Современные подходы в подготовке медицинских работников к нравственно-половому воспитанию обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Хамадеев Э. Ф. Современные подходы в подготовке медицинских работников к нравственно-половому воспитанию обучающихся // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 718-720. — URL https://moluch.ru/archive/93/20681/ (дата обращения: 14.12.2018).

Цель — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность роли медицинских работников в нравственно-половом воспитании учащихся общеобразовательной школы в новых условиях развития образования.

Задачи:

1.                  Теоретически обосновать педагогические условия и средства нравственно-полового воспитания учащихся на основе дифференцированного к учащимся разного пола и полоролевой социализации.

2.                  Экспериментально проверить выдвинутые условия.

Частными методами исследования являются социологические (анкеты, различного рода интервью), психологические (тестирование, социометрия, референтометрия), педагогические (анализ педагогического опыта, беседы, включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа и др).

Нравственно-половое воспитание — процесс выработки качеств, черт, свойств и установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поскольку цели и задачи нравственно-полового воспитания определяются интересами всего общества, в сферу нравственно-полового воспитания входят не только специфические отношения между представителями мужского и женского пола, но и вопросы взаимодействия полов в общественной жизни, труде, отдыхе.

Целью нравственно-полового воспитания является формирование у подрастающего поколения на основе знаний об анатомии и физиологии репродуктивной системы человека и ее функциях правильного понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов, а также потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны.

Путем нравственно-полового воспитания в условиях учебно-воспитательного процесса школы закладываются основы гармонических супружеских отношений — важного фактора полноценной жизнедеятельности человека-труженика, его активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и высокой работоспособности. В конечном итоге все это способствует формированию нравственного идеала семьи, пониманию ее ценности и необходимости для человека как основы жизненного благополучия, сохранения здоровья, облегчения, преодоления жизненных трудностей. Человек испытывает объективную потребность в повседневном общении с членами семьи, и никакие другие знакомства, встречи, контакты этого общения заменить не могут.

В ходе нравственно-полового воспитания у школьников должно формироваться понимание и сознательное отношение к учету специфики представителей другого пола, умения организовывать поло-ролевое взаимодействие на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться.

Необходимо, чтобы современные мальчики и девочки, юноши и девушки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Подростки и юноши должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась ими в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.

В целях этого нравственно-половое воспитание следует осуществлять с использованием специальных методов педагогического воздействия. Информация о половых взаимоотношениях должна быть представлена в форме словесной и (или) наглядно-образной, поскольку эффективной в воспитательном отношении оказывается лишь та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности. В целях этого школьникам необходима определенным образом ориентированная информация, сообщаемая как в ответ на их вопросы, так и сообщаемая взрослым по собственной инициативе, поданная индивидуально или в виде специально организованных бесед и занятий, а также информация, включенная в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для юношей и девушек. Важное значение имеют рекомендации специалиста по выбору читаемой литературы с дальнейшим ее обсуждением.

Информация, сообщаемая школьникам различных возрастных групп медицинской сестрой, должна осуществляться на доступном их пониманию уровне, быть естественной по характеру, акцентированной на нравственную сторону, интересной и достаточно исчерпывающей, чтобы школьники были ею удовлетворены. Кроме того, данная информация должна быть корректной по форме, даже если спрашивается что-либо не вполне приличное с точки зрения специалиста-медика, по своему характеру побуждающей, т. е. вызывающей стремление узнать что-то новое, задуматься о нравственной и общественно значимой стороне отношений представителей мужского и женского пола.

Основой для сбора данных по выявлению потребности в усилении нравственно-полового воспитания в современных образовательных учреждениях является проведение опросы студентов, преподавателей, учащихся и их родителей общеобразовательных школ. Целью опросов являлось выяснение мнений опрашиваемых по следующим вопросам:

-          Нужны ли на сегодняшний день занятия по курсу «Нравственно-половое воспитание», влияют ли они на формирование личности?

-          Назрела ли необходимость изменения существующего положения дел с нравственно-половым воспитанием в учреждениях образования?

