Проблемы обеспечения экономической безопасности государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 1634 раза

Библиографическое описание:

Жумабеков, Б. Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства / Б. Е. Жумабеков, А. Ш. Абдимомынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 328-331. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26288/ (дата обращения: 16.11.2024).



Глобализация экономики ставит все страны в зависимость от мировых рынков товаров, услуг, труда и капиталов, вызывает международную интеграцию и конкуренцию национальных экономических систем. Страны, не способные обеспечить себя конкурентными преимуществами на мировом рынке, вытесняются на его периферию и становятся объектами колониальной эксплуатации их населения и природных ресурсов.

В связисэтим, минимизация рисков, связанных с дальнейшей интеграцией экономики Казахстана в мировую экономику и обеспечение экономической безопасности страны является одной из главных задач правительства республики. Такая безопасность подразумевает обеспечение внутреннего рынка товарами и услугами отечественного производства, оптимизацию импорта на базе разумного и избирательного (а не обвального) протекционизма и такой же оптимизации размещения поступающих иностранных инвестиций; нахождение ниши на мировом рынке в сфере высоких технологий. От успехов или неуспехов решения данных задач зависят темпы и характер развития нашего государства.

В нашей стране экономическая безопасность является одной из составных частей национальной безопасности и согласно пункту 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 09.01.2012г. «О национальной безопасности Республики Казахстан» включает:

1) финансовую безопасность, т. е. состояние защищенности финансовой системы от реальных и потенциальных угроз;

2) продовольственную безопасность, т. е. состояние защищенности экономики, в том числе агропромышленного комплекса, при котором государство способно обеспечить физическую и экономическую доступность населению качественных и безопасных продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста;

3) энергетическую безопасность, т. е. состояние защищенности топливно-энергетического, нефтегазового и атомно-энергетического комплексов экономики от реальных и потенциальных угроз;

4) транспортную безопасность, т. е. состояние защищенности транспортной отрасли экономики от реальных и потенциальных угроз, обеспечение удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках различными видами транспорта и связанных с ними услугами, формирование и развитие транспортной инфраструктуры [1].

Существуют различные подходы к классификации угроз экономической безопасности страны.

М. Нигматулина считает, что «в основе национальной безопасности страны вообще и экономической безопасности, в частности, должны лежать государственные интересы, их приоритет над национальными, частными и прочими интересами. Эти интересы в сфере экономики выражаются в ее способности к самосохранению и устойчивому саморазвитию, стабильности финансово-банковской системы, экономической независимости от международных финансовых организаций и стран-доноров, оптимальной отраслевой структуры производства, базирующейся на обрабатывающей промышленности, новых технологиях, инновациях и др». [2].

Р.Жулманов выделяет три группы источников угроз национальным экономическим интересам:

  1. Региональные, в состав которых входит весь спектр региональных противоречий, имеющих высокую антагонистическую разрешимость. Типичными примерами региональных угроз экономической безопасности являются:

 местный сепаратизм, закамуфлированный под идеологию свободных экономических зон;

 миграция национальной и иных валют по территории республики, вымывающая товарные запасы областей и способствующая высоким и неравномерным темпам инфляции;

 приграничные проблемы (таможенные правила и пошлины, контрабанда, льготы и приоритеты приграничной торговли и др.);

 высокая социальная дифференциация областей.

  1. Отраслевые — выделение правительством республики группы стратегических товаров, производимых в Казахстане и экспортируемых за его пределы. Задача планирующих органов — углубить и проследить дальнейшую дифференциацию ассортимента отечественной продукции, способной стать ключевым звеном в мировых научно-технических тенденциях, ответственных за мировое лидерство.
  2. Внутренние и внешние. Внешние интересы не всегда сопрягаются с национальными интересами республики. Нахождение точек соприкосновения и адаптация внешней экономической экспансии к целям и задачам внутренних реформ является одним из основных направлений деятельности по обеспечению национальной экономической безопасности. Внутренний рынок, претерпевающий коренную трансформацию, также является источником угроз национальной безопасности Казахстана.
  3. Естественные и искусственные — объективные и субъективные

Также подразделяет угрозы экономической безопасности Казахстана на внутренние и внешние. К внешним угрозам экономической безопасности страны он относит:

  1. Возможность блокирования республики со стороны других государств («газовая», «энергетическая», «рельсовая», «таможенная войны»).
  2. Ввоз из-за рубежа фальшивой иностранной валюты (доллары, евро) и незаконный вывоз валюты за пределы страны.
  3. Импорт инфляции из соседних государств.
  4. Высокий уровень внешнего экономического долга.
  5. Завоевание иностранными инвесторами стратегических отраслей казахстанской экономики.
  6. Сырьевая направленность казахстанского экспорта и большая зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры[3].

