Глобализация экономики ставит все страны в зависимость от мировых рынков товаров, услуг, труда и капиталов, вызывает международную интеграцию и конкуренцию национальных экономических систем. Страны, не способные обеспечить себя конкурентными преимуществами на мировом рынке, вытесняются на его периферию и становятся объектами колониальной эксплуатации их населения и природных ресурсов.
В связисэтим, минимизация рисков, связанных с дальнейшей интеграцией экономики Казахстана в мировую экономику и обеспечение экономической безопасности страны является одной из главных задач правительства республики. Такая безопасность подразумевает обеспечение внутреннего рынка товарами и услугами отечественного производства, оптимизацию импорта на базе разумного и избирательного (а не обвального) протекционизма и такой же оптимизации размещения поступающих иностранных инвестиций; нахождение ниши на мировом рынке в сфере высоких технологий. От успехов или неуспехов решения данных задач зависят темпы и характер развития нашего государства.
В нашей стране экономическая безопасность является одной из составных частей национальной безопасности и согласно пункту 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 09.01.2012г. «О национальной безопасности Республики Казахстан» включает:
1) финансовую безопасность, т. е. состояние защищенности финансовой системы от реальных и потенциальных угроз;
2) продовольственную безопасность, т. е. состояние защищенности экономики, в том числе агропромышленного комплекса, при котором государство способно обеспечить физическую и экономическую доступность населению качественных и безопасных продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста;
3) энергетическую безопасность, т. е. состояние защищенности топливно-энергетического, нефтегазового и атомно-энергетического комплексов экономики от реальных и потенциальных угроз;
4) транспортную безопасность, т. е. состояние защищенности транспортной отрасли экономики от реальных и потенциальных угроз, обеспечение удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках различными видами транспорта и связанных с ними услугами, формирование и развитие транспортной инфраструктуры [1].
Существуют различные подходы к классификации угроз экономической безопасности страны.
М. Нигматулина считает, что «в основе национальной безопасности страны вообще и экономической безопасности, в частности, должны лежать государственные интересы, их приоритет над национальными, частными и прочими интересами. Эти интересы в сфере экономики выражаются в ее способности к самосохранению и устойчивому саморазвитию, стабильности финансово-банковской системы, экономической независимости от международных финансовых организаций и стран-доноров, оптимальной отраслевой структуры производства, базирующейся на обрабатывающей промышленности, новых технологиях, инновациях и др». [2].
Р.Жулманов выделяет три группы источников угроз национальным экономическим интересам:
- Региональные, в состав которых входит весь спектр региональных противоречий, имеющих высокую антагонистическую разрешимость. Типичными примерами региональных угроз экономической безопасности являются:
местный сепаратизм, закамуфлированный под идеологию свободных экономических зон;
миграция национальной и иных валют по территории республики, вымывающая товарные запасы областей и способствующая высоким и неравномерным темпам инфляции;
приграничные проблемы (таможенные правила и пошлины, контрабанда, льготы и приоритеты приграничной торговли и др.);
высокая социальная дифференциация областей.
- Отраслевые — выделение правительством республики группы стратегических товаров, производимых в Казахстане и экспортируемых за его пределы. Задача планирующих органов — углубить и проследить дальнейшую дифференциацию ассортимента отечественной продукции, способной стать ключевым звеном в мировых научно-технических тенденциях, ответственных за мировое лидерство.
- Внутренние и внешние. Внешние интересы не всегда сопрягаются с национальными интересами республики. Нахождение точек соприкосновения и адаптация внешней экономической экспансии к целям и задачам внутренних реформ является одним из основных направлений деятельности по обеспечению национальной экономической безопасности. Внутренний рынок, претерпевающий коренную трансформацию, также является источником угроз национальной безопасности Казахстана.
- Естественные и искусственные — объективные и субъективные
Также подразделяет угрозы экономической безопасности Казахстана на внутренние и внешние. К внешним угрозам экономической безопасности страны он относит:
- Возможность блокирования республики со стороны других государств («газовая», «энергетическая», «рельсовая», «таможенная войны»).
