Религиозный конфликт в Норвегии. Причины массовых поджогов церквей в конце XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 17.08.2015

Статья просмотрена: 4636 раз

Библиографическое описание:

Полончук, А. А. Религиозный конфликт в Норвегии. Причины массовых поджогов церквей в конце XX века / А. А. Полончук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 372-376. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21602/ (дата обращения: 18.11.2024).

В статье проводится анализ причин массовых поджогов церквей в Норвегии в конце XXвека. Показываются основные исторические события, связанные с христианизацией начиная с VIIIвека. Анализируется современное общество Норвегии и показываются основные культурно- и исторически заложенные причины противодействия христианской религии на норвежских землях.

Ключевые слова: Норвегия, христианство, язычество, церкви, поджоги, викинги.

 

В 1992 году в Норвегии начались массовые подоги церквей. Одной из первых и, возможно, самых известных стала церковь в Фантофте — каркасная церковь XII века в коммуне Берген в Хурдаланне. Она запылала 6 июня 1992 года. Главным подозреваемым по этому делу являлся норвежский музыкант, основатель группы Burzum Варг Викернес. Впоследствии, однако, доказать его причастность к этому делу не удалось. По официальным данным на 2014 год в Норвегии 57.4 процентов населения являются христианами [1]. Лютеранство является тут официальной религией, что прописано во второй статье Конституции [2]. И, согласно Конституции, люди тут обязаны воспитывать детей соответственно. В чем же причины? Почему загорелись «оплоты веры»?

В период с 1992 по 1995 полицией было зафиксировано около 50 подобных случаев. И представители блек-метал сцены и их фанаты брали на себя всю ответственность за эти поджоги. Где в этом конфликте «корень»? Как нам кажется, тут есть несколько групп причин.

Первая группа причин — исторические. Все началось с Карла Великого в VIII веке. Под предлогом мести саксам за систематические набеги он вторгается в Саксонию. Границы Королевства Саксония, если сравнивать с современной политической картой мира доходили до Дании [3]. Они верили в бога по имени Ирмин, само слово встречается и в древнескандинавском. Немецкий историк X века Видукинд Корвейский проводит параллель между богом и культовым столпом саксов — Ирминсулем. Эти племена имели схожие верования со скандинавами. Считается, что Ирмин являлся другим именем Тора — скандинавского бога, сильнейшего после Одина. Общим было даже ежегодное собрания старейшин — тинг [4]. Карл Великий уничтожает главный идол их веры — Ирминсуль. В нем они видели отражение Иггдрасиля — мирового древа. «Иггдрасиль покоится на трех корнях, из которых один простирается к людям, другой к исполинам (турсам), третий в Нифльгейм, т. е. преисподнюю. Под ветвями его творят суд боги, а под первым из корней находится колодец Урд'ар, у которого живут три норны, изображающие прошлое, настоящее и будущность» — вот, что пишут об этом Брокгауз и Ефрон [5]. После саксонских завоеваний на германские земли пришло христианство. Такое не могло не затронуть и древних скандинавов. Они объединились против общего врага, поправшего их веру. Началась Эпоха Викингов. Принято считать, что длилась эта эпоха почти триста лет — с 793 по 1066гг [6].

Ответ на действия Карла не заставил себя ждать. Сначала были уничтожены церкви на территории Норвегии. Затем в 793 году была проведена первая вылазка. Викинги разграбили церковь святого Катбера на северо-востоке Линдисфарна на Святом Острове. Правда, большая часть атак были направлены на Францию, так как Кард стали личным врагом. Нельзя сказать, что это стало основной причиной начала Эпохи Викингов. Адам Бременский — средневековый германский хронист основными причинами называл бедность и перенаселение, однако современные исследователи с этим не согласны. Ресдаль в своей книге «Мир викингов» утверждает, что основными побудительными мотивами были поиск славы и богатства. В своих словах он опирается на изучение скальдических песен и рунических камней [7].

Возможно, тут не столь важны причины начала Эпохи Викингов, сколько сам исторический факт вооруженных набегов на христианские территории.

