Государственное регулирование развития территории — это действия государства, направленные на создание благоприятных условий для повышения качества и уровня жизни населения. Территориальная система должна функционировать в таком режиме, при котором будет обеспечено устойчивое, сбалансированное воспроизводство социального, ресурсного, хозяйственного и экологического потенциалов местности.
К признакам, характеризующим территориальное развитие, относят:
- стабильность условий, то есть устойчивость сохранения условий необходимых для возобновления потенциала местности;
- согласованность, т. е. уникальный для каждой территориальной системы набор потенциалов, характеризующий её и обеспечивающий социальную направленность системы, её устойчивость;
- общественная ориентация, т. е. оценка ситуаций в регионе с позиции влияния на показатели уровня и качества жизни населения.
Регулирование территориального развития осуществляется на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. При этом на уровне федерации субъектами регулирования выступают Президент РФ (указы), Правительство РФ и его министерства, принимающие постановления и распоряжения, воплощающие в жизнь федеральные законы и указы Президента. На региональном уровне — органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. При этом все мероприятия региона проводятся в соответствии с федеральным законодательством и не противоречат программам развития федерации. На местном уровне — органы местного самоуправления [2].
В России регулирование территориального развития осуществляется в основном в виде поддержки и помощи федерального центра отдельным регионам. Действия органов власти, могут иметь различных характер, политический, экономический, правовой, социальный, финансовый, однако имеют общие цели цель:
1. Стимулировать и поддерживать развитие территорий, не способных существовать в режиме саморазвития;
2. Осуществлять поддержку мобильности населения, то есть создавать направленную миграцию;
3. Стимулировать и поддерживать формирование и функционирование потенциальных «точек роста» (например, свободных экономических зон, технопарков и т. п.), а также территорий особо важного политического и геополитического значения (например — Республика Крым);
4. Быстро принимать меры по ликвидации стихийных бедствий и взаимодействовать с региональными органами власти и органами местного самоуправления по их ликвидации и предотвращению;
5. Создавать условия для реализации регионами общегосударственных функций (например, обслуживание и содержание федеральных объектов на территории региона).
Действия федерального центра осуществляются на всех этапах реализации политики развития территории. С начала, на первом этапе, определяется основные принципы и правила предстоящего государственного регулирования, проводятся прогнозы, расставляются приоритеты, завершающим действие первого этапа является правовое и законодательное закрепление принятых планов в виде нормативно-правовых актов (например, целевых программ развития территории). Вторым этапом можно считать организация ресурсного обеспечения программ развития, трудового, финансового, природного и т. д. В третий этап, этап непосредственной реализации программ, будут входить действия по претворению в жизнь запланированных мероприятий. Четвертым этапом реализации политики развития территории является контроль. Контроль реализуется как предварительный (отслеживание текущей деятельности), так и заключительный (сравниваются достигнутые результаты с запланированными) [1].
Государственная финансовая поддержка территорий проводится в нескольких формах. Самой распространённой формой являются трансферты. Они направляются в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Размер дотаций определяется с учетом специфических факторов территории, таких как налоговый, природно-ресурсный и трудовой потенциалы территории, а также запланированные и прогнозируемые расходы бюджетов территорий.
Кроме того, государство оказывает дополнительную финансовую поддержку депрессивным регионам. Это регионы, в которых в настоящее время наблюдаются низкие, по сравнению с общегосударственными, показатели социального и экономического развития. В депрессивных регионах перестали срабатывать условия и стимулы развития. Основным признаком отнесения территории к числу депрессивных относят превышение расходов бюджета над доходами, т. е. дефицит средств. К основным формам федеральной поддержки депрессивных территорий относят:
1. Федеральные программы поддержки депрессивных территорий;
2. Оказание помощи в виде предоставления временных налоговых преференций и других бенефиций.
3. Помощь в перестройке производственных мощностей, переподготовке кадров.
4. Законодательная и организационная помощь исполнительным органам власти депрессивных субъектов РФ, а также органам местного самоуправления.
По состоянию на 01.06.2015 г. На территории РФ действуют 48 федеральных целевых программ (ФЦП) и запланированы 4 проекта ФЦП. Все программы распределены по направлениям: образование, физкультура и спорт, культура, туризм, промышленность и инновации, сельское хозяйство, жилищная политика и коммунальное хозяйство, транспорт, природоохранная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и безопасность государства, охрана окружающей среды, Информационные технологии и связь, региональное развитие и прочее. Направление регионального развития включает в себя 10 ФЦП, из них 9 направлены на развитие определенных субъектов РФ или территорий (например, ФЦП «Юг России (2014–2020)»). ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002–2010 годы и до 2015 года)» реализуется на всей территории России. ФЦП направлены на стимулирование развития предпринимательства в регионах, поддержание основных отраслей производственной и непроизводственной сфер региона, в общем на решение задач, влияющих на развитие экономики региона. ФЦП разрабатываются для депрессивных регионов, а также регионов имеющих важное геополитическое значения для страны в целом. Например, «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы», «Программа развития Калининградской области на период до 2020 года», «Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005–2020 годах» и др [3].
