Статья посвящена изучению причин и значения возникновения в России еврейских кагалов. Подчёркивается стремление законодателя сделать кагалы органами власти подконтрольными российским властям. Отмечается, что кагалы существовали ровно до тех пор, пока российское правительство нуждалось в них.
Ключевые слова: антисемитизм, евреи, община, кагалы
The article is devoted to the study of the causes and significance of visiting Russian Jewish kagalom. It emphasized the desire of the legislator to make kagals authorities controlled by the Russian authorities. It is noted that there kagals exactly as long as the Russian government needs them.
Keywords:anti-Semitism, the Jews, the community, kagals
13 сентября 1772 г. был издан Высочайше утверждённый доклад Белорусского Генерал-Губернатора Графа З. Г. Чернышёва [1, ст. 13.865], в котором говорилось об учреждении сбора по одному рублю с «жидов» и о создании кагала. Несмотря на то, что в тот исторический период термин «еврей» для обозначения иудея семитского происхождения уже существовал, в докладе использовался термин «жид». Это было продиктовано антисемитскими настроениями высшего российского чиновничества[1].
Историк Ю. И. Гессен указывал, что кагал был создан в фискальных целях и для установления контроля над еврейскими общинами [15, с. 88]. Историк М. Л. Вишницер отмечал, что кагал не был «изобретением» российских властей. Он существовал у евреев ещё в период, когда они были частью населения Речи Поcполитой [14, с. 78]. Важно отметить, что в местах компактного проживания евреи были объединены в общины-кагалы, возглавляемые правлением из 5–6 человек. Члены общин были связаны коллективной ответственностью перед государством за выполнение плана поставки рекрутов на военную службу, выплату различных налогов, в том числе свечного[2] и коробочного сборов[3] для содержания казённых еврейских училищ, исполнения религиозных обрядов, продажи кошерного мяса[4] и т. д. [19, с. 15]. Таким образом, кагалы были созданы с учётом контрольных и экономических интересов правительства. Важно отметить, что евреи выстраивали отношения с властями обычно через выплату налогов, пытаясь выработать наиболее благоприятные условия для постоянного жительства [13, с. 41]. Однако кагалы превратились в мощную силу национального управления. По мнению профессора А. К. Тихонова, евреи, как более деятельные и сплочённые, опираясь на поддержку своих кагалов, почти всегда оказывались победителями в конкурентной борьбе с коренными жителями. Повсеместное распространение питейных заведений в сельской местности вело к полному разложению крестьянской массы и невозможности для крестьян не только оплачивать долги, но и координировать собственное существование [28, с. 134]. Писатель и славянофил И. С. Аксаков полагал, что в кагалах действовала весьма деспотичная система власти раввинов и цадиков, которая была тягостна и самим евреям [6, с. 342]. Юрист И. Г. Оршанский характеризовал цадиков как лиц, захвативших власть в общинах и угнетающих верующих евреев [24, c. 74]. Учёный О. А. Платонов считает, что раввины жестко оберегали свою власть в еврейском обществе и, по сути, полностью подчинили его себе [25, c. 167]. Случалось и такое, что евреи использовали власть кагалов в борьбе друг с другом. След шёл из истории: ещё в 1684 г., в период жизни евреев под властью Речи Посполитой, польский король Ян III приказывал Брестскому кагалу ни под каким предлогом не притеснять евреев Минского воеводства. В том же году король приказывал брестским евреям возвратить имущество, отнятое у Минских евреев [11, c. 146, 156]. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что в еврейском обществе, как собственно в любом другом, имела место борьба за власть и за распределение ресурсов производства и потребления. Причём данные противоречия возникли ещё в «польский период» и как бы пришли в Россию. В Речи Посполитой евреи жили в тесных формах национального и религиозного быта, обособленно от государственных и общественных дел [17, с. 613]. Но что же сделало российское имперское правительство? Оно не пожелало каким-либо образом разрешить или хотя бы смягчить данные противоречия. Наоборот, исходя из собственных интересов, оно узаконило кагал в России. Данные интересы заключались в том, чтобы максимально подчинить себе кагалы и через них контролировать еврейскую общину. Кроме того, узаконивая национальный орган управления, российские власти подчёркивали своё расположение к еврейской общине, что было важно особенно на начальном этапе вхождения евреев в российское общество. По данному вопросу интересную точку зрения высказывает американский учёный М. Меер. Он отмечает, что власть боялась упразднять еврейские учреждения потому, что считала бедность большинства еврейского населения возможной угрозой для существования империи и полагала, что лишившись своих учреждений, евреи попытаются принимать более активное участие в деятельности местных российских управленческих органов [30, c. 311]. Для евреев, несмотря на указанные противоречия внутри общины, узаконивание кагалов тоже имело значимость, ибо люди устроены так, что несмотря на сложности в среде своих соплеменников, они всё равно ищут поддержки именно в ней, а тех, кто предаёт их интересы называют предателями. Кроме того, в кагалах были заинтересованы представители верхушки еврейской общины. В случае если бы российское правительство не узаконило кагал, оно вызвало бы негативную оценку своей деятельности с их стороны. Эти противоречия могли бы подталкивать антироссийский элемент внутри общины к противодействию российским властям. Ещё итальянский философ Н. Макиавелли указывал, что удержать завоёванные территории возможно, предоставив право гражданам жить по своим законам. Кроме того, он был убеждён, что на начальном этапе завоевания, люди верят, что новый правитель окажется лучше прежнего, и охотно его поддерживают [21, с. 7, 21]. Еврейское население составляло национальное меньшинство Речи Посполитой, поэтому в их случае данный пример был вполне уместен. Императрица Екатерина II, интересовавшаяся трудами европейских мыслителей, не могла обойти своим вниманием труд Н. Макиавелли. Поэтому она знала об указанном способе удержания власти во вновь присоединённых территориях. Важно учесть, что всё же, если бы кагалы были столь деспотичны по отношению к евреям, то рано или поздно их власть была бы уничтожена еврейским населением. Кагалы производили управление в общине, поэтому нельзя с уверенностью говорить о них как о исключительно негативном явлении. Так, в период выселения евреев из городов и местечек черты оседлости[5], вызванной изданием в 1804 г. Положения о устройстве евреев, именно кагальные ходатайствовали о недопущении выселения [26, c. 36]. Кагалы сотрудничали с правительством. Публицист и общественный деятель М. Г. Маргулис указывал, что в 1838 г. Шлокский кагал подал прошение в Министерство образования об открытии в Риге еврейского училища. В прошении внимание уделялось необходимости преподавания русского чтения и чистописания, русской грамматики и отечественной истории [22, c. 135].
Российское правительство в разное время делегировало кагалам различные полномочия. Так, по ст. 52 Положения «О устройстве Евреев» от 9 декабря 1804 г. [3, cт. 21.547] они были обязаны следить за уплатой евреями казённых сборов и предоставлять отчётность на русском и польском языках городничим. В отношении использования в отчётности именно русского и польского языков можно проследить стремление российских чиновников, с одной стороны, к установлению «общего языка» с еврейскими кагалами, а с другой к аккультурации евреев с целью их последующей ассимиляции. Кстати, по ст. 10 данного законодательного акта лицам, не знавшим одного из европейских языков: русского, польского или немецкого, запрещалось занимать любые должности в кагалах и раввинатах. По ст. 70 Высочайше утверждённого Положения о евреях от 13 апреля 1835 г. [4, ст. 8054] кагальные по статусу приравнивались к купцам 2-й гильдии. Вместе с тем им было отказано в праве беспошлинной торговли.