Дальше переносимся в конец X — начало XI века. Здесь на сцену выходит Олаф Трюггвасон. Если верить сагам, то отрочество он провел в изгнании на Руси при дворе князя Владимира Игоревича. Уже во взрослом возрасте начал командовать отрядами скандинавских наемников, отправился на Запад и стал «одним из викингов» — его нападения на Англию упоминаются в хрониках. Там он принял христианство. Отправляется в Норвегию и, воспользовавшись политической слабостью и отсутствием поддержки у ярла Хакона, становится новым королем Норвегии. По приходу к власти, начинает процесс христианизации Норвегии. Где-то, например, в Вике, процесс идет довольно успешно. В северных, наиболее приверженных язычеству, районах все куда сложней. Жестокие методы, используемые Олафом, народу не нравятся. В Трендолаге и Халогаланде и вовсе удалось это лишь после свадьбы на дочери убитого им вождя. Понемногу вырисовывается картина восприятия истории страны — истории кровавой и грязной. Буквально через год после введения христианства противники Олафа объединились и разбили его. Олаф мертв, но христианство продолжило шествие [8].

Олаф II продолжил традицию. Действуя как его родственник, Олаф II стремился основать правление на христианских законах, считая церковь своим союзником. Появилось много новых церквей, а земля была поделена на церковные округа. Монахи — носители веры — были привезены из Англии. У них было гораздо больше опыта в этом новом для Норвегии вопросе. Бонды и знать отрицали его право на престол. Кроме того, им не понравились реформы, и в битве при Стикластадире его армия была уничтожена. Олаф смерти не избежал.

Но дело «под откос» не пошло. Среди простого люда пошли слухи, что у могилы Олафа творятся чудеса. Кто-то исцелился, кому-то знамение дано было. Епископ Гримекль, которого считают другом умершего, провозгласил его Святым. Это возымело эффект, и вскоре многие вожди (даже бывшие противники) признали его святость. Хотя Олаф официально так и не был канонизирован, его культ быстро распространился в Скандинавии [9]. Это был один из способов закрепления христианства на норвежских землях. Похожие методы впоследствии запишет в свою книгу Макиавелли.

После этих событий борьба с христианством понемногу утихает. Процесс христианизации начинает приносить свои плоды. Все чаще конунги принимают христианство и начинают легализировать свое право на власть христианскими заповедями и «богоизбранностью». Частично борьба продолжается.

Но, можно сказать, что главным врагом теперь стала Дания. Норвегия стала зависеть от нее экономически еще в XIV веке. Начиная с этого периода она начинает терять свою целостность. История скандинавских государств теперь неразрывно связана друг с другом. После Кальмарской унии, объединившей скандинавов, власть берет в свои руки династия Эриха. И вновь промах — это не принесло Норвегии мира. Их жалобы игнорировались, возник целый ряд смут. Народ отказывался подчиняться чужеземцам, пытался сохранить местные законы и обычаи. С Данией у них были общие короли аж до начала XIX века.

В XVI веке был уничтожен Верховный норвежский суд. Все решалось датскими судьями. Примечательно, что и священники присылались из Дании.

Варг Викернес в одной из своих статей писал, что убийства христиан и священников в Норвегии были обычным делом даже в XVI веке. Он говорит о том, что датские шерифы и священники часто становились целью атак норвежских крестьян. Возможно, дело тут не только в пропаганде борьбы, но также и в желании поживиться. Некоторые мужчины даже соревновались в количестве убитых иностранцев [10].

Политическая самостоятельность была утеряна. Страна застыла на месте, Реформация еще больше усугубила это состояние, ведь введена она была методами аналогичными тем, что были использованы при введении христианства. Все изменилось лишь к XVIII веку.

Этот небольшой исторический экскурс предпринят с целью объяснить современное восприятие норвежцами своей истории, создать базис для дальнейшего восприятия ситуации. История страны и самого норвежского христианства прочно связана с большим количеством крови и насилия. Ограничение свободы, насилие, постоянные стычки за трон и использование религии в политических играх — все это не могло не оставить след в сознании общества. Все это сейчас имеет сильное отражение в культуре — тут гордятся своей историей и великим прошлым и недолюбливают иностранцев, в особенности тех, кто не уважает их культуру.

Спустя почти тысячелетие кто-то поднес спичку. И церкви вспыхнули снова. Это был пик конфликта. Почти двадцать лет назад.

А сейчас? Один из жителей Норвегии на вопрос о поджогах дал ответ: «Да, действительно. Есть такое. Каждый год появляется несколько сводок по радио или новостям. Обычных людей это как-то не касается. Я бы сказал просто кому-то делать нечего, но говорят мол это борьба за независимость. Да кому она нужна эта борьба. Человек верит в то, что верит. Веришь во что-то? Так позвольте и остальным верить в то, что они хотят».

И действительно. Например, в декабре 2014 года в новостях появилось сообщение о том, что в районе Делавера в Фелтоне были за одну ночь сожжены три церкви [11].

