Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 941 раз

Библиографическое описание:

Юдин, Л. Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев / Л. Ю. Юдин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 323-329. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20687/ (дата обращения: 20.04.2024).

В связи с военными действиями в Украине 2014–2015 гг., ввиду миграций, на постсоветском пространстве оказалось множество людей, переживших психическую травму или подвергшихся психологическому насилию.

 

Ввиду еще несформировавшейся личности и механизмов защиты, дети и подростки являются наиболее уязвимой к психологическому стрессу категорией населения. Вместе с тем, теоретических работ по комплексному изучению ПТСР у детей немного [1–8, 11]

Цель исследования: исследование ПТСР у детей находящихся в пункте временного содержания беженцев.

Рабочая гипотеза:

1)      у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста находившихся в зоне боевых действий в Украине и пребывающих в пунктах временного размещения существуют различия в уровнях выраженности ПТСР и индекса тревожности, а именно уровень ПТСР и индекса тревожности выше у детей старшего возраста

2)      у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста находившихся в зоне боевых действий в Украине и пребывающих в пунктах временного размещения существует связь между уровнем ПТСР и индексом тревожности.

База исследования: дети и их родители, уехавшие из зоны боевых действий в Украине, проживающие в пункте временного размещения беженцев «Голубой экран» в городе Воронеже.

Используемые методики:

1)       детский проективный тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен;

2)       полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (автор Тарабрина Н. В.);

3)       родительская анкета для оценки травматических переживаний детей (автор Тарабрина Н. В. [9]).

Результаты исследования

В ходе исследования были опрошены 35 семей — родителей и детей. Семьи, принимавшие участие в исследование были полные (присутствуют оба родителя) и неполные (один из родителей отсутствует). Возрастная выборка детей составила интервал от 6 до 13 лет, преимущественно девочки (61 %).

Основной психотравмирующий фактор у 90 % опрошенных детей — нахождение в зоне военных действий. Еще 10 %, помимо нахождения в зоне военных действий, подвергались физическому насилию со стороны близких. 65 % родителей отмечали также, что сильный стресс у ребенка также вызвал «быстрый и неожиданный отъезд из дома», отказ от привычного образа жизни, обрыв социальных контактов, отсутствие возможности ребенка повлиять на это.

Результаты исследования ПТСР у детей могут быть сведены в следующие таблицы.

А) Корреляция уровня выраженности ПТСР и числом месяцев пребывания в пункте временного размещения

Месяц

Дети

Родители

8

10

16

9

15

26

10

32

13

11

8

11

 

График зависимости уровня выраженности ПТСР по методике Н. В. Тарабриной и количества месяцев, прошедших после эвакуации из зоны боевых действий имеет следующий вид.

Рис. 1 График зависимости уровня выраженности ПТСР по методике Н. В. Тарабриной и количества месяцев, прошедших после эвакуации из зоны боевых действий

 

Из таблицы данных и графиков видно, что есть различия между родительским и детским восприятием и переживанием ПТСР. Пик детской реакции приходится на июнь 2014 года, в то время как восприятие взрослых о психологической травме его ребенка имеет максимум в апреле-мае 2014 года, т. е. в начале военной компании.

Подобного рода различия можно объяснить большей осведомленностью взрослых о ситуации в Украине и нарастающем чувстве тревоги из-за приближения боевых действий. В то же самое время дети, не владея, информацией, как мы считаем, считывают реакции взрослых и реагируют опосредованно, не много запаздывая.

Периоды нарастания и спада уровня ПТСР у детей и оценки родителей мы объясняем следующими феноменами. В начале рост уровня ПТСР связан с ростом тревоги и ожидания боевых действий, что входит в симптоматику и этиологию появления ПТСР. Спад же уровня ПТСР связан, как мы думаем с привыканием и адаптацией к пребыванию в зоне боевых действий, что регулирует аффективную и поведенческую реакцию.

Б) Уровень ПТСР в зависимости от критерия симптомокомплекса

Н. В. Тарабрина рассматривает явление ПТСР в соответствии с проявлениями 5 групп критериев [9]:

-                   критерий А — немедленное реагирование

-                   критерий В -навязчивое воспроизведение

-                   критерий С — избегание

-                   критерию D — возросшая возбудимость

-                   критерий F — нарушения функционирования.

В зависимости от критерия, усредненные данные измерения ПТСР в относительных единицах у детей и оценка уровня ПТСР их родителями представлены в таблице ниже.

