Коренные преобразования, проводимые в нашей стране, направлены на человеческий фактор, и поэтому они имеют немаловажное значение. Преобразования в системе образования также направлены на формирование молодежи в качестве гармонично развитой личности. Например, об охране окружающей среды в статье 4 Закона РУ отмечено: «…независимо от специальности во всех средних и высших учреждениях обязательно внедрение экологического знания, экологической культуры и экологического воспитания».
В выполнении таких актуальных задач первоначальным шагом, отправной точкой явились слова Президента РУ И. А. Каримова на 9 сессии Олий Мажлиса, а также указ «О проведении коренных реформ в системе подготовки кадров и учебно-воспитательного процесса, о подготовке гармонично развитого поколения. Как отмечено в указе необходимость обеспечения системы подготовки кадров в достаточной степени необходимыми учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями, средствами обучения неразрывно связано с воспитанием полноценного поколения.
В настоящее время охрана окружающей среды, оздоровление является одной из актуальных проблем. Во всех регионах мира промышленные центры, транспорт загрязняют окружающую среду, огромные территории леса идут на порубку, загрязнение морей и океанов, исчезновение некоторых видов растений и животных — это не секрет, это проблемы мирового масштаба.
Приведем пример, «по приблизительным данным человечество за год добывает 100 млрд. т. горных ископаемых. На планете каждую минуту срубаются 20 га леса. Кислород к середине XXI века сократится на 10 млрд. т. на нашей планете каждый год во внешнюю среду выносятся примерно 70 млн. м3 едкого газа, 50 млн. т. метана, 13 млн. т. жидкого азота.
В первую очередь, из-за возникающей по невнимательности человека эрозии, каждый год наносится ущерб 6–7 млн. га сельскохозяйственных участков». Природа — это живой организм. Она беспощадно будет мстить человеку за каждый потерянный метр земли. Исходя из этого, в целях оздоровления экологического положения, наше государство определило меры и задачи, решаемые административным путем, которые имеют одну цель — формирование у человека экологического сознания и культуры.
Экология — (от греч. oikos — место проживания, logos — учение) — это наука, изучающая роль антропотехногенного фактора в системе отношений с живой и неживой природой. Понятие «экология» впервые использовал известный немецкий зоолог Эрнест Геккель (1834–1919) в своих трудах «Общая морфология организмов» (1866) и «Естественная история создания мира» (1868). Нет необходимости охраны природы для природы. Социальное значение экологии заключается в охране природы только для человека. Направлений экологии много: общая экология, биоэкология, зооэкология, геоэкология, медицинская экология, инженерная экология, экология человека и все частные экологии. Из-за усиления тенденции экологизации форм мышления, возникают новые направления экологии: экономическая экология, экоэтика, экоэстетика, экотехнология, экологическое право, экологическое путешествие и др.
Философской наукой, изучающей теоретические, практические и методические стороны охраны окружающей среды на основе интересов мировой цивилизации является экономическая экология. На сегодняшний день экономическая экология входит в этап развития и разрабатывает не только фундаментальные теории охраны окружающей среды, но и охрану экономической среды.
От экономических, социально-политических, воспитательных и других факторов овладения знаниями зависят оздоровление экологической среды, охрана окружающей среды. В системе непрерывного образования значение формирования экологического воспитания своей актуальностью ещё раз подчеркивает важность своего значения.
«Экологическое воспитание — это формирование экологической культуры, т. е. давать учащимся понятие о том, что личность, общество и природа взаимосвязаны, что экология имеет важную роль в развитии человека, человечества и общества».
«Экологическая культура — это чувство экологической ответственности для принятия решений в профессиональной деятельности, овладение знаниями в области охраны окружающей среды, подготовка к участию в решении экологических проблем мирового и территориального значения».
Один из известных педагогов А. К. Мунавваров в учебнике «Общая педагогика» на странице 133 описал такой подход к экологическому воспитанию и образованию. «Под понятием «экологическое образование» понимается система знаний, выражающая взаимоотношение между человеком и природой. А экологическое воспитание — это воспитание отношений человека к окружающей среде».