Можно сказать, что сейчас конфликт существует в скрытой форме. И он, в некоторой степени, является политическим. Церковь Норвегии была отделена от государства с 21 мая 2012, согласно конституционной поправке принятой Парламентом Норвегии. На момент пика церковь была государственной. Для «людей с факелами» это была, кроме всего прочего, еще и форма протеста против государства, навязывающего им веру, что пришла и уничтожила веру их предков. «Уничтожая церковь (часть государства) мы уничтожаем само государства» — такая точка зрения имела право на существование. Ситуация даже более серьёзна — в Норвегии официально зарегистрированы две религиозные неоязыческие организации, имеющие около 400 последователей. А сколько незарегистрированных? Достоверно известно, что существовала организация «The Inner Black Circle Of Norway», целью которой было искоренение христианства в Норвегии [12]. Археологами найдены места жертвоприношений животных, где кости жертв бронзового века смешаны с костями жертв XVII века. Эти места были священными для древних норвежцев. Это свидетельствует о том, что есть люди, которые недовольны сложившимся положением вещей — неважно, в плане ли веры или власти. Даже в Стортинге — парламенте Норвегии присутствуют представители краев «идеологической линейки» (например, Социалистической левой партии). Хотя, если сравнивать выборы 2013 с выборами 2009 и 2005, то радикалов стало намного меньше [13]. Тем не менее, сам факт наличия такого представительства означает и наличие поддержки ос стороны населения, присутствия альтернативных взглядов.

Исторически внутренний конфликт частей населения страны читается даже в языковом вопросе. Букмол и нюнорск — два официальных языка, хотя некоторые считают их одной формой единого норвежского языка. Язык 90 процентов населения — букмол. Его называют еще дано-норвежским. По сути, это трансформировавшийся датский, который стал основным языком Норвегии еще после Кальмарской унии. Второй стандарт языка называется нюнорск. Если расшифровать, то получается новонорвежский. Однако он имеет гораздо большую связь со старо-норвежским языком. Он появился именно как альтернатива «датскому», попытка взять и преобразить нечто свое историческое. Конечно, эти языки во многом похожи, если не учитывать Хогнорск — «высокий норвежский» очищенный от слов букмола. Эта ситуация в очередной раз подчеркивает попытку противопоставления части населения Норвегии вопросам мультикультурализма.

Но разве это все? Думаю, стоит еще выделить личностно-психологические причины. В те годы это стало для блек-металлистов чем-то сродни субкультурной моды. Это было доказательством силы, игрой «на спор», проверкой и способом утвердиться в группе себеподобных. Кроме того, это была еще и форма протеста против государства, которое, как они считали, было едва ли не социалистическим, и против религии, которую их предки считали рабской. Ненависть к тоскливой ежедневной рутине по схеме «дом-работа-работа-дом» на фоне великой истории страны, некогда державшей в страхе всю Европу почти три века. А ко всему этому еще и обычное желание выделиться из толпы и самоутвердиться.

И все это поддерживалось и укоренялось в умах с помощью музыки — нового в то время направления блек-металла. Это не была очередная «металлическая» волна, состоявшая из банальных и конформистских пластинок — содержание всех выпущенных и записанных альбомов, содержание текстов было достаточно радикальным. Тут были прямые вызовы христианской идеологии, в то время как «тьма» объявлялась союзником. Тут переплетались неоязычество и сатанизм. Все это нашло, в итоге, выход в поджогах церквей, убийствах и самоубийствах музыкантов и фанатов.

Но и это еще не все причины. Нельзя не упомянуть прочно поселившийся на тех землях антисемитизм.

«Я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы вспомнить миллиарды блох и вшей, потерявших свои жизни в газовых камерах Германии, вся вина которых была только в том, что они поселились на персонах еврейского происхождения».

Эти слова произнес норвежский комик Отто Эсперсен в четверг 27 ноября 2008 года в эфире крупнейшей коммерческой телекомпании страны TV2. Эти слова впоследствии упоминались в переписке послов [14].

Двумя годами ранее он в одной из программ сжег страницы из святого писания иудеев. И это отнюдь не все. Это лишь один из примеров. Вторая газета страны — Aftenposten часто мелькает в новостях страны после публикации очередной скандальной заметки «на заданную тему». Стоит отметить, что в начале 2000-х гг. в Норвегии усилились проявления антисемитизма. Причем виноваты не только ультраправые, но и мусульмане, приехавшие сюда в последние годы. Газеты здесь пишут статьи подобной направленности, постоянно появляются карикатуры. Исследование, проведенное в школах Осло, показывает, что евреи являются наиболее уязвимой целью. Согласно исследованию, в Осло один из трех еврейских детей часто страдает от расистских атак. При этом 52 % учащихся используют слово «еврей» в негативном значении [15].

