Между субъектами и объектами государственного управления могут устанавливаться информационные связи, представляющие собой достаточно сложные информационные коммуникативные системы, которые структурно отображают существующие сегодня взаимосвязанные совокупности внутри и вне управленческого органа. Организационное усовершенствование систем информационного обеспечения государственного управления находится в прямой зависимости от уровня и качество ИТ-систем. К большому сожалению, нередко информационные связи в государственных структурах являются запутанными и не упорядоченными, обладают формальным характером, дублируя уже имеющуюся информацию. Усовершенствование информационных связей прежде всего направлено на то, чтобы сделать их более гибкими, оптимальными и удобными в использовании. Они должны максимально отвечать уровню компетенции органа государственной власти, а также информационным интересам иных самоуправляемых образований, их элементов и подсистем и быть адаптированными к изменениям правовых условий регулирования. Управленческие связи в системах информационного обеспечения государственного управления реализуются посредством использования информационных каналов и обратной связи, формирующихся по принципу единой коммуникативной среды, которая включает в себя модемные, телекоммуникативные и прочие системы связи. Еще одним инструментом образования обратной связи выступают избирательные технологии, которые направлены, прежде всего, на информирование населения и формирование общественного мнения, а также вовлечение населения в государственные процессы.
Следующим элементом информационных государственных управленческих структур можно назвать информационные массивы или, другими словами — банки информации. Банк информации — это совокупность сведений, документов, фактов и различных данных. Чаще всего, они сосредотачиваются в службах, архивах, библиотеках делопроизводства, в информационных и поисковых системах, а также в других видах информационных ресурсов.
Так, информационные ресурсы — это организационная синтетическая форма представления официальной информации, основанная, прежде всего, на индивидуализации и концентрации документированной информации, имеющей функциональное назначение. Информационные ресурсы, которые собраны и хранятся в архивах, музеях, библиотечных фондах, текущих делопроизводственных, а также научно-технических системах, выступают в роли источников накопления базы знаний и являются формой хранения информации определенного характера. Информационные государственные ресурсы представлены абсолютно различными информационными массивами, на основании деятельности местных, центральных и региональных органов власти. К таковым относятся ресурсы, которые создаются с целью обеспечения деятельности государственных органов власти, а также массивы сведений, которые создаются негосударственными учреждениями в интересах и по заказам государственных структур. В целом, социологические исследования касательно проводимых реформ и отношения к ним общества.
Для более эффективного информационного взаимодействия населения и государственных органов власти, достаточно значимыми являются информационные ресурсы в таких сферах: налоговая, статистическая, финансовая, уголовная, экологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и пр. Подобные ресурсы, которые наполняются специализированной информацией, формируются непосредственно Федеральной службой безопасности и службой Внешней разведки, МИД, МВД. Базой для полноценного формирования информационных ресурсов является информационно-аналитическая служба управления, различные информационно-справочные бюро, центры и службы и пр. Они располагают достаточно развитыми инфраструктурами, которые ориентированы на сбор актуальной информации по всей территории государства и последующую ее обработку в интересах региональных и федеральных государственных органов власти. Сюда могут входить структурные подразделения внутри и вне государственных органов управления. Они максимально обеспечивают проведение мониторинговой деятельности, сбор информации для разработок вариантов и моделей управленческих решений.
В процессах информационного обеспечения государственной власти немаловажная роль принадлежит информационным и аналитическим службам. Данная аналитическая деятельность является встроенной в процессы управления. Тут происходит решение кадровых, технических и организационных вопросов. Именно подобные аналитические службы обнаруживают и формируют информационные потребности руководства для дальнейшего управления. Именно от деятельности информационных и аналитических центров зависит максимально полный и точный охват функций, которые закрепляются за органами власти либо за отдельными сотрудниками, а также учет специфики кодирования информации, которые свойственны отдельным управленческим звеньям, виды и основания ответственности персонала аппарата за точность предоставленной информации и ее обработку. Особенно повышается роль разных видов экспертиз — правовой, криминалистической, макроэкономической, научно-технической, правовой и пр. Так, реализована идея более обширного привлечения профессионалов различных областей к деятельности и аналитической работе по усовершенствованию существующих управленческих решений.
