Конспект ООД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга»
Автор: Асаева Екатерина Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 23.03.2020
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Асаева, Е. С. Конспект ООД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга» / Е. С. Асаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5010/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательные задачи:
- Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
- Развивать познавательную деятельность ознакомлением с художественной литературой.
- Развивать эмоциональную сферу личности дошкольника через знакомство со сказкой.
- Передать знания о человеческих отношениях в сказках.
- Дать знания о самом известном мифологическом герое и персонаже волшебной сказки — Бабе Яге.
- Учить составлять описательный рассказ по игрушке (сказочный персонаж, Баба-Яга)
- Учить отвечать на вопросы, как в краткой, так и в распространенной форме.
Развивающие задачи:
- Развивать нравственные качества в процессе ознакомления с героями сказок.
- Развивать творческий потенциал, дать возможность мечтать.
- Развивать умение слушать и слышать.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Закреплять умение формулировать и задавать вопросы, дополнять, исправлять собеседника.
- Развитие творческого воображения в процессе самостоятельной деятельности детей (во время продуктивной деятельности).
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
− Белорусская сказка «Пилипка-сынок», «Хортки».
− Украинская сказка «Молодильные яблоки».
2. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных персонажей: «Баба-Яга», «Русалочки», «Кощей Бессмертный», «Леший», «Феи», «Эльфы», «Водяной».
3. Чтение сказок с другими сказочными персонажами — «Друзья Бабы-Яги».
Материал иоборудование:
- Иллюстрации с изображением Бабы-Яги (формат А3); иллюстрация с изображением частокола.
- Игровой материал: куклы (Баба-Яга) разных размеров и из разного материала; избушка на курьих ножках; если есть игрушки — верные слуги Бабы Яги (филин, гуси-лебеди, черный кот); «волшебный клубок» — клубок ниток;
- Магнитофон; аудио запись музыкальной пьесы М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»; аудио запись песен: из фильма-сказки «После дождичка в четверг» «Финальная песня»; «В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич); ВИА Ариэль «Баба-Яга» (Т.Ефимов — Ю. Макаров).
- Карточки для игры «Друзья ислуги Бабы-Яги».
- Мешочек с «золотыми монетами» (шоколадки) для сюрпризного момента в конце занятия.
- Книга «Помощники Бабы Яги: Стихи и сказки» / Сост. Р. Данкова. — М.: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014–48 с.
- Столы, стулья. Ткань.
- Избушки на курьих ножках, выполненные из природного материала.
Ход занятия.
В групповой комнате или музыкальном зале воспитатель рассаживает детей. Перед детьми стоит доска или мольберт, на котором (ой) заранее приготовлены иллюстрации с изображением Бабы-Яги, но они «смотрят» на детей обратной стороной. После посадки, взрослый обращается к детям.
P.S. На этом занятии взрослый может быть сам переодет в Бабу-Ягу, для детей это будет интересный сюрпризный момент, тогда весь текст занятия взрослый произносит от имени сказочного персонажа.
— Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному сказочному персонажу. Очень известному персонажу. Но сначала, для поднятия настроения предлагаю послушать красивую детскую песню, которая называется «В гостях у сказки».
Дети слушают аудио запись песни «В гостях усказки» (слова Юлия Кима, музыка Владимира Дашкевича)
— Давайте представим с вами, будто оказались в сказке. И сейчас познакомимся с главным героем многих сказок. Прежде чем герой покажется, отгадайте про него загадку:
В лесу, проблем не зная,
Живёт колдунья злая.
Травы-зелье собирает,
Пироги печёт в золе,
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
А зовут её… (ЯГА).
— Правильно, это всем известная Баба-Яга.
Воспитатель переворачивает иллюстрацию с изображением персонажа лицевой стороной к детям. На столе поднимает ткань, под которой находятся несколько Бабок-Ёжек (игрушки), стоят избушки на курьих ножках, выполненные из природного материала. Накрытой остаётся одна игрушка с мешочком с «золотыми монетами».
— Ребята, все вы знаете эту старуху-волшебницу. И все-таки, кто же такая Баба-Яга? Может кто-нибудь расскажет нам? (Выслушиваются ответы детей).
— Ребята, вы всё сказали правильно. Теперь я вам немного о ней расскажу. Вы слушайте внимательно, потом, все о чём узнаете, расскажите сами. Договорились?