Исходя из вышесказанного, мы во всех звеньях непрерывной системы образования в целях широкой агитации среди молодёжи экологического воспитания, предлагаем информационную коммуникативную программу педагогической технологии под названием «Экологическая перемена».
Экологическая перемена — это своеобразное экологическое воспитание, целью которого является обеспечение положительного, полного эмоций, короткого, углубленного и последовательного отдыха. Своеобразная сторона этого метода заключается в наглядном отображении материала по экологии (материал выбирается исходя из типа урока и изучаемой темы), взятого из исторической или периодической печати, или в представлении отрывков из художественных, документальных и других источников.
Выбор того или иного вида экологической перемены требует от учителя дальновидности, чуткости, опыта и профессионального мастерства. При этом необходимо обратить внимание на то, что действия должны быть красочными, завлекательными. Действия в экологической перемене должны соответствовать теме, что позволяет организовать учебный процесс эффективно и содержательно.
Экологическая перемена тем ценна, что она развивает у учащихся внимание, память, здравое мышление. Такой системой можно воспользоваться на разных этапах урока: в начале, в середине, в конце. Такие учебные программы служат для обеспечения огромной информации за короткое время, ознакомление с экологическими проблемами.
Такие технологии:
- устраняют усталость учащихся;
- повышают чуткость, внимание;
- поднимают настроение учащихся;
- улучшают умственную деятельность учащихся;
- укрепляют память;
- усиливают интерес учащихся к уроку;
- снимают умственное напряжение и направляют на творческие дела.
Итак, на уроках, на воспитательных мероприятиях «Экологическая перемена» вместе с устранением умственного напряжения обеспечивает интенсивный и целенаправленный отдых, укрепляет экологическую связь между учеником и учителем. Наиболее важные стороны данного метода следующие:
- не обязательно включать в расписание уроков;
- не требует отдельно отведенного времени;
- не требует отдельной аудитории, помещения;
- не требуется дополнительных нагрузок в учебной программе и плане.
Экологическая перемена требует от учителя постоянной работы над собой, направляет к повышению педагогического мастерства, овладению глубокими знаниями. Например, технология «Экономическая перемена», предусмотренная для начальных классов общего среднего образования определяет 3 важных этапа, направленных на экологическое воспитание:
1 этап — научить учащихся чувствовать красоту природы;
2 этап — воспитать чувство заботы и любви к природе;
3 этап — дать учащимся понять, что они не просто наблюдатели, но и сами являются частью этой природы.
В учебно-воспитательном процессе технология «Экологическая перемена» является самым простым и эффективным экологическим методом воспитания, а также является интенсивной формой формирования глубокого понятия об охране окружающей среды, воспитании бережного отношения к экологии, учит строго и с интересом подходить к решению экологических проблем.
Создание информационных программ на научной основе, соответствующих педагогической технологии «Экологическая перемена» в учебном процессе непрерывной системы образования, на сегодняшний день является одной из важных задач внедрения его в учебно-воспитательный процесс.
Экологические учебные программы считаются самым необходимым средством формирования молодежи как гармонично развитой личности.
Литература:
1. Каримов И. А. «Концепция развития гражданского общества и углубления демократических преобразований в нашей стране» (Доклад на заседании Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса РУ) «Халк сузи», 2010 г., 13 ноября. № 220)
2. Каримов И. А. «Укрепление законных основ развития нашей страны должно стать критерием нашей деятельности», «Халк сузи», 2006 г., 25 февраля.
3. Закон РУ об «Охране природы». 1993 г., 9 декабря.
4. Духовность. Словарь основных терминов. — Т. — 2009 г., — 817 c.
5. Назаров Н. С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. — М.: Высшая школа, — 1989 г.
6. Тухтаев А. «Экология». — Т.: «Укитувчи», — 1998 г.
7. Хасанбоев и др. Толковый словарь по педагогике. — Т., «Фан ва технология», 2009 г., — стр. 571.