В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности государства. Статья посвящена раскрытию сущности экономической безопасности, а также определению направленности экономической безопасности Республики Казахстан. Более того, в данной статье расписана роль и положение экономики на 2014–2015 год, с указанием ряда проблем экономической безопасности Казахстана в рамках Таможенного Союза. Описываются основные задачи в области обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан.
Ключевые слова: экономическая безопасность, Таможенный Союз, экономика, товарооборот, конкуренция, таможенное регулирование.
This article examines the issues related to the economic security of the state. Article is devoted to the essence of economic security, as well as determining the direction of economic security of the Republic of Kazakhstan. Moreover, this article is painted the role and position of the economy in the year 2014–2015, with an indication of some of the problems of economic security of Kazakhstan in the Customs Union. Describes the basic tasks in the field of ensuring the economic security of the Republic of Kazakhstan.
Key words: economic security, Customs Union, economy, trade, competition, customs regulation.
Обеспечение экономической безопасности государства имеет важное, значение в развитии государства. Для того, чтобы государство развивалось быстро и динамично, нужно правильно подходить к подготовке и разработке экономической безопасности. Необходимо четко и конкретно сформировывать принципы и подходы в обеспечении безопасности государства. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов Казахстана. И немаловажно рассматривать систему обеспечения экономической безопасности в рамках Таможенного союза, созданного недавно.
Став участником таможенного союза Республика Казахстан создал условия для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятные условия торговли с третьими странами.
Безусловно, существуют как положительные, так и отрицательные стороны данного союза. В условиях таможенного союза приоритетным вопросом остается на сегодняшний день, обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан. Важнейшая роль в системе обеспечения экономической безопасности принадлежит государству.
Необходимо учитывать, что в свою очередь уровень экономической безопасности государства определяется экономической политикой, которая проводится государством. [4]
На сегодняшний день всем известно ситуация на мировых рынках. И это очень влияет на экономическое положение Казахстана. Наблюдается снижение цен на основное сырье — нефть и газ. Имеет место снижение торговли с ближайшими соседями. Также необходимо учесть и девальвацию тенге, которая была 11 февраля 2014 года и падение рубля в России.
Эти все факторы негативно сказываются на экономическом развитии государства. Ведь девальвация — это процесс снижения курса национальной валюты относительно валют других государств. И в результате девальвации снижается покупательская способность. Все это связано с влиянием мировых экономических процессов.
Следует привести ряд проблем угрожающей экономической безопасности Республики Казахстан в рамках таможенного союза. А именно, массовые потоки товаров российских производителей. Безусловно это ситуация очень сказывается на казахстанских товаропроизводителях, причем товары казахстанского производства во многом уступает качеству российских товаров. На сегодняшний день многие крупные фирмы Казахстана находятся на грани банкротства.
Как мы все уже знаем, что таможенный союз создан для роста экономики, для повышения конкурентоспособности производств, для Республики Казахстан — это возможность выхода на огромный рынок мирового масштаба, но существуют определенные нюансы и своего рода проблемы, которые влияют на экономическую безопасность. На данный момент, когда рубль претерпел девальвацию, и годовая инфляция в Казахстане за 2014 год достигла уровня 7,4 %, а инфляция за январь-февраль 2015 года составила 0,6–0,4 %, несомненным остается факт, что спрос на товары российского производства будет увеличиваться, нежели казахстанского. Казахстану необходимо обеспечить жизнеспособность производительности, ведь если нет спроса, нет предложения.
Также возникает вопрос, почему же казахстанские товаропроизводители не урегулируют цены соответственно уровню российских товаропроизводителей. Могу сказать так, что большинство казахстанской продукции состоит не только из казахстанского, но и выше по качеству, чем в Казахстане российского и европейского сырья, что соответственно влияет на себестоимость продукции, плюс логистика (доставка в Казахстан). Для Казахстана — это проблема решаемая поэтапно.
Кроме того, в странах таможенного союза существенно различается механизм налогового администрирования. Так, НДС в Казахстане — это налог с оборота, и это в свою очередь ставит казахстанских товаропроизводителей в менее выгодные условия по сравнению с российскими и белорусскими товаропроизводителями.
