В 2019 г. Ненецкий автономный округ отметил своё 90-летие. Регион сравнительно молодой и небольшой, но с интересной историей. Как известно, без прошлого нет будущего. Почему — убедитесь сами, а пока небольшой экскурс в историю. Крупные исторические события, произошедшие на территории нашей страны, оставили след в истории и культуре моей малой родины. Одним из социальных институтов, без которого невозможно существование государства в XVII в., являлась РПЦ.
Русская православная церковь занимает значительное место в истории государства. Православие определило этническое самосознание русского народа, способствовало политическому объединению земель и созданию единого государства. Любые потрясения в церкви напрямую касались благополучия государства. Восприняв христианство от Византии в 988 г. вместе со всеми его церковными обрядами, необходимой богослужебной и религиозно-философской книжностью, русская православная церковь стремилась хранить это наследие без изменений. Однако в рукописных церковных книгах в процессе многочисленной переписки неизбежно накапливались различного рода ошибки и погрешности.
В 1645 г. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия». Во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Кремля Стефаном Вонифатьевым. Члены кружка ставили задачи обличения пороков среди духовенства, укрепление нравственности, исправление церковных обрядов и книг. С самого начала выдвинулись две противоположные позиции:
Протопоп Аввакум: Править надо по древнерусским текстам, сохранять «старые обряды» т. к. современные книги греков«полны римских ересей».
Патриарх Никон: Необходимо устранить расхождения в богословской системе по греческим образцам.
В 1653–1656 гг. патриарх Никон проводит реформу церкви: замена коленных поклонов поясными, троеперстие вместо двуперстия, тройное «аллилуйя» вместо двойного, замена многоголосия «единогласием», Исправление книг по новым образцам и др.
Церковная реформа по сути дела, имела весьма ограниченный характер. Все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения. Но эти незначительные перемены произвели потрясение в общественном сознании, так как нарушали традиции и были крайне враждебно восприняты частью населения. Произошло резкое столкновение между защитниками нового и старого обряда, приведшее вскоре к образованию внутри единой до того православной церкви двух враждебных лагерей. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия. Среди противников реформы были сильные личности, одна из которых — протопоп Аввакум Кондратьевич Петров.
Актуальность: В 2020 г. исполняется 400 лет с момента рождения протопопа Аввакума. Аввакум — это одна из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII в. Родился в семье бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность как подвижник православия.
Аввакум занимает видное и место в истории раскола, выделяясь из среды старообрядцев оригинальным складом ума, могучим даром проповедника. Последние годы подвижника старообрядчества были напрямую связаны с Пустозерском. Из курса истории мы знаем, что Аввакум был сожжен в Пустозерске как старообрядец за приверженность своим взглядам. «За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681–1682 гг. к казни» [1,с.60].
Возникает вопрос, почему Аввакум не был сожжен сразу же после реформы, которая закончилась в 1656 г, а еще почти два десятилетия продолжал яро отстаивать свои взгляды.
Цель: доказать, что лидер старообрядцев был сожжен не столько за свои взгляды, но в первую очередь за открытое выступление против власти.
Задачи:
- Определить места ссылок Аввакума и причины возвращения обратно;
- Выяснить, как царь пытался примирить Аввакума с реформами;
- Рассмотреть, какие действия Аввакума и старообрядцев послужили причиной его сожжения;
- Узнать, есть ли последователи старообрядчества в НАО в данный момент.
Объектом работы является: деятельность Аввакума после церковной реформы и противостояние власти.
Методы исследования: Аналитический, сравнительный, конкретно-исторический, обобщения.
Основная часть
С самого начала церковной реформы, Аввакум подвергался гонениям и лишениям. Начинается период ссылок и возвращений. После каждой ссылки царь, тщетно пытаясь примирить старца с обновленной церковью, отправлял Аввакума обратно.
- В 1653 г. Аввакума бросили в подвал Андроникова монастыря, а позже сослали в Тобольск. После опалы патриарха Никона, Алексей Михайлович, предполагая, что Аввакум изменил свои взгляды, в 1663 г. возвращает его в Москву. Старцу предлагали почетные должности, дарили деньгами. Полгода Аввакум сдерживался, но, в конце концов, не выдержал и продолжил открыто критиковать нововведения в церкви, чем заслужил новый гнев государя.
- В 1664 г. Аввакум был сослан в Мезень. В 1666г. была предпринята последняя попытка вернуть раскаявшихся в лоно церкви: предложено лидерам раскольников покаяться в ошибках, для чего вызывали в Москву. В Москве его продержали полтора года, всячески стараясь победить его упорство. Аввакум, отказавшись от покаяния, лишен был сана священника, расстрижен, предан анафеме и сослан в 1667 г. в Пустозерск, где был заключен в сырой земляной сруб.