Под внутренними угрозами экономической безопасности государства обычно понимают неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного фактора, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение устанавливать оптимальный баланс интересов для разрешения социальных противоречий и конфликтов.

Перечень внутренних угроз включает:

  1. Низкую конкурентоспособность ряда отраслей на внутреннем и внешнем рынках.
  2. Разрушение научно-технического потенциала страны.
  3. Низкий уровень сбережений населения и слабая инвестиционная активность.
  4. Гипертрофированную поляризацию населения по уровню доходов.
  5. Высокий уровень безработицы и бедности населения.
  6. Ухудшение состояния депрессивных и проблемных территорий.
  7. Высокий уровень распространения теневого бизнеса и организованной экономической преступности.

На наш взгляд, основными узлами напряженности в современной модели воспроизводства, создающими угрозу экономической безопасности Казахстана, являются:

  1. Системный дисбаланс между производством и потреблением товаров, который компенсируется за счет потребительского импорта.
  2. Низкая загрузка производственного и кадрового потенциала.
  3. Распад экономики на два сектора — экспортно-ориентированный и локальный.
  4. Потребность в финансовом перераспределении добавленной стоимости для поддержки отраслей обрабатывающей промышленности.
  5. Падение уровня жизни населения, резкая дифференциация доходов, сокращение потребления качественных продуктов питания до критического с медицинской точки зрения уровня.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности региона, на локализацию которых должна быть направлена деятельность местных исполнительных органов, являются:

  1. Деформированность структуры экономики, обусловленная такими факторами, как:

 энергетическая зависимость от других регионов республики;

 усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

 низкая конкурентоспособность продукции большинства местных предприятий;

 свертывание производства обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении и пищевой промышленности;

 насыщение внутреннего рынка региона по многим видам товаров народного потребления дешевой, некачественной продукцией производства Китая, Турции и др. стран;

 недостаточное развитие малого бизнеса;

 малый объем инвестиций.

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия[4].

Мировая практика свидетельствует о том, что в транзитный период государство имеет высокую степень коррупционного риска. Казахстан как страна с обширными природными ресурсами и относительно коротким сроком независимости подвержен различным проявлениям коррупции. Это обусловлено следующими группами факторов:

  1. Политические факторы: закрытая политическая система; дисбаланс между ветвями власти; неразвитость институтов гражданского общества; отсутствие у политической оппозиции возможностей и механизмов влияния на власть.
  2. Административные факторы: высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств; чрезмерная бюрократизация системы государственной власти и управления; большое количество запретительных норм и возможность для государственных служащих влиять на деятельность предприятий и граждан; громоздкая система отчетности; неэффективная кадровая политика, возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы государственных служащих; коммерциализация системы государственной власти и управления (сращивание власти и бизнеса); отступление должностных лиц государственных органов от установленных правил; неэффективность механизмов внутреннего контроля в системе государственной власти и управления.
  3. Правовые факторы: правовой нигилизм в общественном сознании; нарушение прав и свобод граждан; несовершенство законодательства; отсутствие прозрачности в системе законотворчества; чрезмерное нормотворчество государственных органов; отсутствие законодательного регулирования лоббистской деятельности.
  4. Социальные факторы: бедность основной массы населения; снижение уровня образования населения; неспособность государства обеспечить достойное существование государственных служащих, в результате чего снижается их мотивация на эффективную работу.
  5. Экономические факторы: неравенство экономических возможностей; отсутствие прозрачности бюджетной и финансово-кредитной систем; нарушения в сфере приватизации собственности; неэффективная налоговая и таможенная система; отсутствие действенной системы контроля над процессом предоставления льгот в различных сферах деятельности.
  6. Социально-культурные факторы: ухудшение морально-нравственных устоев социума; правовой нигилизм на всех уровнях общественной жизни; ухудшение качества образования; сохранение патриархально-традиционной политической культуры общества; проявления трайбализма; длительная традиция мздоимства, ставшая частью культурного фона; недостаточная информированность и организованность граждан; общественная пассивность в отношении своеволия государственных служащих.
  7. Внешние факторы: геополитическое положение, нахождение Казахстана в окружении государств, для которых характерны патриархально-традиционные отношения, что приводит к отсутствию у него активных внешних стимулов к общественно-политической модернизации; проникновение в национальную экономику и усиление позиций иностранного капитала.