Вместе с тем отношение к кагалам было настороженным. По плану знаменитого государственного деятеля и поэта Г. Р. Державина, изложенному им в записке о евреях — т.н. «Мнении», кагалы подлежали постепенному уничтожению. Также нужно было произвести перепись еврейского населения и дать евреям фамильные прозвища, а также разделить их на четыре класса: купцов, городских мещан, сельских мещан и поселян-земледельцев. Всю эту массу нужно расселить поровну по разным местам Белоруссии, а излишек переселить в другие губернии. Г. Р. Державин пришёл к этому выводу, когда в 1800 г. посетил бедствующую Белоруссию и углядел причины голода в этой части империи именно в действиях еврейских торговцев спиртным, якобы спаивавших крестьян. Однако он учитывал деятельность местных помещиков. Точка зрения Г. Р. Державина о необходимости уничтожения кагалов была связана с тем, что правительство опасалось возрастающего влияния данных учреждений на еврейское население черты оседлости. Его «Мнение» легло в основу Положения «О устройстве Евреев» от 9 декабря 1804 г.
Хотя нельзя не признать, что без злоупотреблений в этих властных структурах обойтись не могло. В 1858 г. этнический еврей Яков Брафман, крестившийся 34-лет от роду, передал в Минске императору Александру II записку о евреях негативного содержания, для объяснения которой был вызван в Санкт-Петербург. Любопытно, что после этого карьера его стремительно пошла в гору, и он стал преподавать иврит в духовной семинарии в Минске (с 1860). Затем служил в Вильно (с 14 октября 1866) и в Петербурге (с 1870) цензором книг на иврите и идиш [27, электронный ресурс]. В 1866 г. он напечатал в Виленском вестнике статью «Взгляд еврея, принявшего православие на реформу быта еврейского народа в России». Он доказывал вредность еврейского самоуправления. В 1869 г. — издал книгу «Еврейские братства», а затем «Книгу Кагала» [12]. Она состояла из перевода сборника постановлений Минского еврейского кагала конца XVIII в. Из предисловия, в котором Брафман, не упоминая об упразднении Кагала в 1844 г. вновь пытался доказать, что евреи составляют государство в государстве. «Книга Кагала» способствовала росту антисемитизма в России.
Кагалы были исторически сложившимся традиционным органом управления евреев. Они просуществовали до 19 декабря 1844 г., когда было издано «Высочайше утверждённое положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением Еврейских кагалов» [5, ст. 18546]. По мнению историка Г. В. Костырченко, упразднение кагалов было важной мерой «перековывания» евреев в полезных для государства подданных. Правительство стремилось к изменению еврейского быта, который чиновники считали исполненным невежества, косности и фанатизма. Корень зла виделся в вековой этнокультурной обособленности евреев, поэтому во главу угла была поставлена задача их «слияния» (в значительной мере форсированного, а значит и социально болезненного, с остальным населением империи) [20, c. 29]. Израильский профессор И. Барталь считает, что это деятельность была хорошо просчитанной и целенаправленной [29, c. 164]. Поэтому в этот период еврейские кагалы стали российскому правительству уже не нужны.
Литература:
1. Высочайше утверждённый доклад и пункты Белорусскаго Генерал-Губернатора Графа Чернышева. — О ученении в Белорусских Губерниях переписи о поголовном сборе податей; о сидке вина, и свободной продаже онаго; о Корчмах; о переводе Таможни на новую границу и о сборе с товаров пошлин; о учреждении казённой соляной продаже и об отдаче на аренду деревень от 13 сентября 1772 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. — Изд. 1-е. — СПб.: Тип. II Отд. Собст. е. И. В. канц., 1830. — Т. 19. — Ст. 13.865.
2. Именный, данный Сенату. — «О предоставлении Евреям прав гражданства в Екатеринославском Наместничестве и Таврической области» от 23 декабря 1791 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. — Изд. 1-е. — СПб.: Тип. II Отд. Собст. е. И. В. канц., 1830. — Т. 23. — Ст. 17.006.
3. Высочайше утверждённое Положение. — «О устройстве Евреев» от 9 декабря 1804 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. — Изд. 1-е. — СПб.: Тип. II Отд. Собст. е. И. В. канц, 1836. — Т. 28. — Ст. 21.547.
4. Высочайше утверждённое Положение о Евреях от 13 апреля 1835 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. — Изд. 2-е. — СПб.: Тип. II Отд. Собст. е. И. В. канц., 1836. — Т. 10. — Ст. 8054.