Безусловно, это влияет на конкурентоспособность казахстанской промышленности. Необходимо учитывать, что в государствах Таможенного союза существенно различаются ставки НДС. Так, в Казахстане НДС составляет 12 %, в России и Беларуси — 18 %.
Также серьезной проблемой в обеспечении экономической безопасности Казахстана является введение единого таможенного тарифа. В Казахстане таможенные тарифы значительно ниже российских и белорусских. И это в свою очередь приводит к повышению цен на импортные товары. Следовательно, снижению товарооборота с третьими странами. Эта проблема имеет значительное место, поскольку в бюджет Республики Казахстан таможенные сборы в среднем составляют 30 %.
Особую роль в обеспечении экономической безопасности Казахстана имеет и таможенное регулирование. Таможенное регулирование включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов. Необходимо улучшать работу в данной сфере, а именно внедрять новые стандарты, проводить мониторинги, усилить требования к участникам ВЭД. Очень часто участники ВЭД стремятся снизить расходы, связанные с реализацией товаров, которые они приобретают в других странах. Это зачастую связано с получением максимальной прибыли.
Здесь роль таможенных органов несомненна и именно для них встает проблема правильного определения и контроля таможенной стоимости товара. Для того, чтобы правильно определять таможенную стоимость товара, необходимо проанализировать импорт товаров и на основе полученных результатов установить пороговую цену на ввозимые товары.
На сегодняшний день в результате проведенных таможенными органами мероприятий повысилась финансовая дисциплина со стороны участников ВЭД, сократилось время денежного обращения при осуществлении валютных сделок.
Сократились сроки оплаты по экспортным контрактам, наметились положительные тенденции в сроках поставки товаров против авансовых платежей. Все это указывает на то, что таможенное регулирование в Республике Казахстан планомерно улучшается и унифицируется в зависимости от уровня развития государства.
Также необходимо отметить, что одной из серьезных проблем в обеспечении экономической безопасности выступает коррупция. Главная опасность коррупции заключается в ее разрушительной функции, которая воздействует на государственное устройство и на правовую основу жизнедеятельности. Если же не предпринимать меры по пресечению коррупционной деятельности, то это может привести к снижению эффективности работы государственных органов. В свою очередь, в обеспечении экономической безопасности государства, коррупция оказывает негативное влияние и ведет к распаду экономики, и борьба с коррупцией сопровождается определенными трудностями. Для того, чтобы экономика развивалась динамично и успешно, необходимо устранять такие проблемы как коррупция.
Правительству Республики Казахстан совместно с Правительствами Российской и Белорусской странами необходимо рассмотреть вопрос о внедрении нового метода борьбы с коррупцией на территории стран Евразийского сообщества на примере азиатской страны Гонконг.
Странам Таможенного союза, необходимо закрепить в законодательство такие моменты, если чиновник живет роскошно, имеет счета за границей, он обязан доказать государственной комиссии, (которую необходимо создать), что данные денежные средства он получил законно. В случае, если не предоставит документы, подтверждающие данный факт, получит определенный срок заключения. Также, необходимо создать «общественные комитеты», они необходимы для контроля за действиями комиссии. Опыт Гонконга показал, что за 26 лет показатель коррупционной деятельности снизился на 84 %, и на сегодняшний день составляет 3 %.
В последнее время роль экономической безопасности намного возросла. На сегодня, когда усиливаются угрозы и усиливаются давления со стороны кризисных явлений, важно совершенствовать систему государственного управления и правильно проводить различные мероприятия по устранению негативных факторов.
Литература:
1. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., N 8–9, ст. 53.
2. Кодекс Республики Казахстан от 10.12.2008 N 99–4 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
3. Есентугелов А. Стратегия безопасного экономического развития Казахстана в условиях глобализации // АльПари. — 2011. № 1. — С. 3–7
4. Абсеметов М. «Торговля и таможенное дело на Великом шелковом пути», Астана, 2004, журнал World, стр.110–117.
5. Нурумов А., Омаров К. Влияние налоговой нагрузки на экономический рост Республики Казахстан // Аль-Пари. — 2006. — № 1. — С. 30–32.