Масштабное распространение коррупции является серьезной угрозой национальным интересам Казахстана, ставит под сомнения успех осуществляемых в республике социально-экономических преобразований. Коррупция в нашей стране, как и во всем мире, неразрывно связана с организованной преступностью, международным терроризмом. Она служит мощным рычагом влияния на экономическую политику руководства страны и институты гражданского общества.

Высокий уровень криминализации экономики был бы не возможен без коррупционной поддержки теневой экономики, незаконной манипуляции с финансовыми активами и собственностью.

Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество; фаворитизм; непотизм (кумовство); протекционизм; лоббизм; незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов; незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях; незаконная приватизация; незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.); вымогательство; предоставление льготных кредитов, заказов; «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям; оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым).

Индекс слабости государств Fragile States Indexс 2005 составляют два ведущих американских политологических института, общественная организация Американский фонд мира (The Fund for Peace) и влиятельный американский журнал Foreign Policy. Индекс, по мнению исследователей, отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране(по 10-балльной шкале, где наихудший балл — 10, наилучший — 0).

В 2015 г. по уровню коррупции Казахстан занимал 110 место из 178 стран. Так худшее положение у Казахстана с субиндексом «Легитимность власти», который учитывает такие показатели, как уровень коррупции и репрезентативности во власти, эффективность правительства, политическое участие населения в управлении, теневая экономика, протестные настроения. Казахстан набрал по нему целых8 баллов — на уровне ряда арабских и африканских стран, чуть меньше, чем у России и Белоруссии. Низкие показатели также по таким субиндексам, как рассмотрение жалоб (сюда входит, например, уровень соблюдения религиозных прав и прав меньшинств, а также уровень насилия в стране) — 7 баллов, расколотость элит (7,6), правосудие (7,5)[5].

Рост уровня коррупции представляет угрозу национальной экономической безопасности, так как может привести к замедлению социально-экономических реформ, усилению процессов, приводящих к увеличению концентрации власти и экономических ресурсов, увеличению дифференциации общества, формированию перманентного источника нарастания социальной напряженности и протестных настроений.

На сегодняшний день в страна реализует следующую систему мер, способствующих сокращению теневого сектора экономики: амнистия теневых капитало; усиление контроля над экономическими показателями предприятии; активизация мероприятий по борьбе с коррупцией в органах государственной власти; стратегия борьбы с коррупцией.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 09.01.2012. № 527-IV ЗРК «О национальной безопасности Республики Казахстан».
  2. Нигматулина М. Приоритеты экономической безопасности в глобально- региональном контексте. Транзитная экономика.2004. № 5. С. 89–95..
  3. Жуламанов Р. Национальные интересы и экономическая безопасность. Мысль. 1994. № 9. С. 51–54.
  4. Абдимомынова А. Ш., Адильбекова Г. М. Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности. Материалы международной научно-практической конференции«Россия и Казахстан: опыт научно-экономического сотрудничества, перспективы интеграции». г. Ставрополь, 19 декабря 2014 года. с.10–15.
  5. Основные риски Казахстана — коррупция и слабость правосудия. http://forbes.kz/stats/hrupkost_byitiya_1
Основные термины (генерируются автоматически): казахстан, угроза, обрабатывающая промышленность, состояние защищенности, экономическая безопасность, экономическая безопасность страны, внутренний рынок, гражданское общество, мировой рынок, национальная экономическая безопасность.


Задать вопрос