Современная школа — большой и сложный мир. Я бы сравнила современные образовательные процессы с железнодорожным транспортом, а учителя — с машинистом поезда. Как хочется пассажиру проехаться в современном скоростном комфортабельном поезде! Но так случилось, что для такого поезда еще не подготовили, не выучили машиниста, и приходится ехать на старом и несовременном тепловозе. А бывает и так, что и поезд подготовлен, и машинист готов взять управление на себя, но еще не вполне готовы пути, по которым нужно двигаться составу. Но иногда проблема движения вперед зависит те только от состояния путей, подготовленности состава. Порою и сам пассажир бывает не готов к движению в скоростном поезде, живя по формуле «тише едешь — дальше будешь». Именно поэтому самое время искать те организационные модели, по которым движение вперед, к новым образовательным вершинам, будет совершаться строго «по расписанию» и в соответствии с новыми ФГОС (Федеральными государственными образовательными стандартами).
Современной организационной моделью обучения является деятельностный подход. В его арсенале современные УМК, современные технологии (например, ИКТ и технология исследовательской и проектной деятельности), УУД и современный диагностический материал, который позволяет выявить уровень сформированности предметных компетенций. Задача учителя соединить в одной точке — уроке — все составляющие этой модели. Попробуем представить это на примере урока литературы в 5 классе.
Когда ребенок приходит в 5 класс, учителю необходимо познакомиться с ребятами: их возможностями, уровнем притязаний, уровнем общеучебных умений. Для такого знакомства можно провести анкетирование. Важно выяснить, в чем данные дети успешны, какие виды работы на уроке они любят, какую форму общения предпочитают, умеют ли работать самостоятельно, какой объем материала могут освоить за урок.
Примерная анкета.
1. Какой предмет вы считаете трудным:
а) литературу,
б) математику,
в) русский язык,
г) биологию,
д) историю.
2. Сколько времени обычно вы тратите на подготовку к урокам:
а) 30 минут,
б) 1 час,
в) 1 час 30 минут,
г) более 2 часов,
д) или укажите время_____________
3. В чем вы успешны:
а) усвоении теории;
б) грамотном письме;
в) пересказе материала;
г) поиске информации;
д) составлении таблиц.
4. Вы не умеете
а) определять части речи;
б) решать уравнения;
в) читать тексты на иностранном языке;
г) прыгать через скакалку;
д) рассказывать стихи наизусть.
5. Какой вид деятельности на уроке вы предпочитаете. Выберите три ответа и расположите по значимости и успешности для вас (например: Д, В, З)
а) устный ответ (теория, зачет),
б) беседа (фронтальный опрос),
в) индивидуальная работа у доски,
г) письменная работа в тетради (коллективное задание с последующей проверкой),
д) работа по карточке,
е) тест,
ж) творческая работа (сочинение, эссе, диктант с продолжением),
з) исследовательская работа (доклад, реферат),
и) проект;
к) работа в паре;
л) работа в группе.
Ответ:______________________________________
Первичная диагностика позволит учителю правильно конструировать урок, выбирать продуктивные формы работы с данным классом.
Учебник всегда был помощником учителю и ученику. Новые образовательные стандарты требуют нового представления материала те только от учителя на уроке. Учебник должен соответствовать новым требованиям. УМК под редакцией Б. А. Ланина (учебник и рабочая тетрадь) является замечательным «организатором» учебной деятельности на уроке литературы. Материал в учебнике структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий.
Урок в режиме деятельностного подхода отличается от традиционного урока — он строится в парадигме УУД (универсальных учебных действий). Развитие регулятивных учебных действий осуществляется через формулировку учащимися целей и задач урока, определение ими границ знания и незнания, осуществления учебных действий по намеченному плану. Учащиеся применяют формы самоконтроля и взаимоконтроля. Развитие познавательных учебных действий осуществляется через использование технологии продуктивного чтения. Перечислим некоторые ее элементы:
1. задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма, составление плана текста и рассказа по плану);
2. использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда, который представлен в учебнике или дан учителем;
3. система работы с учебно-научными статьями учебника;
4. система работы со словарями;
5. система работы с Интернет («виртуальная шкатулочка»).
На изучение повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в рабочей программе учителя отведено четыре часа, которые распределились следующим образом:
Урок 1. Человек и искусство. Сюжет и композиция повести. Пейзаж и его композиционная роль в повести.
Урок 2. Образ Петра Попельского. Художественные средства создания образов главных героев произведения.
Урок 3. Тема становления человеческого характера.
Урок 4. Развитие речи: обучение написанию сочинения-описания героя по повести «Слепой музыкант».
Представим несколько заданий, реализованных на уроке в рамках деятельностного подхода при использовании технологии продуктивного чтения. Задания могут быть расположены на слайдах в презентации к уроку.
Цитаты в помощь для определения темы урока |
«…живое чувство природы» «…странное состязание: переливчатые трели дудки и певучие, полные аккорды фортепиано» «эта дружба была настоящим даром благосклонной судьбы» «…будничный подвиг жизни…» |
На странице 93 ищем ответ на вопрос: Какую роль сыграла музыка в жизни мальчика? |
«Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста…» |
Окружение героя 1.Можно ли назвать Иохима и Максима друзьями Петра?
|
Ответы в тексте. Максим: с. 92,93 (Как дядя Максим воспитывал племянника, чему учил? Какие чувства вызвал у вас этот персонаж?) Иохим: с 87, 88, 94 (Чему учил Иохим Петруся — только ли игре на дудке?) |
Чтение по ролям |
В паре: 1. определите реплики, где — чья; отделите реплики от слов автора. 2. прочесть диалоги: а) с.96–98 (IV) б) с.98–99 |
Как в жизнь слепого мальчика вошла Эвелина?
Работа в группах
Вопросы для обсуждения: |
1. Почему первая встреча закончилась ссорой? (С.96–98) 2.Что поразило Эвелину во время второй встречи? (С.99–100) 3. Как автор объясняет ее слезы? Было ли это простой жалостью? (с.101) 4. Как дальше складывались отношения Петруся и Эвелины? (с.102–105) 5. Почему автор называет их знакомства «даром благосклонной судьбы»? (с.106) 6. Что дала каждому из детей эта дружба? |
Подведение итогов Урока
Как вы понимаете слова Эвелины о том, что Петрусь видит? |
В повести «Слепой музыкант» неоднократно появляюся фразы, в которых говорится, что Петрусь видит: С. 102 про солнце «Я знаю, что оно закатилось сам не знаю почему…» С.108 «Я видел во сне, что… я вижу тебя и Максима, и еще… что я все вижу…» С.111 про звезду «Я так и знал» Эвелина «Он многое знает «так»…» |
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос |
Может ли музыка научить видеть? |
Уроки литературы — это всегда встреча с серьезными жизненными вопросами и глубокими жизненными переживаниями. Это тоже школа — школа чувств, школа коммуникации, школа жизни. Узнавать жизнь — главная образовательная потребность человека.
Литература:
1. Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Проф. Б. А. Ланина. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 304 с.: ил.