Критерий

Дети

Родители

A

3,5

3,5

B

2,5

5,25

C

6,5

5,4

D

5,5

3,75

F

1,75

2,25

 

Выбор относительных единиц измерения ПТСР обусловлен различным количеством вопросов методики определения ПТСР по разным критериям. Поэтому в качестве единой оценки нами были выбраны относительные единицы, равные отношению среднего значению уровня ПТСР по данному критерию к максимальному баллу по данному критерию.

Графически, полученные данные можно представить в виде следующей диаграммы.

Рис. 2. Относительная оценка уровня ПТСР в зависимости от критерия

 

В) Психологические особенности детей находившихся в зоне боевых действий.

Данные описывающие поведение уровня ПТСР в зависимости от возраста ребенка приведены в таблице ниже. Также в таблице отображено восприятие уровня ПТСР у детей их родителями и значение индекса тревожности (ИТ).

Возраст

Дети

Родители

ИТ

6

8

11

8

7

10

12

6,2

8

10

16

7

9

26

13

7

10

24

14

7,9

11

20

18

8,2

12

15

26

9

 

Графическое изображение этих данных имеет следующий вид.

Рис. 3. Значение уровня выраженности ПТСР и индекса тревожности в зависимости от возраста ребенка

 

На графиках видно наличие в области 9 лет максимума уровня ПТСР у детей и минимума у взрослых.

Для детей, мы связываем этот факт с наиболее сензитивным возрастом 9 лет, как переходного из младшего школьного возраста в младший подростковый, отрочество [10], в котором ребенок сталкивается с трудностями взросления и внутренними конфликтами. В таком возрасте, из-за наличия внутренних противоречий школьнику становится сложнее воспринимать внешнюю неустойчивость, т. к. происходят изменения и потеря стабильности в его внутреннем мироощущении. Для ребенка происходит потеря внутренней точки опоры, которая при совпадении с внешней травмирующей ситуацией, может давать пиковое значение в оценки ПТСР.

Минимум родительской оценки выраженности уровня ПТСР мы связываем с поспешным восприятием взрослыми ребенка в этом возрасте, как самостоятельного индивида, а также с повышением уровня конфликтности последнего с родителями. На этом фоне, как правило, родители не понимают, почему их сын или дочь год назад были такими покладистыми и послушными, а сейчас огрызаются и не хотят подчиняться [10]. Это часто приводит к негативному эмоциональному фону, который и может вызывать у взрослого минимум в оценки ПТСР ребенка.

Для проверки гипотезы исследования о том, что у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста находившихся в зоне боевых действий в Украине и пребывающих в пунктах временного размещения существуют различия в уровнях выраженности ПТСР и индекса тревожности, а именно уровень ПТСР и индекса тревожности выше у детей старшего возраста, мы применяем непараметрический критерии Манна-Уитни.

Критической значение U-критерия Манна-Уитни для уровня ПТСР у детей, рассчитанное с помощью математического пакета Statistica, для двух групп — младший школьный возраст (6–8 лет) и младший подростковый возраст (9–12 лет) оказалось равным

Это значение попадает в зону значимости действия критерия, т. е. наша гипотеза о существовании различий подтверждается с p≤0.05.

Критической значение U-критерия Манна-Уитни для уровня оценки родителями ПТСР у детей, рассчитанное с помощью математического пакета Statistica, для двух групп — младший школьный возраст (6–8 лет) и младший подростковый возраст (9–12 лет) оказалось равным

Это значение попадает в зону незначимости действия критерия, т. е. наша гипотеза о существовании различий оценки взрослыми ПТСР детей младшего школьного возраста и младшего подросткового не подтверждается.

Критической значение U-критерия Манна-Уитни для оценки индекса тревожности детей, рассчитанное с помощью математического пакета Statistica, для двух групп — младший школьный возраст (6–8 лет) и младший подростковый возраст (9–12 лет) оказалось равным

Это значение попадает в зону незначимости действия критерия, т. е. наша гипотеза о существовании различий индекса тревожности детей младшего школьного возраста и младшего подросткового не подтверждается.

Для проверки гипотезы о наличии связи между индексом тревожности и уровнем ПТСР мы использовали коэффициент корреляции Пирсона, который оказался равным

K= — 0,46.

Что говорит об обратной зависимости уровня ПТСР и индекса тревожности у детей и наличии слабой корреляции (K<0,5).

Анализ полученных экспериментальных данных

А) Различия в уровнях выраженности ПТСР и индекса тревожности у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста

Проверка гипотезы о наличии различия в уровнях выраженности ПТСР и индекса тревожности у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста находившихся в зоне боевых действий в Украине и пребывающих в пунктах временного размещения, дала положительный результат для оценки уровня ПТСР самими детьми и отрицательный в оценке взрослыми.

