Библиографическое описание:

Асадуллина Н. Р., Мальцева Л. Р. Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 206-208.



Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля

Семья является важнейшим социальным институтом общества, обеспечивающим полноценное воспитание и развитие личности человека. Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к жизнедеятельности. Семья и детские образовательные учреждения, а в частности и наша школа-интернат спортивного профиля, должны во всех действиях выступать партнерами по совместной деятельности, что предполагает помощь, поддержку, содействие. Воспитателю школы, как организатору такого взаимодействия необходимо знать и уметь очень много: иметь гибкий ум и основанную на твердых знаниях расчетливость, убежденность в правильности своих действий и поступков, умение свободно ориентироваться в окружающем мире и отстаивать свои взгляды, рачительность и инициативность, смелость и находчивость в принятии решений в неожиданно складывающихся ситуациях, коллективизм и готовность помочь тем, кто в этом нуждается, — вот основные качества, соответствующие условиям, месту и времени. Эти качества можно и нужно воспитывать так же и в ученической среде, в семье, дворовой детской компании, спортивной группе, любительских кружках и клубах развлечений — словом, везде, где ребенок общается.Основными направлениями сотрудничества семьи и школы-интерната спортивного профиля являются:

Творческий союз с родителями и единство требований к учащимся;

Согласованность действий;

Постоянная информированность родителей о достижениях его ребенка;

Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации);

Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция);

Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка;

Повышение педагогической культуры родителей;

Различные формы сотрудничества с родителями (в том числе организация внеурочной деятельности: направления, количество часов, время проведения занятий).

Организация взаимодействия между семьей и школой по этим направлениям присутствует во всех видах деятельности школьников гимнастов: учебной, игровой, спортивной, трудовой и т. д. Ведь эффективность воспитательного процесса зависит во многом от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Семья со школой создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.

В нашей школе организуются праздничные представления и внеклассные мероприятия, а также совместно с родителями семейный досуг, спортивные мероприятия, посещение выставочного зала, оздоровительного комплекса «Водный мир», физкультурно-спортивного комплекса «Ледовый дворец», библиотеки имени Н. К. Крупской, экскурсии по достопримечательностям нашего города. Большую пользу приносит совместное обсуждение с родителями увиденного. В анализе важно обращать внимание на переживания нравственных чувств (со радость, гордость, достоинство, любовь и др.) оценка должна быть конкретной, то есть основанная на анализе условий в рамках, которых совершен оцениваемый поступок (во время посещения ледового катка, мальчики помогали девочкам встать после падения; уступали место в автобусе и т. д.). Родители принимают активное участие в подготовке к мероприятиям, помогают изготовить нужные костюмы и атрибуты. Стало доброй традицией такие мероприятия как: семейные посиделки с чаепитием при проведении дня именинника; праздников разных национальностей: «Рождество христово», «Сочельник», «Новый год», «Широкая масленица» или «Проводы зимы», «Пасха», «Наурыз», фестиваль «Кузбасс Многонациональный», «Курбан байрам» и т. д. Целью данных мероприятий является приобщение всех участников к культуре разных народов, общению со сверстниками, родителями, укрепление внутрисемейных отношений. Присутствие родителей или родственников на мероприятиях, способствует появлению у обучающихся определенных стимулов, которые помогают им предстать в лучшем свете, получить одобрение близких и испытать яркие положительные эмоции.

Внеурочная деятельность кружка «Моя Родина» предполагает уже с первых занятий создание своих проектов, по темам — «Герб моей семьи», «Семейные традиции», «Генеалогическое древо семьи» и др., где обучающиеся находят множество пословиц, сочиняют стихи о родителях, о маме, папе, бабушке, поют песни, частушки о семейных ценностях, представляют спектакли на семейные темы, подготовив все необходимые реквизиты и атрибуты для этого в семье. При этом в процессе совместной деятельности младших и старших происходит как бы регулируемый обмен нравственными ценностями, у обучающихся формируются навыки поведения: заботиться о близких; проявлять к ним знаки внимания; не создавать конфликтных ситуаций в семье и школе; девочки стремятся быть хорошими хозяйками; мальчики — сильными мужчинами.

