Урок по теме «Абиотические факторы и адаптации к ним организмов. Температура» (5 класс) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.07.2015

Статья просмотрена: 1413 раз

Библиографическое описание:

Тюкаева, С. П. Урок по теме «Абиотические факторы и адаптации к ним организмов. Температура» (5 класс) / С. П. Тюкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 533-536. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21075/ (дата обращения: 22.12.2024).

Цели: Предметные результаты:

1.                  Сформировать умение характеризовать температуру как важнейший абиотический фактор и адаптации к нему организмов.

2.                  Сформировать умение понимать значение морфологических изменений организмов под воздействием разных температур.

Задачи:

Метапредметные и личностные результаты.

Познавательные УУД

1.                  Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2.                  Сформировать умение владеть смысловым чтением.

Коммуникативные УУД

1.                  Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2.                  Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

1.                  Сформировать умение определять цель учебной деятельности.

2.                  Сформировать умение выдвигать версии, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Тип урока: изучение новых знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, групповой.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: таблицы «Экологические группы растений», «Экологические группы животных», «Природные зоны» карта, иллюстрации, слайды с изображением растений и животных разных экологических групп.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

Приветствие. Подготовка к работе.

Целеполагание. Постановка проблемного вопроса. Всем ли организмам требуется одинаковая температура?

Беседа: Каков источник тепла на Земле? Как температура влияет на жизнь растений?

1.                  Как температура влияет на жизнь животных?

2.                  Как узнать об этом подробнее?

Где мы с вами можем почерпнуть необходимую информацию? (рассказ учителя, учебник, дополнительная информация)

Но прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте выясним, что вы уже знаете об этом факторе — температуре?

II. Актуализация знаний.

Проверка подготовки учащихся по домашнему заданию.

Каждый учащийся выбирает одно из заданий:

Задание1. Блицопрос по терминам.

Задание2. Задание по карточкам.

Задание3. Устный ответ у доски с использованием таблицы.

Задание4. Работа с текстом (вставить пропущенные термины).

Задание1. Блицопрос с целью актуализации знаний по тем» Экология организмов».

1.      Что называют окружающей средой?

2.      Что такое экологические факторы?

3.      Сколько групп экологических факторов различают?

4.      Что такое оптимум?

5.      Что называют зоной оптимума?

6.      Какие организмы называют эврибионтами?

7.      Какие организмы называют стенобионтами?

Задание2. (на карточке). Выпишите номера верных утверждений:

1.      Действие одного фактора не может заменить воздействие другого.(да)

2.      Некоторые организмы способны жить при значительных изменениях факторов окружающей среды.(да)

3.      Чем сильнее отклонения от оптимума, тем менее выражено угнетающее действие фактора. (нет)

4.      Между зоной оптимума и пределами выносливости можно выделить зоны угнетения.(да)

5.      В зоне угнетения определенный фактор снижает жизнеспособность организма. (да)

6.      Все организмы чувствуют себя хорошо при высокой температуре, а при низкой — плохо. (нет)

Задание 3.

1.                  Где находится зона угнетения организмов? (Между зоной оптимума и пределами выносливости, где определенный фактор снижает жизнеспособность организма).

2.                  Что такое диапазон выносливости? (Весь интервал температур, от минимальной до максимальной, при которой еще возможен рост, называют диапазоном выносливости).

3.                  Какие факторы называют лимитирующими? (Факторы, находящиеся в недостатке).

4.                  Что называют адаптацией? (Приспособление организмов к определенным условиям окружающей среды).

5.                  Как по-другому называется закон ограничивающего фактора?(Закон минимума Либиха).

6.                  Объясните правило взаимодействия факторов.(Экологические факторы действуют на организм совместно. Одни факторы могут усиливать или ослаблять силу действия других факторов. Эта особенность называется правилом взаимодействия факторов).

Задание 4.Вставьте пропущенные термины.

1.                  Папоротник пузырник ломкий произрастает только _____________.

2.                  Свойство видов приспосабливаться к тому или иному диапазону факторов среды обозначается понятием _______________.

3.                  Некоторые растения предпочитают очень _________ почву, а другие относительно __________.

4.                  Температуру выражают в градусах, а конкуренцию ________________ конкурирующих особей на _____________.

5.                  В степях, пустынях зной переносится ___________, чем в Сибири, потому что воздух воздух там ____________.

6.                  Одни факторы могут _________ или ___________ силу действия других факторов.

Ответы:

1.      на затененных скалах;

2.      экологическая пластичность;

3.      влажную;

4.      сухую;

5.      в количестве;

6.      На единицу площади;

7.      легче;

8.      сухой;

9.      усиливать;

10.  смягчать.