Итак, Баба-Яга, ещё её можно называть Яга, Яга-Баба, Ягая, Ягишна — персонаж волшебной сказки. Смотря на Ягу, мы видим, что это уродливая старуха с горбом на спине. У неё большой, длинный, крючковатый нос. Одета Яга в лохмотья, тулуп и лапти. Хромает на одну ногу, при ходьбе опирается на метлу.
Живет старушка в избушке на курьих ножках на опушке леса. Чаще всего избушка обнесена частоколом (забор из кольев часто вбитых в землю один возле другого).
Частокол «украшен» светящимися в ночи черепами (череп — скелет головы).
Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, притворный зелья, настойки, она сушит коренья и травы.
Старуха владеет волшебными предметами и наделена магической силой.
Передвигается Яга (в чём?) в ступе, следы заметает помелом.
— Ребята, скажите пожалуйста, Баба-Яга в сказках является положительным или отрицательным героем? (Ответы детей).
Она бывает злой и доброй. Может помочь герою или героине сказки.
Чаще всего, старуха-волшебница хитростью заманивает в свой дом людей и грозится съесть зажаренного гостя. Сначала запугает до смерти, потом меняет свой гнев на милость и героям сказки достаются волшебные дары.
— Вы знаете, какие подарки может подарить героям Баба-Яга? (Ответы детей)
Яга может подарить меч-кладенец, коня, волшебный клубок.
Взрослый показывает волшебный клубок — клубок ниток и читает стихотворение.
У Бабы-Яги есть волшебный клубок:
Он знает все тропки в лесу назубок.
На землю клубок этот бросьте –
Проводит вас к Лешему в гости.
Он замок Кощея отыщет в лесу,
Поможет найти Василису-Красу…
Покажет дорогу, свернётся –
И снова к хозяйке вернётся.
— Ребята, вам понравился рассказ про Бабу-Ягу? (Ответы детей).
А сейчас, музыкальная пауза. Предлагаю вам послушать и потанцевать под песню про Бабу-Ягу.
Дети танцуют под песню ВИА «Ариэль» «Баба-Яга» (Т. Ефимов— Ю. Макаров)
После музыкальной паузы детям предлагается самим попробовать рассказать про Бабу-Ягу. Во время рассказывания, взрослый помогает детям.
— Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились. Нам осталось поиграть и узнать, а есть ли у Бабы-Яги друзья? С кем она дружит?
Проводится игра скарточками «Друзья ислуги Бабы-Яги»
Условия игры: дети делятся на две команды. Одна команда называется «Лукоморье», вторая команда называется «Ягинишна».
Командам раздаются карточки с изображением сказочных персонажей:
— друзья Бабы-Яги (Леший, Кикимора, Водяной, Кощей Бессмертный, черти);
— верные слуги и волшебные предметы (Гуси-Лебеди, чёрный кот, филин, Лихо одноглазое, три пары рук, день, солнце, тьма, волшебное блюдце с яблоком);
— персонажи из других сказок (Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Мальвина, Карлик Нос, Снежная Королева).
— А чтоб играть было не так скучно, включим еще одну красивую песню.
(Геннадий Гладков «Финальная песня» из фильма-сказки «После дождичка вчетверг»).
С началом песни вы переворачиваете карточки и выбираете карточки с изображением друзей, верных слуг и волшебных предметов Бабы-Яги. Чья команда справится первой, поднимает руку.
— Ребята, вам понравилась игра? Теперь вы узнали с кем дружит Баба-Яга, и кто её верные слуги. Теперь садитесь на свои места и вас ждет маленький сюрприз. Закройте глаза. Раз, два, три — смотри!
(Воспитатель открывает и показывает последнюю игрушку Бабу-Яу).
— Ребята, вот еще одна старуха-волшебница перед вами появилась и не с пустыми руками. Эта старушка добрая, она принесла вам «золотые монеты».
Воспитатель раздает шоколадки.
Свободная деятельность детей.
- Работа с раскрасками. Рисование Бабы-Яги, избушки на курьих ножках.
- Выполнение избушки Бабы-Яги из бросового материала.
- Во время прогулки, предложить выложить на земле (асфальте) из палочек избушку на курьих ножках.
- Чтение книг: «Помощники Бабы Яги: Стихи и сказки» / Сост. Р. Данкова. — М.: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014–48 с.; «Когда приходит осень…: стихи и сказки» / Ил. М. Богусловской, Н. Глушковой. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018 — с.50. Гамазкова И. Л. Музей бабы-Яги, или Сказочная энциклопедия Кота Ученого. — М.: Воскресный день. — 272 с.: ил.