5. Высочайше утверждённое положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением Еврейских кагалов от 19 декабря 1844 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. — Изд. 2-е. — СПб.: Тип. II Отд. Собст. е. И. В. канц., 1844. — Т. 19. — Ст. 18546.
6. Аксаков, И. С. Еврейский вопрос / И. С. Аксаков // Наше знамя — русская народность; [сост. и коммент. С. Лебедева]; отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Инс-т русской цивил., 2008. — С. 342.
7. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. — Вильна: Тип. Русский почин, 1902. — Т. 29. — № 2, 107. — С. 2.
8. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. — Вильна: Тип. Русский почин, 1902. — Т. 29. — № 5. — С. 5.
9. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. — Вильна: Тип. Русский почин, 1902. — Т. 29. — № 6. — С. 5.
10. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. — Вильна: Тип. Русский почин, 1902. — Т. 29. — № 7. — С. 5.
11. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. — Вильна: Тип. Русский почин, 1902. — Т. 29. — № № 99, 107. — С. 146, 156.
12. Брафман, Я. А. Книга Кагала. Материалы для изучения еврейского быта / Я. А. Брафман. — Вильна, 1869. — 372 с.
13. Вайс, Р. Евреи и власть / Р. Вайс. — М.: Тест: Книжники, 2009. — 256 с.
14. Вишницер, М. Л. Кагал / М. Вишницер // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л. И. Канцельсона и Д. Г. Гинцбурга — СПб.: Изд-во «Брокгауз — Ефрон», 1912. — Т. 9. — С. 78.
15. Гессен, Ю. И. Кагал в России. / Ю. И. Гессен // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л. И. Канцельсона и Д. Г. Гинцбурга — СПб.: Изд-во «Брокгауз — Ефрон», 1912. — Т. 9. — С. 88.
16. Гессен, Ю. И. Коробочный сбор // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л. И. Канцельсона и Д. Г. Гинцбурга — СПб.: Изд-во «Брокгауз — Ефрон», 1912. — Т. 9. — С. 759.
17. Гессен, Ю. И. Россия / Ю. И. Гессен // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. А. Я. Гаркави, Л. И. Канцельсона. — СПб.: Изд-во «Брокгауз — Ефрон», 1912. — Т. 13. — С. 613.
18. Гинцбург, Д.Г., Генкель Г. Г. Пища в библейское и талмудическое время / Д. Г. Гинцбург, Г. Г. Генкель // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л. И. Канцельсона и Д. Г. Гинцбурга — СПб.: Изд-во «Брокгауз — Ефрон», 1992. — Т. 12. — С. 559.
19. Гонтмахер, М. А. Евреи на донской земле. История, факты, биографии / М. А. Гонтмахер. — Ростов-на-Дону: Ростоиздат, 2007. — 825 с.
20. Костырченко, Г. В. Сталин против космополитов. Власть и еврейская интеллигенция в СССР / Г. В. Костырченко. — М.: РОССПЭН. 2010. — 415 с.
21. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. — СПб.: Тиблен и Ко, 1869. — 502 с.
22. Маргулис, М. Г. К истории образования русских евреев / М. Г. Маргулис // Еврейская библиотека. Историко-литературный сборник. — СПб.: Типолитография А. Е. Ландау. — Т. 1. — С. 135.
23. Мыш, М. И. Евреи // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. — СПб.: Изд-во «Брокгауз — Ефрон», 1893. — Т. 11. — С. 463.
24. Оршанский, И. Г. Мысли о хасидизме / И. Г. Оршанский // Еврейская библиотека. Историко-литературный сборник. — СПб.: Типолитография А. Е. Ландау. — Т. 1. — С. 74.
25. Платонов, О. А. Терновый венец России. История цареубийства / О. А. Платнов. — М.: Институт русской цивилистики, 1998. — 768 с.
