Государственное регулирование социально-демографических процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Жайлавина, Г. А. Государственное регулирование социально-демографических процессов / Г. А. Жайлавина, А. Ш. Абдимомынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38533/ (дата обращения: 16.11.2024).



Влияние социально-демографических процессов на формирование трудовых ресурсов осуществляется через рост населения и изменения его половозрастной структуры. При этом возрастная структура населения оказывает воздействие на экономическую нагрузку трудоспособной части населения, на мобильность населения на уровень производительности общественного труда и т. д. В целом изменения в составе населения и трудовых ресурсах взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Неравномерность в развитии общества, природно-экологические и социально-экономические потрясения, войны, репрессии, которые происходили в Казахстане ощутимо сказались на режиме воспроизводства населения, и привели к падению рождаемости, росту смертности. К подобным последствиям приводит и обстановка экономической нестабильности, связанная в последние годы с мировым экономическим кризисом, с тяжелым и трудно управляемым процессом установления цивилизованных норм правового государства и рыночных отношений.

По мнению экспертов, низкая плотность населения порождает риск «демографического давления» со стороны перенаселенного Китая, стран Средней Азии, особенно аграрно-перенаселенного Узбекистана, в форме стихийной трудовой миграции [1].

Казахстан за прошедшие годы независимости успешно справился с глобальными вызовами. Устойчивое развитие Казахстана во многом состоялось благодаря эффективной внешней политике, осуществляемой под руководством Президента страны. Курс на развертывание внешних связей и широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций позволил Казахстану не только поднять экспортоориентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и усилить его конвертируемость. Тем самым, повысилась привлекательность внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров, для зарубежных инвесторов, были созданы условия для стабилизации экономики.

В результате настойчивых усилий, комплекса целенаправленных мер, удалось создать достаточно благоприятный климат по привлечению иностранных инвестиций. В таких отраслях, как нефтегазовая, черная и цветная металлургия, иностранные инвестиции превысили 82 % общего объема, более 83,9 % составили прямые иностранные инвестиции [2]. Сегодня Казахстан занимает достойное место в мировом сообществе, надежно обеспечена территориальная целостность и неприкосновенность страны. Вступив на самостоятельный путь развития, республика начала трудное преодоление экономического кризиса. Все это сопровождалось низкой адаптированностью населения к новым условиям рыночных отношений, снижением уровня и качества жизни, катастрофическим ухудшением демографической ситуации в республике. Издержки и трудности вхождения в рынок привели к быстрому социально-экономическому расслоению и резкой поляризации общества, к бурно протекающим процессам пауперизации и люмпенизации населения со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе, демографического характера.

Социальное самочувствие общества прямо проектируется на демографическое поведение человека. Большинство казахстанских семей в период бурного вхождения в рынок пережило психологический дискомфорт. Изменилась вся система демографических интересов и потребностей людей, которая теперь должна была строиться на новых ценностях, на «психологии рыночной экономики», с ее возрастающей ориентацией на самореализацию личности, сохранение своей конкурентоспособности и предпочтением количеству детей «качество жизни детей». Неуверенность в завтрашнем дне, в своем благополучии в будущем стимулировали демографический пессимизм среди репродуктивной части населения.

Демографическая политика является составной частью социально-экономической политики государства. В то же время демографическая политика шире социально-экономической и является основой государственной политики. Особое значение было отведено происходящим в это время социально-экономическим изменениям, которые породили целый ряд проблем, явно угрожающих демографической стабильности казахстанского общества. К ним были отнесены следующие:

– во-первых, усиление расслоения общества по материальному достатку, увеличение доли малообеспеченных слоев населения и коэффициента иждивенчества;

– во-вторых, возрастание социальной и географической мобильности населения республики, особенно в экологически неблагоприятных зонах;

– в-третьих, ухудшение состояния здоровья населения, изменение структуры причин смертности населения, особенно мужчин;

– в-четвертых, рост естественной убыли населения, количества неполных семей (матерей-одиночек);

– в-пятых, население страны несет большие потери от эмиграции.

Исходя из этого, были определены основные направления совершенствования государственного законотворчества в области демографической политики:

– соответствие отечественного законодательства международным правовым нормам;

– внутренняя систематизация и синхронность законов и нормативных документов в области демографии;

– создание и стимулирование механизмов улучшения демографических показателей населения страны.