Согласно результатам интервьюирования, анкетирования и бесед, 97,0 % опрошенных студентов, 86,0 % преподавателей, 74,50 % родителей и 96,20 % учащихся общеобразовательных школ отметили, что занятия по курсу «Нравственно-половое воспитание» необходимы сегодня в любом учебном заведении, хотя и нуждаются в существенных изменениях. При этом были высказаны обстоятельные мнения о роли занятий в рамках данного факультатива. Приведем несколько высказываний опрошенных по исследуемой проблеме:

-          «Мне очень понравились занятия по нравственно-половому воспитанию. Нас ознакомили подробно со строением организма, функциями органов, гигиеной, заболеваниями, передающихся половым путем, СПИДе, вредом курения и употреблением алкоголя и наркотиков. Сейчас я знаю о том, какой вред на организм оказывают сигареты, алкоголь и наркотики, пассивное курение»;

-           «Уроки по нравственно-половому воспитанию нужны нашим детям. После проведенного курса ребята начали ходить на факультативные и кружковые занятия. У них появились определенные цели, связанные с будущей профессией»;

-          «Ребенок должен получить нравственно-половое воспитание с детства. У родителей во многих случаях не хватает времени. В воспитании ребенка, формировании в нем таких качеств, как честность, великодушие, уважение к людям другого пола, велика роль уроков нравственно-полового воспитания».

Анкетирование показало, что подавляющее большинство опрошенных проявляют адекватный интерес к проблемам нравственно-полового воспитания вопросам и хотели бы получить информацию по этим вопросам дополнительно (73,0 % и 76,0 % соответственно). Половина опрошенных считает, что изучение понятия «семья» и занятия по вопросам нравственно-полового воспитания необходимы. Как показали исследования, в получении первой информации о менструальной функции и половом развитии основная роль принадлежит семье: 50,0 % девушек получили первые сведения по этим вопросам от матерей. Значительная роль в вопросах сексуального образования отводится средствам массовой информации: 44,0 % современных девушек первые сведения о сексуальной жизни получили именно из этого источника. В этой связи становится очевидным, что к доступным для молодежи источникам информации должны предъявляться особые культурно-эстетические требования, связанные с определенными ограничениями в вопросах сексуального просвещения.

Из результатов анкетирования следует, что в вопросах нравственно-полового воспитания молодежи велико влияние окружающих сверстников. Первую информацию о физиологических процессах половой системы и интимной жизни 18,0 % девушек и 30,0 % юношей получили от друзей. Роль медицинских работников в этих вопросах менее скромная: вероятно, доступная информация в средствах массовой информации значительно опережает проведение занятий медицинскими работниками. Однако информацию по безопасному сексу большинство учащихся (56,0 %) предпочло бы получить от специально подготовленного медицинского работника и лишь 16,0 % — из средств массовой информации.

Результаты анкетировали показали, что при проведении занятий по нравственно-половому воспитанию особый акцент следует делать на предупреждение ранней половой жизни, при этом нужно давать исчерпывающую информацию о всех негативных ее последствиях.

Выводы: Нравственно-половое воспитание подрастающего поколения является важнейшей целью всякого общества, поскольку недостатки и упущения в его организации наносят обществу невосполнимый урон. Основными принципами нравственно-полового воспитания в образовательных учреждениях должны выступать:

-          установка на высокую духовную направленность;

-          единство воспитательных усилий педагогического коллектива школы, семьи и общества;

-          использование для воспитательной работы всех возможностей учебных дисциплин и внеурочной работы, их преемственность и взаимосвязь;

-          неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей системы учебно-воспитательной работы школы;

-          комплексность и систематичность воспитательных воздействий, осуществление их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей девушек и юношей на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности.

 

Литература:

 

1.         Александрова, А. Г. Гендерный подход к организации полового воспитания учащихся общеобразовательной школы. — Саров, 2004. — 36 с.

2.         Амиров, А. Ф. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза.- Уфа 2003.- 274 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Нравственно-половое воспитание, информация, массовая информация, подрастающее поколение, область взаимоотношений полов, нравственно-половое воспитание учащихся, высокий уровень, занятие, девушка, проведение занятий.


Похожие статьи

Условия успешности нравственно-полового воспитания...