Государство оказывает влияние на развитие экономики территорий и косвенно, через инвестиции из федерального бюджета и бюджетов региона направленные в конкретные инвестиционные проекты. Государство оказывает финансовую поддержку важнейшим отраслям экономики — аграрной, военной, угольной и др. Любое предприятие находится на определенной территории и оказывая ему поддержку, государство благоприятно влияет на социально-экономические проблемы присутствующие в регионе, повышает конкурентоспособность региона, увеличивает занятость, налоговые отчисления и др.
Через внебюджетные фонды Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования государство перераспределяет бюджетные средства и реализует принцип социального равенства.
Для развития потенциальных точек роста создаются особые организационно-правовые режимы на отдельных территориях, в которых действуют налоговые преференции и иные льготы. К таким режимам относят: свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, территориях проживания малочисленных народов, зонах чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий и т. д.
Федеральный центр осуществлял поддержку и местного самоуправления при помощи «Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» до 2009 года. В настоящее время развитие территорий, на которых осуществляется местное самоуправление находится под юрисдикцией региональных органов власти.
Принципы политики государственного регулирования:
1. доказательство потребности в воздействии государства;
2. законность;
3. региональная активность и исполнение;
4. конкретно целевой характер;
5. учет результатов, влияющих на цель;
6. временные рамки;
7. соответствие ответов объектов государственной поддержки;
8. системная состоятельность;
9. нацеленность;
10. ответственность и контроль;
11. взаимодействие на основе контрактов и договоров;
12. использование программно-целевых методов.
Регулирование развития региона может осуществляться по 2 способам воздействия на объект регулирования: административным и экономическим способами. Административный способ использует нормативно-правовые акты, а экономические способы делятся на прямые (государственные и муниципальные заказы и закупки, трансферы) и косвенные (фискальная и монетарные политики государства).
Государство воздействует на территории по большей части через регулирование экономики. Государственное регулирование экономики использует две группы методов: прямые и косвенные. Прямые предполагают установление минимальных государственных социальных стандартов, вложение инвестиций, управление государственной собственностью. Косвенные методы представлены кредитно-денежной политикой (например, выдача кредитов), налогово-бюджетной политикой (предоставление льгот), инвестиционной политикой. Помимо регулирования экономики, государство влияет на развитие регионов и территорий принимая комплексные социальные программы развития территории в общем, и образования, здравоохранения и культуры в частном, реализуя мероприятия по социальной защите населения.
Если федеральная программа предусмотрена на территории многих субъектов РФ, то на местах она реализуется через региональные целевые программы. Региональным программам развития оказывается правовая, финансовая помощь из федерального центра. На территории Чеченской Республики с 2014 года действует 16 государственных программ (в том числе 97 подпрограмм). По итогам за I полугодие 2014 года финансирование государственных программ Чеченской Республики осуществлено в объеме 32841,504 млн. рублей (35 % от годового объема), в том числе из:
- федерального бюджета — 3190,939 млн. рублей;
- республиканского бюджета — 24487,772 млн. рублей;
- внебюджетные средства — 5162,793 млн. рублей;
- средства местных бюджетов — 0,0 млн. рублей.
За отчетный период в рамках государственных программ Чеченской Республики создано 3014 рабочих мест, в том числе: 1251 постоянное рабочее место и 1763 временных рабочих места.
Улучшение качества и уровня жизни населения местности является важнейшим показателем развития территории. Не менее важное значение имеет создание условий для воспроизводства населения и других ресурсов региона.
Литература:
1. Илаева З. М. Экономические проблемы регионального развития в ЧР // 3-ая ежегодная итоговая конференция ППС ЧГУ (20 февраля 2014г.) «Изд-во Чеченского госуниверситета», Грозный, 2014
2. Илаева З. М. Специфика федеральных программ поддержки регионов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Кавказ: история и современность», Пятигорск, РИА-КМВ, 2014
3. Ялмаев Р. А. Разработка сценариев развития региона на основе социально-экономических показателей // 3-ая ежегодная итоговая конференция ППС ЧГУ (20 февраля 2014г.) «Изд-во Чеченского госуниверситета», Грозный, 2014