Последний факт может быть понят в виду полученных нами данных, приведенных на Рис.1. Из этого графика видно, что максимальный балл по критериям ПТСР приходится на шкалу С «Избегание». Т. е. ребенок начинает, избегать разговоров, ситуаций и действий, напоминающих о травматическом опыте, скрывать и не показывать реакции, связанные с переживаемой травмой. При этом, если родитель не достаточно чувствителен, и внимателен к внутреннему миру ребенку, то взрослому может казаться, что с ребенком «все как и раньше».

Последнее предположение наиболее актуально для тех, кто оставил свой дом, имущество и близких в Украине, т. к. основная задача родителей (это часто упоминалось и в ходе клинической беседы), было создание условий для выживания — нахождения места проживания, обеспечение едой, деньгами и медикаментами. Поэтому, как мы считаем, на фоне угрозе жизни, внутренний мир ребенка становился менее значимым для взрослых и различия в проживании ПТСР у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста не заметны для восприятия.

Различия уровней ПТСР у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста мы объясняем наступлением раннего пубертатного возраста и началом подростковых изменений психики связанных с адаптацией к социуму [14]. Младший школьник больше привязан к семье и родителям и может легче принять поддержку и заботу от них в случае психологической травмы. В раннем подростковом возрасте такую поддержку получить становится сложнее в ввиду изменения качества отношений между родителями и детьми, появления подростковых конфликтов, связанных с самоопределением. Более того, внутренний мир и ценностные ориентации подростка начинают меняться и такие изменения могут вызывать беспокойство у ребенка, что способствует ухудшению эмоционального состояния. Если на этот период приходится травмирующие события — нахождение в зоне боевых действий, отделение от дома и значимых людей, особенно друзей, которые так важны для подростка, физическое насилие, то сила переживаний такого рода событий может увеличиваться. Как нам кажется, именно этот эффект мы и наблюдаем в полученных результатах.

Б) Связь уровня ПТСР и индекса тревожности у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста

Слабая обратная связь уровня ПТСР и индекса тревожности, которую мы получили с помощью коэффициента корреляции Пирсона, говорит о малой зависимости этих двух величин.

Причинами данного феномена мы видим два факта. Во-первых, обратная зависимость (уровень ПТСР выше, если индекс тревожности ниже и наоборот), может быть связан с уменьшением эмоциональной чувствительности ребенка при сильном травмирующем событии. Это может косвенно быть доказано высоким значением критерия С «Избегания» шкалы ПТСР.

Во-вторых, слабая связь возникает, как мы считаем из-за многофакторности понятия ПТСР, в котором эмоциональная составляющая, критерии D «Возросшая возбудимость», лишь один из пяти параметров с удельным весом 23 %.

ВЫВОДЫ

1)                 Психологическая поддержка и коррекция детей с ПТСР должна включать индивидуальные занятия и групповую терапию, которой должно быть больше для младшего подросткового возраста

2)                 Психологическая коррекция детей младшего школьного возраста должна отличаться от психокоррекции детей младшего подросткового возраста, которым в большей мере нужна поддержка и социальная адаптация

3)                 Для увеличения валидности, проводимых измерений уровня ПТСР, необходимо скорректировать имеющиеся методики и учесть в них возрастные различия детей

 

Литература:

 

1.                  Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. –Воронеж.: ВГМА, 2014. — 729 с.

2.                  Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М., Терапия детской тревожности семейной средой// Прикладные информационные аспекты медицины, 2014, Т. 17. № 1. С. 78–80.

3.                  Киньшина В. Н., Неретина А. Ф., Ширяев О. Ю., Куташов В. А., Повышение эффективности коррекции девиантного поведения у подростков с умственной отсталостью в условиях психиатрического стационара// Врач-аспирант, 2014, Т. 63. № 2.3. С. 430–434.

4.                  Куташов В. А., Припутневич Д. Н., Заложных П. Б., Будневский А. В. Акцентуация личности у пациентов с аффективными нарушениями при внутренних болезнях//Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2013, Т. 12. № 4. С. 1160–1162.

5.                  Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства //Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 113–117.

6.                  Куташов В. А., Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009, с. 31–42.

7.                  Львович Я. Е., Куташов В. А., Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях// Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 1. С. 100–102.

8.                  Куташов В. А., Клинико-эпидемиологическая распространенность аффективных расстройств при хронических заболеваниях на уровне ЦЧР//Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 2. С. 262–264.

9.                  Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса — М.:Академия, 2005. -345 с.

10.              Мухина В. Н. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с..