А ведь со времен поджогов церквей сменилось всего одно поколение. Все эти дети, ныне издевающиеся над сверстниками, являются детьми поколения, воспитываемого двадцать лет назад. Комики и политики — все они уже выросли с этими идеями, ведь главный объект социализации — семья.

А 24 июля 2014 года и вовсе в свет вышла новость о том, что Норвегию покидают последние 819 евреев. Причина — всевозрастающий антисемитизм. И это долговременная тенденция [16].

Этот пункт вновь подчеркивает проблему восприятия в стране мультикультурализма. В последние годы это стало особенно заметно. Действия Андерса Брейвика были во многом продиктованы именно противодействием мультикультурализму.

Таким образом, у нас перед глазами встает спектр взаимосвязанных причин. Набор исторических событий укоренил в культуре настороженное, а порой и откровенно ненавистническое, отношение к христианской религии и, в частности, к еврейскому населению страны. Ко всему этому примешивается миф «о золотом прошлом» и различия между норвежскими регионами и языками. В 90е годы, на основе этой ненависти и истории, появляется новое направление в музыке, представители и фанаты которого, желая выделиться и выразить свой протест, начинают поджигать церкви. Для них церковь является частью государства, против которого они выражают свой протест. Все это перерастает в субкультурную моду и, порой, встречается и поныне.

Такой нам видится картина причин религиозного конфликта в Норвегии, актов вандализма и проявления ненависти, актов уничтожения зданий и вещей, созданных поколениями людей и заслуживающих храниться в национальных музеях.

 

Литература:

 

1.                  Statistics Norway. Religious communities and life stance communities [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ssb.no/en/trosamf/. (дата обращения 25.07.2015)

2.                  H. L. Brekstad. The constitution of the Kingdom Of Norway. — Clark. New Jersey: The Law Book Exchange LTD, 2009.

3.                  Сванизде А. А. Карл Великий. Реалии и мифы. Москва: ИВИ РАН, 2001.

4.                  Санчук Г. Э. Видукинд Корвейский и его «Деяния саксов» (обзор источников) // Вопр. историографии и источниковедения слав.-герм. отношений. М., 1971;

5.                  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/brok.htm (дата обращения 28.07.2015)

6.                  Viking expansion. Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki (дата обращения 28.07.2015)

7.                  Эльсе Роэсдаль. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом. — Спб.: Книгоиздательство «Всемирное слово», 2001. Перевод с датск. яз. Ф. Х. Золотаревской.

8.                  Олаф Трюггвасон. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.7. Мл-Ол. — М.: «Олма Медиа групп», «ОЛМА ПРЕСС Образование», 2006.

9.                  А. Я. Гуревич. «Круг Земной» и история Норвегии». Приложение к изд. Снорри Стурлусон. «Круг Земной». Изд. «Наука», 2002.

10.              Варг Викернес. Эра Викингов и христианства в Норвегии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.burzum.org/rus/library/the_viking_age_and_christianity_in_norway.shtml (дата обращения 31.07.2015)

11.              Bram Teitelman. Three churches burned in Delaware. December 3, 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metalinsider.net/thats-unfortunate/three-churches-burned-in-delaware (дата обращения 31.07.2015)

12.              Stephen O'Malley. Into the lions cage. Sounds of Death n.5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.burzum.com/burzum/library/interviews/sounds_of_death_5/ (дата обращения 02.08.2015)

13.              NORWAY Stortinget last elections. Inter-parliamentary union. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ipu.org/parline-e/reports/2239_E.htm (дата обращения 02.08.2015)

14.              Abraham H. Foxman. Anti-Semitism in Norway: Renewed Concerns. Letter that was sent to the Norwegian ambassador to the United States. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.adl.org/anti_semitism/letter_norway.html (дата обращения 25.07.2015)

15.              Норвегия стала самой антисемитской страной Западной Европы. Обзор СМИ, 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/16935-norvegiya-stala-samoj-antisemitskoj-stranoj-zapadnoj-evrop.html (дата обращения 29.07.2015)

16.              Леонид Амстиславский. Европа вновь станет свободной от евреев. Еврейский мир, 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evreimir.com/80196/европа-вновь-станет-свободной-от-евре/ (дата обращения 11.08.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): Норвегия, Дания, церковь, век, VIII, Англия, введение христианства, Кальмарская уния, Саксония, христианская религия.