III.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний.

Слово учителя. (Рассказ-беседа)

1.                  Основной источник тепла на Земле.

2.                  Природные зоны.

Организация работы в группах. Работа с учебником.

Задание 1.

Группы растений по отношению к температуре. Найти информацию о холодолюбивых (морозоустойчивых, льдоустойчивых), неморозоустойчивых растениях.

Задание2.

Холоднокровные и теплокровные животные. Одни могут регулировать температуру тела, другие — нет. Найти примеры пойкилотермных и теплокровных животных и их приспособлениях.

Задание 3.

Приспособленность животных к низким и высоким температурам. Найти информацию о морфологических изменениях. Изучить правила Карла Бергмана (1847г.) и Джоела Аллена (1877г.)

Правило К. Бергмана. У одной группы теплокровных видов особи с более крупными размерами тела распространены в более холодных областях.

Правило Д. Аллена. У теплокровных животных близких видов в холодных климатических зонах наблюдается уменьшение площади выступающих частей тела: ног, ушей, хвоста.

IY. Закрепление. Самостоятельное применение знаний.

Задачи.

1.                  У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.

Предполагаемый ответ. Сосна — светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени, отмирают. Ель — теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света от макушки до корней.

2.                  Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы семенами?

Предполагаемый ответ. Капуста и томаты — теплолюбивые растения; при посадке семенами они не успевают созревать за вегетативный период. Они хорошо переносят пересадку в грунт в виде рассады. Свекла — холодоустойчивая культура и успевает в умеренном климате дать урожай при посеве семенами. Огурцы — теплолюбивые растения, их можно выращивать и семенами и рассадой.

Дополнительный материал.

Как растения себя греют?

Многие растения прекращают свою жизнедеятельность в суровый период (холода. Изнуряющая засуха).

-                   В лиственных деревья зимой содержится минимальное количество соков, иначе замерзающие соки разорвали бы дерево.

-                   Арктические и высокогорные растения переносят даже в бесснежные зимы морозы в 40–50 градусов. Изменяя состав сока, делая его антифризом, что снижает температуру замерзания.

-                   Некоторые растения в инфракрасных лучах давали яркость. Основой излучения является флюоресценция растений, какими бы лучами не освещалось растение, оно всегда излучает красные или инфракрасные лучи. У пихты излучение сохраняется при температуре 40 градусов. Подснежник расплавляет снег своим теплом.

-                   Самым «жароустойчивым» сухопутным растением является верблюжья колючка, которая выносит температуру до 70 градусов.

-                   Самым засухоустойчивым считается фукус пузырчатый (морская бурая водоросль), который выдерживает десятикратную (от первоначального содержания) потерю влаги.

-                   Самая морозостойкая среди водорослей — фукус. Выдерживает температуру до -60 градусов.

-                   Самое морозоустойчивое высшее растение нашей планеты — лиственница даурская. Она выносит морозы до -65 градусов.

V. Подведение итогов. Формулировка выводов.

1.      Температура — важный фактор в жизни организмов.

2.      Растения и животные имеют адаптации к низким и высоким температурам.

3.      У организмов период активной жизни в значительной степени ограничен температурными условиями.

4.      Температура определяет границы существования растений и животных, распространение их по территории земного шара, темпы роста и развития. Продолжительность зимнего покоя.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Изучить текст учебника на с.17–20. Ответить на вопросы параграфа.

 

Литература:

 

1.                  М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». Изд». Учитель» Волгоград 2005г.

2.                  Е. Н. Демьяненков «Биология в вопросах и ответах».Изд. «Просвещение» Москва 1996г.

3.                  В. Б. Купрессова, Н. П. Литковская, Г. Р. Мударисова, М. А. Павлова «Экология. Примеры, факты, проблемы». Изд. «Печатная мануфактура» Томск 2012г.

4.                  Ю. В. Малеева, В. В. Чуб «Биология. Флора» Изд. «Дрофа» Москва 1994г.

Основные термины (генерируются автоматически): Температура, зона оптимума, окружающая среда, организм, Растение, умение, диапазон выносливости, домашнее задание, жизнеспособность организма, зона угнетения.


Похожие статьи

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме «ЧС геологического происхождения. Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Конспект занятия по развитию окружающего мира в подготовительной группе Тема: «День народного единства»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Открытое занятие на тему «Зимующие птицы» (в подготовительной группе)

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Конспект ООД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга»

Похожие статьи

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме «ЧС геологического происхождения. Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Конспект занятия по развитию окружающего мира в подготовительной группе Тема: «День народного единства»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Открытое занятие на тему «Зимующие птицы» (в подготовительной группе)

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Конспект ООД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга»

Задать вопрос