- Ввоз из-за рубежа фальшивой иностранной валюты (доллары, евро) и незаконный вывоз валюты за пределы страны.
- Импорт инфляции из соседних государств.
- Высокий уровень внешнего экономического долга.
- Завоевание иностранными инвесторами стратегических отраслей казахстанской экономики.
- Сырьевая направленность казахстанского экспорта и большая зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры[3].
Под внутренними угрозами экономической безопасности государства обычно понимают неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного фактора, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение устанавливать оптимальный баланс интересов для разрешения социальных противоречий и конфликтов.
Перечень внутренних угроз включает:
- Низкую конкурентоспособность ряда отраслей на внутреннем и внешнем рынках.
- Разрушение научно-технического потенциала страны.
- Низкий уровень сбережений населения и слабая инвестиционная активность.
- Гипертрофированную поляризацию населения по уровню доходов.
- Высокий уровень безработицы и бедности населения.
- Ухудшение состояния депрессивных и проблемных территорий.
- Высокий уровень распространения теневого бизнеса и организованной экономической преступности.
На наш взгляд, основными узлами напряженности в современной модели воспроизводства, создающими угрозу экономической безопасности Казахстана, являются:
- Системный дисбаланс между производством и потреблением товаров, который компенсируется за счет потребительского импорта.
- Низкая загрузка производственного и кадрового потенциала.
- Распад экономики на два сектора — экспортно-ориентированный и локальный.
- Потребность в финансовом перераспределении добавленной стоимости для поддержки отраслей обрабатывающей промышленности.
- Падение уровня жизни населения, резкая дифференциация доходов, сокращение потребления качественных продуктов питания до критического с медицинской точки зрения уровня.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности региона, на локализацию которых должна быть направлена деятельность местных исполнительных органов, являются:
- Деформированность структуры экономики, обусловленная такими факторами, как:
энергетическая зависимость от других регионов республики;
усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
низкая конкурентоспособность продукции большинства местных предприятий;
свертывание производства обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении и пищевой промышленности;
насыщение внутреннего рынка региона по многим видам товаров народного потребления дешевой, некачественной продукцией производства Китая, Турции и др. стран;
недостаточное развитие малого бизнеса;
малый объем инвестиций.
- Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия[4].
Мировая практика свидетельствует о том, что в транзитный период государство имеет высокую степень коррупционного риска. Казахстан как страна с обширными природными ресурсами и относительно коротким сроком независимости подвержен различным проявлениям коррупции. Это обусловлено следующими группами факторов:
- Политические факторы: закрытая политическая система; дисбаланс между ветвями власти; неразвитость институтов гражданского общества; отсутствие у политической оппозиции возможностей и механизмов влияния на власть.
- Административные факторы: высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств; чрезмерная бюрократизация системы государственной власти и управления; большое количество запретительных норм и возможность для государственных служащих влиять на деятельность предприятий и граждан; громоздкая система отчетности; неэффективная кадровая политика, возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы государственных служащих; коммерциализация системы государственной власти и управления (сращивание власти и бизнеса); отступление должностных лиц государственных органов от установленных правил; неэффективность механизмов внутреннего контроля в системе государственной власти и управления.
- Правовые факторы: правовой нигилизм в общественном сознании; нарушение прав и свобод граждан; несовершенство законодательства; отсутствие прозрачности в системе законотворчества; чрезмерное нормотворчество государственных органов; отсутствие законодательного регулирования лоббистской деятельности.
- Социальные факторы: бедность основной массы населения; снижение уровня образования населения; неспособность государства обеспечить достойное существование государственных служащих, в результате чего снижается их мотивация на эффективную работу.
- Экономические факторы: неравенство экономических возможностей; отсутствие прозрачности бюджетной и финансово-кредитной систем; нарушения в сфере приватизации собственности; неэффективная налоговая и таможенная система; отсутствие действенной системы контроля над процессом предоставления льгот в различных сферах деятельности.
