В статье представлено теоретическое обоснование перехода от программно-целевого метода управления к проектно-целевому управлению системой образования в долгосрочной перспективе, основанное на аналитическом прочтении современных нормативно-правовых документов, регулирующих данный процесс.
Ключевые слова:система образования, стратегическое управление системой образования, проектно-целевое управление системой образования.
В настоящее время правительством Российской Федерации определен и достаточно успешно реализуется комплекс долгосрочных целей и задач, которые направлены на развитие системы образования. Приоритет государственной политики в области образования, связан с возрастающей ролью человеческого капитала как ведущего фактора эффективного развития экономики страны. В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выявлена потребность в формировании системы образования, которая должна отвечать насущным запросам рынка труда, а также интересам национальной экономики.
Российской экономике предстоит ответить на вызовы долгосрочного периода, которые обусловлены как мировыми тенденциями, так и внутренними процессами.
Специалисты выделяют следующие глобальные долговременные вызовы:
- повышение мировой конкуренции;
- новые тенденции в изменении технологий;
- усиление роли человеческого капитала как ведущего фактора развития экономики страны;
- значительное снижение потенциала сырьевой модели экономики.
Среди внутренних структурных ограничений отмечается:
- достаточно высокий уровень дифференциации субъектов Российской Федерации и социального неравенства среди населения страны;
- наличие существенных институциональных рисков для ведения малого и среднего бизнеса;
- недостаточное развитие форм продуктивного сотрудничества бизнеса и общества;
- низкий уровень конкуренции в ряде отраслей народного хозяйства;
- несоответствие уровня развития национальной инновационной системы требованиям макроэкономики [2].
Во многом успешность преодоления данных вызовов будет зависеть от уровня конкурентоспособности инновационной экономики нашей страны, в свою очередь развитие экономики инноваций в значительной мере зависит от качества подготовки профессиональных кадров и уровня их социализации. Данный факт обусловил выбор целевых ориентиров стратегического развития страны, среди которых ведущую роль занимает процесс формирования условий для интенсивного развития экономики знаний. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегическая цель государственной политики в области образования определена как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].
Достижению поставленной цели во многом способствует грамотно определенный метод государственного управления системой образования. Отметим, что в Российской Федерации в настоящий период, в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, достаточно активно осуществляется внедрение программно-целевых методов управления государственными программами и проектами в таких форматах, как приоритетный национальный проект, федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, проекты Комиссии при Президенте Российской Федерации, государственные программы, а также «дорожные карты». По сути программно-целевой механизм управления на федеральном уровне, на уровне субъектов и муниципалитетов Российской Федерации направлен на формирование взаимосвязи долгосрочного и бюджетного планирования.
При этом в качестве наиболее эффективного формата, реализующего программно-целевое управление, определена программа, которая способна решать отраслевые задачи развития образования комплексно в пятилетнем периоде планирования. Являясь универсальным инструментом планирования бюджета, программа способна обеспечить координацию действий всех участников образовательного процесса по достижению целевых показателей путем инновационных решений.
Однако, как показывает практика, решению ведущих задач социально-экономического развития способствуют инновационные проекты, которые модернизируют действующие модели и механизмы в сфере образования. Также немаловажно, что Программа в большей степени руководствуется и ограничена действующими нормативно-правовыми актами и не предполагает осуществления проектной деятельности в сфере нормотворчества, научных и прикладных исследований.
По мнению российского исследователя И. Г. Голышева, несмотря на то, что программно-целевой метод управления достаточно распространен, он имеет ряд существенных недостатков:
- во-первых, крайняя формализованность, что значительно снижает возможность его применения к динамичным инновационным процессам; в условиях динамично меняющейся среды важно оперативно и своевременно принимать решения;
- во-вторых, имеется прямое соотнесение с временными показателями, при этом, социально-экономические показатели могут быть точно спрогнозированы лишь в краткосрочном периоде;
- в-третьих, достаточно сложно провести корректирующие меры в случае изменения факторов внешней или внутренней среды.