11.              Юдин Л. Ю. Биопсихосоциальный подход в изучении посттравматического расстройства у детей / Л. Ю. Юдин // Молодой ученый.— 2015. — № 6. — С. 314–320.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, ребенок, индекс тревожности, младший подростковый возраст, зона боевых действий, Украина, временное размещение, родитель, критерий, уровень выраженности.


Похожие статьи

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

В этом плане на этапе младшего подросткового возраста особое значение приобретают детско-родительские отношения, которые, как считают, ученые, должны быть перестроены одновременно с переходом ребенка во внешний мир, в среду сверстников и взрослых...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

младший школьный возраст, ситуативная тревожность, снижение уровня тревожности, мяч, ребенок, проявление тревожности, Повышенное беспокойство, тревожность.

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих...

Выраженность агрессии более высока у учащихся младших классов.

Тревожность выражена на относительно одинаковом уровне у всех возрастных категорий.

Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания.

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Мы опираемся на представления М. И. Лисиной и Т. А. Репиной о том...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации...

В старшем подростковом возрасте (14–17 лет)

Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации может иметь разный уровень и интенсивность, проявляться в различных формах и сочетаниях.

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста [8]. B ходе диагностики получены данные о степени адаптированности детей, особенностях их психического состояния.

Дети группы риска и их психологические особенности

дети, оставшиеся без попечения родителей

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности социальной жизни.

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном...

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия.

Большое количество запретов родителей или полная разрешенная свобода действий, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

В этом плане на этапе младшего подросткового возраста особое значение приобретают детско-родительские отношения, которые, как считают, ученые, должны быть перестроены одновременно с переходом ребенка во внешний мир, в среду сверстников и взрослых...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

младший школьный возраст, ситуативная тревожность, снижение уровня тревожности, мяч, ребенок, проявление тревожности, Повышенное беспокойство, тревожность.

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих...

Выраженность агрессии более высока у учащихся младших классов.

Тревожность выражена на относительно одинаковом уровне у всех возрастных категорий.

Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания.

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Мы опираемся на представления М. И. Лисиной и Т. А. Репиной о том...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации...

В старшем подростковом возрасте (14–17 лет)

Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации может иметь разный уровень и интенсивность, проявляться в различных формах и сочетаниях.

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста [8]. B ходе диагностики получены данные о степени адаптированности детей, особенностях их психического состояния.

Дети группы риска и их психологические особенности

дети, оставшиеся без попечения родителей

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности социальной жизни.

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном...

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия.

Большое количество запретов родителей или полная разрешенная свобода действий, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

Похожие статьи

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

В этом плане на этапе младшего подросткового возраста особое значение приобретают детско-родительские отношения, которые, как считают, ученые, должны быть перестроены одновременно с переходом ребенка во внешний мир, в среду сверстников и взрослых...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

младший школьный возраст, ситуативная тревожность, снижение уровня тревожности, мяч, ребенок, проявление тревожности, Повышенное беспокойство, тревожность.

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих...

Выраженность агрессии более высока у учащихся младших классов.

Тревожность выражена на относительно одинаковом уровне у всех возрастных категорий.

Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания.

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Мы опираемся на представления М. И. Лисиной и Т. А. Репиной о том...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации...

В старшем подростковом возрасте (14–17 лет)

Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации может иметь разный уровень и интенсивность, проявляться в различных формах и сочетаниях.

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста [8]. B ходе диагностики получены данные о степени адаптированности детей, особенностях их психического состояния.

Дети группы риска и их психологические особенности

дети, оставшиеся без попечения родителей

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности социальной жизни.

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном...

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия.

Большое количество запретов родителей или полная разрешенная свобода действий, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

В этом плане на этапе младшего подросткового возраста особое значение приобретают детско-родительские отношения, которые, как считают, ученые, должны быть перестроены одновременно с переходом ребенка во внешний мир, в среду сверстников и взрослых...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

младший школьный возраст, ситуативная тревожность, снижение уровня тревожности, мяч, ребенок, проявление тревожности, Повышенное беспокойство, тревожность.

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих...

Выраженность агрессии более высока у учащихся младших классов.

Тревожность выражена на относительно одинаковом уровне у всех возрастных категорий.

Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания.

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Мы опираемся на представления М. И. Лисиной и Т. А. Репиной о том...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации...

В старшем подростковом возрасте (14–17 лет)

Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации может иметь разный уровень и интенсивность, проявляться в различных формах и сочетаниях.

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста [8]. B ходе диагностики получены данные о степени адаптированности детей, особенностях их психического состояния.

Дети группы риска и их психологические особенности

дети, оставшиеся без попечения родителей

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности социальной жизни.

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном...

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия.

Большое количество запретов родителей или полная разрешенная свобода действий, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

Задать вопрос