При организации взаимодействия между семьей и образовательным учреждением нужна система занятий. Вот почему большое значение придается группировке воспитательных занятий в направлении работы с детьми, находящимися в особо трудных условиях и психологической коррекции (консультации с психологом, работа с социальным педагогом, уполномоченным по правам ребенка): «Большая забота о маленьких детях», «Мой дом — моя крепость», «Право на жизнь», «Страна справедливости» и т. д. Так же воспитателями совместно с педагогом- психологом ежегодно проводится анкета «Поощрение и наказание в семье», по результатам которой выявляются основные виды поощрения и наказания в семье, особое внимание акцентируется на том применяются ли физические наказания и на основе полученных результатов планируется дальнейшая работа с отельными категориями семей.

Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Выбор форм организации общения мальчиков и девочек, развитие в этом взаимодействии культуры пола определяется уровнем жизненного опыта детей, их собственных впечатлений, представлений о вежливости и др. важно при этом ориентировать детей не столько на мнение взрослых членов семьи или воспитателей, сколько создавать ситуации в основе которых лежат такие понятия как «хорошо», «плохо», учить анализировать их самостоятельно. Необходимо стремиться обучать ребят на хороших примерах (обсуждение поступков литературных героев, сказочных персонажей и др.), но не следует забывать о том, что поведение воспитателей, родителей, окружающих сверстников, также должно быть положительным. Положительные действия очень важно заранее проектировать. Например, Ш. А. Амонашвили перед тем, как дети должны войти в класс говорил: «Мальчики, что вы не забыли?» (пропустить вперед себя девочек) Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Младшие школьники, например, часто видят себя глазами взрослых-родителей и воспитателей. И тем самым мы формируем его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

Итак подводя итог, мы можем сделать вывод, что активное вовлечение семьи в воспитательный процесс школы-интерната спортивного профиля помогает активизировать интеллектуальный и практический опыт родителей и воспитателей.

Такая взаимосвязь с родителями способствует осуществлению полноценного воспитательно-образовательного процесса, достижению значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагогов, их творческий потенциал, стремление «заразить» интересами детей и их родителей.

Литература:

  1. Загвязинский, В. И. Личностно-социальный подход в воспитании [Текст]: /В. И. Загвязинский. — журнал «Педагогика»; вып. 3, 2006г.
  2. Земская, М. Семья и личность [Текст] / М. Земская. — М., 2009. — 133 с.
  3. Крысько, В. А. Педагогика и психология [Текст] / В. А. Крысько. — М., 2004г., изд. «Дрофа».
  4. Лисина, М. И. Семья и формирование личности [Текст] / М. И. Лисина. — М., 2006. — 180 с.
  5. Миндель, А. Я. Воспитание и развитие личности подростка [Текст] / А. Я. Миндель. — М., 2007. — 225 с.
  6. Пугачев, А. С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. — 2012. — № 7. — С. 310–313.
  7. Семейное воспитание: Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М. 2001г., изд. «Академия»
  8. Современные технологии воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст]: материалы Международной заочной научно-практической конференции, 22 февраля 2014г. / Центр психолого-педагогических технологий «См-Творение»; [глав. Ред. В. Н. Михайлова]. — Курган: Изд-во портал «Вдохновлённые детством», 2014.
  9. http://www.studfiles.ru/preview/1811939/page:14/
  10. http://www.moluch.ru/archive/42/5051/
  11. http://studopedia.ru/14_27281_semya-kak-institut-sotsializatsii-lichnosti.html
Основные термины (генерируются автоматически): школы-интерната спортивного профиля, взаимодействия семьи, взаимодействия школы, организации взаимодействия, уровнем притязаний, аспект взаимодействия семьи, Похожая статья, развитие личности, Молодой ученый, родителями семейный досуг, трудных условиях, совместной деятельности, уровень притязаний ребенка, аспектов взаимодействия семьи, организации взаимодействия школы, формы взаимодействия семьи, развитию успехов ребенка, половое воспитание ребенка, школа-интернат спортивного профиля, направлениями сотрудничества семьи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос