констанцию, скрывавшуюся от козней кардинала и его приспешников в монастыре. Мушкетеры выслеживают убийцу и приговаривают ее «судом Линча» к казни.

Ришелье оказывается великодушным к д’Артаньяну и дарит ему патент на звание лейтенанта мушкетеров. Портос женится, Арамис становится аббатом, а Атос предпочитает уединенную жизнь, вдали от интриг высшего света.

Роман «Три мушкетера» пленяет воображение юного читателя: целый каскад приключений, обаятельные герои, располагающие к себе благородством, храбростью, предприимчивостью и верностью в любви и дружбе. Фантазия удивительным образом сочетается с жизнью, а юный читатель отзывается своим бурным воображением на все мыслимые и немыслимые приключения и обстоятельства этого романа.

Писатель заостряет внимание на нравственных ценностях мушкетеров. Сразу в глаза бросается благородство героев, их верность данному слову, их честолюбие, гордость (в хорошем смысле этого слова), готовность пожертвовать собою ради другого, бережное и трогательное отношение к женщине. Человеческое достоинство и дворянская честь для них превыше всего. С раннего детства наш мир пронизан атмосферой мушкетерского духа. Д'Артаньян и его друзья стали ролевой моделью и образцом для подражания не для одного поколения мальчишек. Во время блокады Ленинграда Леонид Тарасюк, впоследствии ставший хранителем рыцарского зала Эрмитажа, основал отряд «Ленинградские мушкетеры», который обезвреживал зажигательные бомбы на крышах города. Романтика мушкетеров и подвига преодолевала и голод, и тяготы войны.

Каждый персонаж романа «Три мушкетера» демонстрирует какую-то нравственную черту, моральную ценность, несмотря на все имеющиеся у него недостатки. Д'Артаньян — сильный и ловкий ум, умеет найти выход из любой ситуации, Атос — истинное благородство, неразрывность слова и дела, твердость и высота духа, внушающие уважение. Портос — доброта, искренность, простота в общении, готовность придти на помощь другу. Арамис — одухотворенность, изящество манер, тончайшие свойства души и возвышенность идеалов. Естественно, что у каждого героя имеются и недостатки, так как это реалистический роман, и характер каждого многогранен, но нравственные ценности превалируют, и именно они определяют высокое гуманистическое звучание книги. Поэтому юному читателю хочется походить на героев, подражать им в проявлении лучших свойств человеческой натуры.

Мы с упоением читаем о приключениях героев и с нетерпением ждем, что же будет дальше. Роман буквально пронизан духом подвигов. Показательным эпизодом является путь трех мушкетеров и д'Артаньяна в Лондон, к герцогу Бэкингему. По дороге их ожидало много препятствий, подстроенных кардиналом: сначала произошла схватка Портоса с незнакомцем в трактире. Друзья продолжили путь без него. Затем на дороге мушкетеры попали в засаду, где был ранен Арамис. Пришлось отправиться дальше вдвоем д' Артаньяну и Атосу. В гостинице «Золотая лилия» ночью кто–то подбил ноги лошадей, а когда Атос пошел расплачиваться за ночлег и отдал деньги, хозяин закричал, что монеты фальшивые и велел арестовать Атоса и его товарищей как фальшивомонетчиков. Но Атос успел предупредить друга об опасности, и тот пустился в путь без него. Прибыв в город, д'Артаньян узнал, что отплытие в Англию возможно только с письменного разрешения кардинала, которого у героя не было. Но оно имелось у другого дворянина, обогнавшего юношу по дороге. Д’Артаньян напросился на ссору с этим незнакомцем, и между ними состоялся поединок, победителем из которого вышел главный герой. Затем д' Артаньян представился тем молодым дворянином (своим соперником) и благополучно добрался до герцога. Мушкетеры преодолели все препятствия, готовые пожертвовать собой ради достижения цели — чтобы защитить и оградить честь королевы, а значит, честь Франции и честь дворянина.

Мушкетеров связывала нежная привязанность и дружба, готовность помочь друг другу и принять бой, если возникнет в том нужда. Показателен в этом плане разговор между ними перед тем, как отправиться в Лондон:

«- Д'Артаньян прав, — сказал Атос. — Вот наши три отпускных свидетельства, присланные господином де Тревилем, и вот триста пистолей, данные неизвестно кем. Пойдем умирать, куда нас посылают. Стоит ли жизнь того, чтобы так много спрашивать! Д'Артаньян, я готов идти за тобой.

— И я тоже! — сказал Портос.

— И я тоже! — сказал Арамис» [3, с.183].

Сюжет наполнен различного рода перипетиями, интригами, любовными отношениями и т. п. Тайна вокруг имен и происхождении мушкетеров делает роман более интригующим и волнующим. С самого начала непонятая связь (которая раскрывается только в конце романа) между Атосом и Миледи делает роман более загадочным. А борьба между мушкетерами, с одной стороны, и кардиналом Ришелье с его помощницей Миледи с другой, делает сюжет более острым. История не стоит на месте, а постоянно развивается, узнаются все новые подробности жизни и событий, происходящие с героями. Это делает роман динамичным, захватывающим и привлекает к нему юного читателя и по сей день.

Критики единодушны в том, что Дюма был умелым рассказчиком, склонным к эффектам, которые порой ставили под сомнение историческую правду или иллюзию достоверности. Но именно эти эффекты помогали раскрыться характерам героев в, казалось бы, невероятно сложных обстоятельствах. Юные читатели мечтают быть похожими на д'Артаньяна и его друзей.

Возьмем на себя смелость утверждать, что благодаря насыщенности пафосом благородства и отваги, благодаря положительной энергетике, рожденной готовностью к подвигу ради любви и дружбы, роман Дюма «Три мушкетера» притягивает юного читателя и до сих пор остается популярным в среде читающей молодежи.

Этот роман, бесспорно, способствует формированию в юношах и подростках таких личностных качеств, как чувство долга, верность данному слову, способность ценить дружбу, благородство души, бесстрашие и мужество, высокие отношения между мужчиной и женщиной.

 

Литература:

 

1.       Балод А. «Три мушкетера: уроки создания бестселлера»/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.netslova.ru/balod/bestseller.html (дата обращения: 10.08.2015)

2.       Дюма. А. «Три мушкетера»/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://briefly.ru/djuma/tri_mushketera (дата обращения 10.08. 2015)

3.       Дюма А. Три мушкетера/ Собрание сочинений. В 35-ти томах. Т.7. Три мушкетера. Роман: / Пер. с фр. В Вальдман, Д. Лившиц, К. Ксаниной. Коммент. С. Шкунаева — М., Издательская фирма «Дайджест», 1992. — 608 С. — ISBN 5–7685–0015–4 (т.7)

4.       Российская педагогическаяэнциклопедия. — М:«Большая РоссийскаяЭнциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993./ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/2545 (дата обращения: 9.08.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): мушкетер, юный читатель, роман, Лондон, друг, Англия, Париж, положительный герой, ребенок основ мировоззрения, эстетический идеал.


Ключевые слова

нравственные ценности, А. Дюма, роман «Три мушкетера», литература для детей и юношества, приключения, романтика подвига, эстетический идеал, нравственные ценности.

Похожие статьи

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Данная статья посвящена анализу национальных черт русского обмана, описанных в работах Ф. М. Достоевского (эссе «Нечто о вранье») и А. Ф. Писемского (цикл очерков «Русские лгуны»); приведены результаты социологического исследования, проведённого для ...

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в немецкой рецепции (период до Второй Мировой войны)

В статье рассмотрены основные этапы ранней рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Германии, представлена характеристика каждого периода, проведена систематизация переводов романа на немецкий язык до Второй мировой войны по хр...

Черты ренессансной новеллы в новеллах У. С. Моэма (на материале сборника «Космополиты»)

Рассматривается влияние новеллы эпохи Возрождения на английскую новеллу XIX-XX вв. на примере творчества У. С. Моэма. Писатель использует типичные для ренессансной новеллы образы и мотивы, перерабатывая их в реалистическом ключе.

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Похожие статьи

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Данная статья посвящена анализу национальных черт русского обмана, описанных в работах Ф. М. Достоевского (эссе «Нечто о вранье») и А. Ф. Писемского (цикл очерков «Русские лгуны»); приведены результаты социологического исследования, проведённого для ...

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в немецкой рецепции (период до Второй Мировой войны)

В статье рассмотрены основные этапы ранней рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Германии, представлена характеристика каждого периода, проведена систематизация переводов романа на немецкий язык до Второй мировой войны по хр...

Черты ренессансной новеллы в новеллах У. С. Моэма (на материале сборника «Космополиты»)

Рассматривается влияние новеллы эпохи Возрождения на английскую новеллу XIX-XX вв. на примере творчества У. С. Моэма. Писатель использует типичные для ренессансной новеллы образы и мотивы, перерабатывая их в реалистическом ключе.

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Задать вопрос