К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

половое воспитание, подрастающее поколение, семейная жизнь, половое воспитание детей, Российская Федерация, половое просвещение, половое воспитание подростков, репродуктивное здоровье населения России...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный. Н. И. Болдырев отмечает...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

К вопросу о половом воспитании | Статья в журнале...

Воспитание культуры взаимоотношений между представителями разных полов. Воспитание уважения к вопросам пола, умение владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и инстинктами.

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов...

Низкий уровень полового воспитания в большинстве семей и школ, недостаток квалифицированных специалистов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющих работать именно с подростками, приводит к высокой частоте незащищенных...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Юноша или девушка обнаруживают, что в нем (в ней) уживаются мечтательность и практицизм, высокие нравственные качества и низкие побуждения, альтруизм и эгоизм, смущение, связанное с половым влечением, и обостренный интерес к подробностям секса...

Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната...

Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к

Внеурочная деятельность кружка «Моя Родина» предполагает уже с первых занятий создание своих проектов, по темам — «Герб моей семьи»...

Условия успешности нравственно-полового воспитания...

К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

половое воспитание, подрастающее поколение, семейная жизнь, половое воспитание детей, Российская Федерация, половое просвещение, половое воспитание подростков, репродуктивное здоровье населения России...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный. Н. И. Болдырев отмечает...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

К вопросу о половом воспитании | Статья в журнале...

Воспитание культуры взаимоотношений между представителями разных полов. Воспитание уважения к вопросам пола, умение владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и инстинктами.

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов...

Низкий уровень полового воспитания в большинстве семей и школ, недостаток квалифицированных специалистов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющих работать именно с подростками, приводит к высокой частоте незащищенных...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Юноша или девушка обнаруживают, что в нем (в ней) уживаются мечтательность и практицизм, высокие нравственные качества и низкие побуждения, альтруизм и эгоизм, смущение, связанное с половым влечением, и обостренный интерес к подробностям секса...

Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната...

Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к

Внеурочная деятельность кружка «Моя Родина» предполагает уже с первых занятий создание своих проектов, по темам — «Герб моей семьи»...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Условия успешности нравственно-полового воспитания...

К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

половое воспитание, подрастающее поколение, семейная жизнь, половое воспитание детей, Российская Федерация, половое просвещение, половое воспитание подростков, репродуктивное здоровье населения России...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный. Н. И. Болдырев отмечает...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

К вопросу о половом воспитании | Статья в журнале...

Воспитание культуры взаимоотношений между представителями разных полов. Воспитание уважения к вопросам пола, умение владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и инстинктами.

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов...

Низкий уровень полового воспитания в большинстве семей и школ, недостаток квалифицированных специалистов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющих работать именно с подростками, приводит к высокой частоте незащищенных...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Юноша или девушка обнаруживают, что в нем (в ней) уживаются мечтательность и практицизм, высокие нравственные качества и низкие побуждения, альтруизм и эгоизм, смущение, связанное с половым влечением, и обостренный интерес к подробностям секса...

Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната...

Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к

Внеурочная деятельность кружка «Моя Родина» предполагает уже с первых занятий создание своих проектов, по темам — «Герб моей семьи»...

Условия успешности нравственно-полового воспитания...

К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

половое воспитание, подрастающее поколение, семейная жизнь, половое воспитание детей, Российская Федерация, половое просвещение, половое воспитание подростков, репродуктивное здоровье населения России...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный. Н. И. Болдырев отмечает...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

К вопросу о половом воспитании | Статья в журнале...

Воспитание культуры взаимоотношений между представителями разных полов. Воспитание уважения к вопросам пола, умение владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и инстинктами.

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов...

Низкий уровень полового воспитания в большинстве семей и школ, недостаток квалифицированных специалистов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющих работать именно с подростками, приводит к высокой частоте незащищенных...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Юноша или девушка обнаруживают, что в нем (в ней) уживаются мечтательность и практицизм, высокие нравственные качества и низкие побуждения, альтруизм и эгоизм, смущение, связанное с половым влечением, и обостренный интерес к подробностям секса...

Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната...

Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к

Внеурочная деятельность кружка «Моя Родина» предполагает уже с первых занятий создание своих проектов, по темам — «Герб моей семьи»...

Задать вопрос