Все это говорит о том, что царь не желал смерти Аввакуму и более того, как сказано выше, пытался несколько раз с ним примириться. Аввакум в свою очередь долго не мог расстаться с иллюзиями возможности возвращения самого царя к старой вере.
Тогда встаёт вопрос, почему в 1682 г. протопопа Аввакума и его сторонников сожгли в далеком Пустозерске, где старец сидел в земляной тюрьме. Анализирую дальнейшую деятельность Аввакума и других старообрядцев, можно выделить несколько причин:
- К сторонникам реформы принадлежал российский государь Алексей Михайлович Романов, помазанник божий. Так что, идти против церковной реформы было равнозначно идти против воли государя.
- В 1676 г. скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл Федор Алексеевич. Этим решил воспользоваться мятежный старообрядец. Он написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду Алексея Михайловича. Попал тот в ад за то, что отринул от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом, лишённый степени священства вольнодумец хотел отвратить нового царя от греческого обряда. Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. Он посчитал письмо «великой хулой на царский дом» [2].(Эта челобитная припомнилась, видимо, тогда, когда окончательно решено было расправиться с Аввакумом и его союзниками.)
- В январе 1680 г. московские старообрядцы символически осквернили могилу царя Алексея Михайловича, измарав ее дегтем и затеплив на ней сальные свечи.
- В это же время некий Герасим Шапочник забрался на колокольню Ивана Великого и метал письма, скопированные с пустозерскких писем Аввакума [3, с.90].
Чаша терпения царя была переполнена. После этого события стали разворачиваться трагически. По Соборному уложению, самое тяжкое преступление — против чести и здоровья царя. (Государственное преступление.) Самое распространенное наказание — смертная казнь. В 1682 г. протопоп Аввакум был сожжён в срубе вместе со своими ближайшими сподвижниками.
Таким образом, мы видим, что старообрядец Аввакум был сожжен, не только за свои взгляды и непримиримость с обновленной церковью, но и за хулу против государя. Старообрядцев стали преследовать и церковная и светская власти. Церковь — как еретиков, царь — как противников царской власти.
Заключение
Можно по-разному относиться к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истинной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остаётся образцом веры во Христа.
В процессе своего исследования я по-новому открыл для себя такую значимую для церкви и нашего округа фигуру, как протопоп Аввакум. Узнал его не только как человека, пострадавшего за свою веру, но и как сильную и несгибаемую личность, готовую пойти до конца за свои идеалы и веру. Результаты исследовательской работы будут представлены на школьной учебно-исследовательской конференции в ноябре 2019 г. Также планирую опубликовать работу в периодическом журнале «Юный ученый» в декабре 2019 г
Старообрядцы со всей территории постсоветского пространства и по сей день посещают Пустозерское городище только для того, чтобы поклониться своему учителю, отдавшему жизнь за сохранение древних традиций русского благочестия. 12 марта 2017 года в Нарьян-Маре состоялся Съезд староверов-поморцев Ненецкого автономного округа. В Съезде приняли участие активные прихожане, члены старообрядческой общины Ненецкого округа, а также церковнослужители, духовные отцы, представители российских старообрядческих поморских общин. Накануне съезда состоялось заседание Совета общины и поездка в Пустозерск, на святое для всех старообрядцев место, где был сожжен мученик за веру Аввакум Петров. Там его последователи провели Крестный ход и службу в часовне.
В 2017 г. председатель комитета по культуре и туризму НАО Сергей Кулаков, сообщил, что, в соответствии с указанием Президента РФ, организацией юбилея Аввакума занимается Министерство культуры России, создан комитет по празднованию этой даты, есть план на 2016–2020 годы, в который включены и предложения нашего округа [4].
Литература:
- Данилов А. А. История России. Конец XVI-XVIII в. [Текст]: Учебное пособие/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2011.
- Россия. Наследие. [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://russianasledie.ru/publications/nasha-zemlya/tverdynya-very/
- Канев Ю. В. Канувший в лету: Заполярный Пустозерск. [Текст]: / Ю.В Канев. — Тверь.: ИПК Паренто-Принт, 2012.
- Сайт администрации муниципального образования «Городской округ «город Нарьян-Мар» Как живут потомки Аввакума. [Электронный ресурс] /- Режим доступа:http://old.adm-nmar.ru/news/kak-zhivut-potomki-avvakuma.html?action=refreshCalendar&month=3&year=2016