- Социально-культурные факторы: ухудшение морально-нравственных устоев социума; правовой нигилизм на всех уровнях общественной жизни; ухудшение качества образования; сохранение патриархально-традиционной политической культуры общества; проявления трайбализма; длительная традиция мздоимства, ставшая частью культурного фона; недостаточная информированность и организованность граждан; общественная пассивность в отношении своеволия государственных служащих.
- Внешние факторы: геополитическое положение, нахождение Казахстана в окружении государств, для которых характерны патриархально-традиционные отношения, что приводит к отсутствию у него активных внешних стимулов к общественно-политической модернизации; проникновение в национальную экономику и усиление позиций иностранного капитала.
Масштабное распространение коррупции является серьезной угрозой национальным интересам Казахстана, ставит под сомнения успех осуществляемых в республике социально-экономических преобразований. Коррупция в нашей стране, как и во всем мире, неразрывно связана с организованной преступностью, международным терроризмом. Она служит мощным рычагом влияния на экономическую политику руководства страны и институты гражданского общества.
Высокий уровень криминализации экономики был бы не возможен без коррупционной поддержки теневой экономики, незаконной манипуляции с финансовыми активами и собственностью.
Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество; фаворитизм; непотизм (кумовство); протекционизм; лоббизм; незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов; незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях; незаконная приватизация; незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.); вымогательство; предоставление льготных кредитов, заказов; «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям; оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым).
Индекс слабости государств Fragile States Indexс 2005 составляют два ведущих американских политологических института, общественная организация Американский фонд мира (The Fund for Peace) и влиятельный американский журнал Foreign Policy. Индекс, по мнению исследователей, отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране(по 10-балльной шкале, где наихудший балл — 10, наилучший — 0).
В 2015 г. по уровню коррупции Казахстан занимал 110 место из 178 стран. Так худшее положение у Казахстана с субиндексом «Легитимность власти», который учитывает такие показатели, как уровень коррупции и репрезентативности во власти, эффективность правительства, политическое участие населения в управлении, теневая экономика, протестные настроения. Казахстан набрал по нему целых8 баллов — на уровне ряда арабских и африканских стран, чуть меньше, чем у России и Белоруссии. Низкие показатели также по таким субиндексам, как рассмотрение жалоб (сюда входит, например, уровень соблюдения религиозных прав и прав меньшинств, а также уровень насилия в стране) — 7 баллов, расколотость элит (7,6), правосудие (7,5)[5].
Рост уровня коррупции представляет угрозу национальной экономической безопасности, так как может привести к замедлению социально-экономических реформ, усилению процессов, приводящих к увеличению концентрации власти и экономических ресурсов, увеличению дифференциации общества, формированию перманентного источника нарастания социальной напряженности и протестных настроений.
На сегодняшний день в страна реализует следующую систему мер, способствующих сокращению теневого сектора экономики: амнистия теневых капитало; усиление контроля над экономическими показателями предприятии; активизация мероприятий по борьбе с коррупцией в органах государственной власти; стратегия борьбы с коррупцией.
Литература:
- Закон Республики Казахстан от 09.01.2012. № 527-IV ЗРК «О национальной безопасности Республики Казахстан».
- Нигматулина М. Приоритеты экономической безопасности в глобально- региональном контексте. Транзитная экономика.2004. № 5. С. 89–95..
- Жуламанов Р. Национальные интересы и экономическая безопасность. Мысль. 1994. № 9. С. 51–54.
- Абдимомынова А. Ш., Адильбекова Г. М. Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности. Материалы международной научно-практической конференции«Россия и Казахстан: опыт научно-экономического сотрудничества, перспективы интеграции». г. Ставрополь, 19 декабря 2014 года. с.10–15.
- Основные риски Казахстана — коррупция и слабость правосудия. http://forbes.kz/stats/hrupkost_byitiya_1