Основными направлениями реализации государственной демографической политики являются:

– повышение жизненного уровня населения, рост занятости населения за счет обеспечения сбалансированного развития всех секторов экономики и социальной сферы, развития малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение значительного улучшения условий жизнедеятельности населения на основе опережающего экономического роста страны по сравнению с динамикой увеличения численности населения;

– повышение уровня здоровья населения страны на основе пропаганды здорового образа жизни, профилактики всех элементов жизнедеятельности человека, труда и отдыха;

– улучшение медицинского обслуживания населения и принятие мер по повышению ее санитарно-гигиенической грамотности, реализация государственных экологических программ в первую очередь в экологически не благополучных регионах;

– снижение смертности населения, в первую очередь лиц трудоспособного возраста, от несчастных случаев, отравлений, травм на производстве;

– снижение заболеваний туберкулезом, диабетом и другими социально значимыми заболеваниями, а также заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

– увеличение средней продолжительности жизни, сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин, по сравнению с женщинами, за счет повышения уровня развития здравоохранения и расширения сети социальной помощи;

– повышение уровня рождаемости через создание системы материального стимулирования рождаемости путем расширения перечня и объема материальных пособий при рождении ребенка для многодетных семей, матерей-одиночек;

– реализация программ по охране репродуктивного здоровья, безопасного материнства, нравственно-полового и культурно-этического воспитания и подготовки к семейной жизни, обеспечение потребности населения в современных средствах и методах контрацепции;

– признание охраны здоровья матери и ребенка приоритетными направлениями в области здравоохранения, сокращение материнской смертности во время родов, осложнений беременности и послеродового периода, предупреждение и лечение бесплодия женщин, предупреждение абортов и устранение последствий абортов;

– осуществление мер по профилактике заражения вирусом иммунодефицита человека или СПИДом и болезней, передаваемых половым путем [3].

В целом, комплекс механизмов реализации демографической политики целесообразно можно рассматривать в четырех аспектах: доктринальном; нормативно-правовом; институциональном; ресурсном. В рамках данной статьи рассмотрим доктринальный аспект демографической политики.

В Казахстане осознание важности проблемы демографического регулирования привело к разработке и реализации следующих документов доктринального характера:

– Концепция государственной демографической политики РК;

– Программа демографического развития;

– План действий Международной Каирской конференции по народонаселению;

– Программа охраны здоровья матери и ребенка;

– Государственная программа «Здоровье народа»;

– Постановление Правительства о выплате единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка;

– Программа Правительства РК по снижению бедности.

Концепция государственной демографической политики Республики Казахстан нацелена на обеспечение количественного и качественного роста населения в соответствии с долгосрочной Стратегией развития страны. Основными задачами Концепции являются улучшение состояния здоровья населения, включая репродуктивное, улучшение условий жизнедеятельности семьи, укрепление семейно-брачных отношений, повышение рождаемости за счет материального и морального стимулирования, уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни за счет повышения жизненного уровня населения, а также сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин, по сравнению с женщинами, за счет пропаганды здорового образа жизни, повышения качества медицинского обслуживания [4].

В Казахстане выросли показатели естественного прироста. Как говорят специалисты, мы столкнулись с «бэби-бумом». К слову, он сохраняется и на настоящий момент, несмотря на внешний фон — глобальный кризис. Иными словами, население не ощущает острой напряженности в социальной сфере. С другой стороны, в республике падают показатели смертности. Казахстан, если учитывать большую территорию, относится к группе стран с малой и средней численностью населения. Поэтому демографический рост у нас только приветствуется. Самые большие ожидания с ним связывают экономисты. Достичь этого состояния в экономике удастся не раньше, чем через 15–20 лет, когда нынешнее поколение «бэби-бума» закончит школы и выйдет на рынок труда. И, возможно, оно сможет компенсировать процесс старения населения. Поэтому, говорят эксперты, Казахстану нужно не только сохранить настроение «бэби-бума», но и усилить его. Тем более, что в условиях Казахстана прирост населения не имеет никаких отрицательных последствий, пока страна не достигнет численности 100–150 млн.человек. Только после этого могут появляться отдельные вопросы экологии, перенаселения, урбанизации.

Литература:

  1. Мырзабек Ж. Сравнительный анализ демографического уровня Казахстана и России //Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Современные тенденции общественных наук: политология, социология, философия», Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2013г., стр. 302.

2. Мананов Б. Б. Статистический анализ социально-демографического развития регионов Казахстана. Материалы международной научно-практической конференции «Многогранность оценки бизнеса: проблемы и перспективы в условиях формирования наукоемкой экономики». Алматы, 2014. Стр.49–53.

  1. Население Казахстана между прошлым и будущим. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». polit.ru/research/2015/05/16/ demo-scope245.html
  2. Проект Концепции демографической политики и укрепления семьи на 2012–2020 годы // Электронный ресурс: е-gov.kz.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, демографическая политика, государственная демографическая политика, жизненный уровень населения, здоровый образ жизни, продолжительность жизни, продолжительность жизни мужчин, рождение ребенка, сокращение разрыва, социальная сфера.


Задать вопрос