К подобной аналитической деятельности, многие эксперты аналитических федеральных служб относят те процедуры и процессы интеллектуальной деятельности, которые, прежде всего, имеют творческие признаки и дают возможность разрабатывать новую информацию, а также обнаруживать определенные проблемы скрытого характера либо их нюансы, предлагать различные способы для их решения, возможно даже и нетрадиционные. Все это дает возможность минимизировать перебор управленческих решений, а также время на их принятие.
Все нынешние информационные и аналитические службы можно условно разделить на такие категории:
1. Служба первой категории. Данные службы занимаются, в первую очередь, упорядочением различных информационных ресурсов и создают для этого наиболее соответствующие справочные базы данных.
2. Службы, входящие во вторую категорию разрабатывают и внедряют муниципальные и государственные информационные системы, используя базы данных статистики, прессы, информационно-коммуникативные технологические средства и оказывают помощь в процессе проведении кампаний избирательного характера.
3. Службы, которые относятся к третей категории, занимаются разработкой экспериментальных и аналитических технологий, которые обслуживают кризисные и чрезвычайные ситуации, а также техногенные либо социогенные катастрофы.
Основными целями информационно-аналитических центров являются:
- Информационный и аналитический мониторинг криминогенной, экономической, социальной, экологической, политической ситуации в регионах и в государстве в целом;
- Диагностика, анализ, прогнозирование и моделирование управленческих процессов;
- поиск и выявление проблемных сфер в области регионального и федерального управления, а также поиск наиболее оптимальных способов для их разрешения;
- экспертиза наиболее важных управленческих решений;
- разработка на основании имеющейся информации, альтернатив управляющих решений для лиц, принимающих решения, а также обоснование таких альтернатив;
- прогнозирование, аналитические обзоры и ретроспективные справки.
Использование ИТ-технологий на федеративном уровне, связано, прежде всего, с решением проблем компьютеризации и информатизации учреждений, а также с обеспечением доступа населения и бизнес структур к государственной информации. В этом случае, они выполняют важную информационную, управляющую и трансформационную функцию. Информационные технологии связаны с качественной стороной применения информационных ресурсов и максимально способствуют качеству принимаемых управленческих решений. ИТ-технологии управленческих процессов — это автоматизированная поддержка управленческих технологий, которая включает в себя базы данных, информационные потоки, оценку и принятие решений, алгоритмы поиска.
В государственных органах управления и власти сегодня происходят значительные изменения в обработке управленческой информации. Вводятся автоматизированные технологии, касающиеся экспертизы и аналитических процедур. Внедряются инновационные системы связи на общенациональном уровне. Происходит разработка корпоративных информационных систем, ведомственных систем ограниченного доступа и закрытого типа. Максимально эффективно происходит развитие информационно-аналитических систем в администрациях субъектов РФ, которые инициированы конкретными управлениями Администрации Президента и соответствующими аналитическими службами Совета Федерации и Госдумы РФ. Информационные технологии являются немаловажным фактором, оказывающим влияние на повышение эффективности управления абсолютно в каждой сфере общественной деятельности.
Литература:
1. Эскиев М. А. Уянаева Х. Б. Гиш Б. А. Формирование институциональных условий конкурентоспособности регионов как основа социально-экономического развития субъекта РФ. ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова» Актуальные проблемы региона на современном этапе развития г. Нальчик
2. Ялмаев Р. А. Федеральные целевые программы в стратегии развития регионов. Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 17–23 апреля, 2006 г. — Вып. 4: Мировая экономика и финансы/ВолГУ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред) и др. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. -390с.
3. Эскиев М. А. Социально-Экономическое развития Чеченской Республики ГГНТУ, Грозный, 2014
4. Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство № 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.
5. Чажаев М. И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования
6. Эскиев М. А. Чажаев М. И. Приоритеты социально-экономического развития горных территорий Чеченской Республики. Современные проблемы науки и образования