26. Солженицын, А. И. Двести лет вместе (1795–1995). — Ч. I. — Исследования новейшей русской истории. — 7. / А. И. Солженицын. — М.: Русский путь, 2001. — 195 с.
27. Википедия. Брафман Яков Александрович. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Брафман,_Яков_Александрович
28. Тихонов, А. К. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII — начале XX в.: дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. / Тихонов Андрей Константинович. — СПб., 2007. — 496 с.
29. Bartal, I. The jews of Eastern Europe, 1772–1881 / I. Bartal. — Pennsylvania: University Pennsylvania Press, 2006. — 216 p.
30. Meir, N. M. Kiev, Jewish Metropolis: A History, 1859–1914 (The Modern Jewish Experience) / N. M. Meir. — St. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2011. — 424 p.
[1] Интересно отметить, что термин «жид» использовался и в простонародье. Причём не только в России, но и в период жизни евреев в Речи Посполитой до присоединения к Российской империи белорусских и украинских территорий, густо населённой евреями в результате трёх разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. Так, ещё в XVI в. заявления от представителей коренного населения в суд содержали исключительно термин «жид» (См.: «Жалоба Новодворского священника Окулы Афанасовича на жида Козчича за нанесение ему ран» // Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. – Вильна : Тип. Русский почин, 1902. – Т. 29. – № 2, 107. – С. 2). «Заявление о неуплате жидом денег за купленную лошадь» // Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. – Вильна : Тип. Русский почин, 1902. – Т. 29. – № 5. – С. 5). Хотя термин «еврей» уже был известен, что подтверждается тем фактом, что документы, исходящие от суда в своих названиях содержали именно термин «еврей», но в текстах обращений в суд сами коренные жители всё же называли евреев «жидами» (См.: «Мировая между мещанкою Гавриловую и евреем Абрамом малым» // Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. – Вильна : Тип. Русский почин, 1902. – Т. 29. – № 6. – С. 5). Если заявления и жалобы писали сами евреи, то они называли себя именно евреями (См.: Жалоба еврея Михеля Химича на разогнание его рабочих, нанесение им побоев и ран, и захват разных вещей лесничим Семёном Совою» // Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Акты о евреях. – Вильна : Тип. Русский почин, 1902. – Т. 29. – № 7. – С. 5). Эта характерная черта сохранилась в период российской истории евреев.
[2] Свечной сбор – в тот период, в Белоруссии внутриобщинный сбор со свечей, зажигаемых еврейками при встрече субботы (См.: Мыш, М.И. Евреи // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. – СПб. : Изд-во «Брокгауз – Ефрон», 1893. – Т. 11. – С. 463).
[3] Коробочный сбор – в тот период, в Белоруссии специальный внутриобщинный сбор, который шёл на содержание школ (молитвенных домов) и помощь убогим (См.: Гессен, Ю.И. Коробочный сбор // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л.И. Канцельсона и Д.Г. Гинцбурга – СПб. : Изд-во «Брокгауз – Ефрон», 1912. – Т. 9. – С. 759).
[4] Кошерое мясо – пища пригодная для потребеления евреями. С точки зрения традиционного консервативного иудаизма законы о пище установлены Богом, и отвергать их обязательность равносильно отказу от веры в осовбождение Израиля из Египта (См.: Гинцбург, Д.Г., Генкель Г.Г. Пища в библейское и талмудическое время / Д.Г. Гинцбург, Г.Г. Генкель // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л.И. Канцельсона и Д.Г. Гинцбурга – СПб. : Изд-во «Брокгауз – Ефрон», 1992. – Т. 12. – С. 559).
[5] Черта оседлости – граница территории, отделявшая 15 российских западных губерний от остальной территории страны, за пределы которой запрещалось выходить евреям, исповедующим иудаизм, в соответствии с указом Именным, данным Сенату. – «О предоставлении Евреям прав гражданства в Екатеринославском Наместничестве и Таврической области» от 23 декабря 1791 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. – Изд. 1-е. – СПб. : Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. – Т. 23. – Ст. 17.006. Она просуществовала фактически до 1917 г., т.е. до прекращения существования Российской империи.