Ключевые слова

Христианство, Норвегия, язычество, церкви, поджоги, викинги., викинги

Похожие статьи

Китайская община в Томской губернии в конце XIX — первой трети XX веков

В статье рассматриваются вопросы формирования китайской общины в кон. XIX — нач. XX вв. в границах современной Томской области. Исследованы факторы, влиявшие на адаптацию китайской диаспоры в регионе, основные сферы деятельности мигрантов. Показано, ...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Взаимодействие германской и российской социал-демократии в начале XX в.

Статья посвящена связи немецкой социал-демократии с процессам, происходившим в России в начале XX в. Разность взглядов на социал-демократический идеи была причиной существования различных направлений этой идеологии в Германии, а позже и в России. В с...

Традиции пьянства в период НЭПа на примере русской деревни

Автор статьи исследует одну из устойчивых привычек русского крестьянства — употребление и изготовление недорогого крепкого алкоголя. Рассматривает менталитет крестьянства, социальные и экономические особенности, связанные с производством и потреблени...

Влияние скандинавских мореходов-викингов на английскую культуру

В статье рассматривается вопрос о влиянии скандинавских мореходов-викингов на английскую культуру в период с VIII по XI век. Автор анализирует исторические, лингвистические и культурные аспекты контактов между скандинавами и англосаксами, а также их ...

Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии в период между двумя мировыми войнами

В статье рассматривается т. н. Аландский вопрос, игравший заметную роль в отношениях Швеции и Финляндии в 1920–1930 гг. Анализируются причины, лежавшие в основе противоречий в отношениях двух стран, перечисляются ключевые этапы в эволюции Аландского ...

Раскол русской православной церкви в XVII веке

Целью работы является изучение предпосылок и последствий одного из самых крупных духовных переворотов в истории России — церковного раскола на Руси в XVII веке, а также его влияние на укрепление абсолютизма.

Участие женщин в экономической жизни Узбекистана

В данной статье рассматривается участие женщин в экономических сферах Узбекистана. Приводится юридические и правовые нормы из законодательства Республики Узбекистан. Исследуются цели вовлечения женщин в общественные деятельности и экономическую жизнь...

Российский капитал в Армении в 2000–2012 гг.

В статье рассматривается история проникновения российского капитала в экономику В статье рассматривается история проникновения российского капитала в экономику Республики Армения. Показаны основные результаты присутствия крупных российских государств...

Похожие статьи

Китайская община в Томской губернии в конце XIX — первой трети XX веков

В статье рассматриваются вопросы формирования китайской общины в кон. XIX — нач. XX вв. в границах современной Томской области. Исследованы факторы, влиявшие на адаптацию китайской диаспоры в регионе, основные сферы деятельности мигрантов. Показано, ...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Взаимодействие германской и российской социал-демократии в начале XX в.

Статья посвящена связи немецкой социал-демократии с процессам, происходившим в России в начале XX в. Разность взглядов на социал-демократический идеи была причиной существования различных направлений этой идеологии в Германии, а позже и в России. В с...

Традиции пьянства в период НЭПа на примере русской деревни

Автор статьи исследует одну из устойчивых привычек русского крестьянства — употребление и изготовление недорогого крепкого алкоголя. Рассматривает менталитет крестьянства, социальные и экономические особенности, связанные с производством и потреблени...

Влияние скандинавских мореходов-викингов на английскую культуру

В статье рассматривается вопрос о влиянии скандинавских мореходов-викингов на английскую культуру в период с VIII по XI век. Автор анализирует исторические, лингвистические и культурные аспекты контактов между скандинавами и англосаксами, а также их ...

Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии в период между двумя мировыми войнами

В статье рассматривается т. н. Аландский вопрос, игравший заметную роль в отношениях Швеции и Финляндии в 1920–1930 гг. Анализируются причины, лежавшие в основе противоречий в отношениях двух стран, перечисляются ключевые этапы в эволюции Аландского ...

Раскол русской православной церкви в XVII веке

Целью работы является изучение предпосылок и последствий одного из самых крупных духовных переворотов в истории России — церковного раскола на Руси в XVII веке, а также его влияние на укрепление абсолютизма.

Участие женщин в экономической жизни Узбекистана

В данной статье рассматривается участие женщин в экономических сферах Узбекистана. Приводится юридические и правовые нормы из законодательства Республики Узбекистан. Исследуются цели вовлечения женщин в общественные деятельности и экономическую жизнь...

Российский капитал в Армении в 2000–2012 гг.

В статье рассматривается история проникновения российского капитала в экономику В статье рассматривается история проникновения российского капитала в экономику Республики Армения. Показаны основные результаты присутствия крупных российских государств...

Задать вопрос