Данные факты подтверждают предположение, что метод программно-целевого управления в большей степени эффективен для решения достаточно изученных проблем с целью совершенствования имеющихся систем управления [1, с. 9].
В силу указанных выше обстоятельств, перспективы долгосрочного развития системы образования связаны с заменой традиционного программно-целевого подхода, реализуемого в Программе на 2011–2015 годы, на проектно-целевой подход в управлении, который в большей степени соответствует современному состоянию и поставленным целям в образовательной системе.
Проектно-целевой подход в общем понимании — это единая методология распределения ресурсов для достижения поставленной цели (решение проблем), при этом достижение цели имеет измеримые показатели (индикаторы), которые обладают объективной способностью позитивного влияния на управляемый объект [1, с. 7]. Данный подход основан на концепции управления по результатам, такой механизм управления позволяет оперативно реагировать и пересматривать ранее поставленные цели при изменении внешнего окружения.
Отметим, что в соответствии с определением Государственного стандарта, проект — это уникальный процесс, состоящий из набора скоординированных и управляемых действий, с указанием даты начала и окончания, предпринятых для достижения соответствия определенным требованиям, включая ограничения по времени, стоимости и ресурсам [6].
Проектно-целевой подход в системе управления образованием, по мнению российского академика Мухаметзяновой Г. В., это управленческий метод, в основе которого лежит разработка и реализация проектов, как комплекса научных исследований, итогом которых является пакет документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, а также организацию педагогических процессов в пространстве и времени [4, с. 106].
Данный подход в условиях повышенной турбулентности внешней среды отвечает потребностям современной системы образования и экономики страны в целом. В настоящее время проектно-целевой подход в сфере образования и науки нашел применение в виде грантовой поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Грантовая поддержка имеет широкое применение, так как обеспечивает запуск системных изменений в сфере образования Российской Федерации, с ее помощью выявляется авангард педагогов и образовательных организаций, осуществляется поддержка наиболее эффективных проектов, привлекается внимание общественности к проблемам образования.
По мнению специалистов, в случае неприменения проектно-целевого подхода к управлению системой образования в современных условиях возможны следующие последствия:
- усугубление проблемы морального и физического старения объектов образовательных организаций профессионального образования, что в значительной мере окажет влияние на доступность и качество образования;
- дополнительное образование совершеннолетних граждан сохранит характерные черты сегодняшнего времени: отраслевая разрозненность (преобладание гуманитарных направлений над техническими и прикладными), отрыв от реальных потребностей рынка труда;
- отсутствие комплексной электронной образовательной среды, отставание в использовании современных информационных технологий, дистанционных образовательных технологий;
- отсутствие системного характера работы с одаренными детьми;
- сохранение тенденций неравного доступа граждан страны к качественному образованию, усиление социального неравенства;
- отсутствие возможности формирования безбарьерной среды в образовательных организациях профессионального образования и т. д. [3].
Таким образом, можно констатировать, что переход от классического программно-целевого управления системой образования к проектно-целевому управлению обусловлен объективно сформировавшимися условиями. Без проектно-целевого метода управления представляется маловероятным достижение целей и решение задач, предусмотренных в стратегических документах, регулирующих долгосрочное развитие отечественного образования в условиях динамичных глобальных изменений. Использование данного методы управления позволит создать условия для процессных позитивных изменений в образовании Российской Федерации.
Литература:
1. Голышев И. Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией профессионального образования и производства в регионе // Среднее профессиональное образование. — 2011, № 11. — С. 7–10.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3. Концепция Федеральной целевой Программы развития образования на 2016–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
4. Мухаметзянова Г. В. Проектно-целевой подход — императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. — 2008, № 8. — С. 104–110.
5. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р.
6. ГОСТ Р 51901.4–2005 «Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51901–4-2005 (дата обращения: 01.08.2015).