Проблема классификации моделей спряжения глаголов в методических целях обучения русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 2267 раз

Библиографическое описание:

Слабухо, О. А. Проблема классификации моделей спряжения глаголов в методических целях обучения русскому языку как иностранному / О. А. Слабухо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 962-965. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20490/ (дата обращения: 17.12.2024).

Спряжение русских глаголов имеет много особенностей, знание которых в полном объеме предусмотрено программами по первому и второму сертификационному уровню для студентов, изучающих русский в качестве иностранного языка.

Существует два способа классификации спряжения русского глагола. Согласно одной типологии все глаголы, исходя из соотнесения основ настоящего времени и инфинитива, делятся на продуктивные и непродуктивные классы, непродуктивные группы и единичные глаголы. Существует несколько вариантов данной классификации: по показателю инфинитива с предыдущим суффиксом; по суффиксам и по глаголу-образцу с суффиксом.

Н. Н. Белякова в учебно-методическом пособии предлагает в качестве ориентира для распределения глаголов на классы и группы использовать показатель инфинитива с предыдущим суффиксом и выделяет 4 продуктивных класса глаголов на

1.                  —ать, -ять, -еть;

2.                  —овать, -евать;

3.                  —нуть;

4.                  —ить.

Также представлены 12 непродуктивных групп на

1.                  —ать, -ять;

2.                  —ать, -ять, -еть;

3.                  —нуть;

4.                  —зти, -зть, -сти, -сть;

5.                  —чь;

6.                  —ать, -ять;

7.                  —ереть;

8.                  —ороть, -олоть;

9.                  —авать;

10.              — ить;

11.              — ыть

12.              —уть, -ить, -ыть, -ать, -ять, -еть.

К глаголам обособленно стоящим в системе русского спряжения отнесены бежать, брить(-ся), быть, дать, есть, ехать, идти, ошибиться, реветь и хотеть [1].

М. Вавречка также рассматривает спряжение глаголов с позиции продуктивности-непродуктивности по суффиксу и выделяет 5 продуктивных классов:

1.                  а: aʲ;

2.                  e: eʲ;

3.                  ева/ова: уʲ;

4.                  ну: н

5.                  и: согласный

В непродуктивные классы входят следующие 6 типов глаголов:

1.                  а: согласный;

2.                  е: согласный;

3.                  ну: н: согласный/-нул/-л;

4.                  с/з (-ти/-ть): с/з/б: с/з/б;

5.                  с (-ти, -ть): д, т: гласный

6.                  е/и/о/я/(чь): г/к: г/к.

Дополнительно автор выделяет 9 непродуктивных групп:

1.                  ава: aʲ;

2.                  ня: йм/им/ним;

3.                  а/я: м;

4.                  а/я: н;

5.                  а/е/ы/я: ан/ен/ын/ян;

6.                  оло/оро: ол/ор/ ел;

7.                  ере: р;

8.                  е/и/у/ы: еʲ, оʲ; уʲ/ʲ;

9.                  и/ы: ив/ыв.

К изолированным глаголам относятся следующие: бежать, быть, дать, есть, ехать, идти, клясть, расшибить, реветь и хотеть [2].

Е. Кучерова также выделяет 5 продуктивных классов по типам, предъявляя глагол-образец и учитывая показатели основ:

1.                  делать — делают (1 спряжение), показатели основ: а, aʲ;

2.                  краснеть — краснеют (1 спряжение), показатели основ: е, еʲ;

3.                  целовать — целуют (1 спряжение), показатели основ: ова, уʲ;

4.                  вернуть — вернут (1 спряжение), показатели основ: ну, н;

5.                  платить — платят (2 спряжение), показатели основ: и, корневой гласный.

К непродуктивным классам автор относит следующие 4 типа:

1.                  а) писать — пишут (1 спряжение) и б) держать — держат (2 спряжение), показатели основ: а, корневой согласный;

2.                  видеть — видят (2 спряжение), показатели основ: е, мягкий корневой согласный;

3.                  мерзнуть — мерзнут (1 спряжение), показатели основ: ну, н;

4.                  вести, печь (1 спряжение).

В первом спряжении выделяется 8 непродуктивных групп глаголов:

1.                  давать, показатели основ: ва, aʲ;

2.                  принять, показатели основ: (н)’а, м;

3.                  жать, показатели основ: а, н/м;

4.                  тереть, показатели основ: ере, р;

5.                  колоть, показатели основ: оло, л’/р’;

6.                  бить, показатели основ: и, j;

7.                  крыть, показатели основ: ы, oj;

8.                  жить, показатели основ: и, в.

К единичным глаголам относятся брить, одеть, хотеть, стать, идти, дать, есть, петь, ехать, ошибиться, быть, обуть, бежать [3].

В практическом применении система спряжения по типу продуктивность-непродуктивность сложна, так как, например, самые типичные суффиксы -ать, -ять, -еть, -ить, -нуть и др. одновременно являются показателями разных классов и групп глаголов, а следовательно разных особенностей спряжения. Часто данную классификацию используют на занятиях со студентами-филологами, изучающих русский язык как иностранный.

В соответствии со второй классификацией глаголы различают по типам спряжения в настоящем времени. В русском языке есть 2 типа спряжения, который можно определить по гласному, стоящему перед показателем инфинитива: -ить и не-ить (-ать, -оть, -ыть, -уть и др.). Однако в такой системе не отражены особенности спряжения русского глагола. Эту классификацию используют обычно при обучении студентов не лингвистических специальностей. Студенты заучивают каждый глагол с особенностями, по мере предъявления их в учебнике.

Г. П. Куринина и В. Г. Будай дополняют классификацию по типам спряжения моделями спряжения. Так в словаре-справочнике Г. П. Куринина предлагает 10 моделей I-ого спряжения глаголов:

I. Модели глаголов с формой инфинитива на -ть:

1.                  Читать (гулять) 1а) уметь.

2.                  Рисовать (танцевать).

3.                  Давать.

4.                  Писать

5.                  Отдохнуть.

6.                  Стать (надеть).

7.                  Брать (звать).

II. Модели глаголов с формой инфинитива на -ти (с-ть):

8.                  Нести (везти, идти)

9.                  Вести (класть).

III. Модель глаголов с формой инфинитива на -чь:

10.              Мочь.

Дополнительно рассматриваются 20 глаголов I-го типа спряжения с разными особенностями: открыть (петь), пить, начать, взять, глаголов на -нять: понять, занять, обнять, поднять, снять, принять.

Во II-м спряжении выделяются 3 модели спряжения

1.                  Говорить (любить).

2.                  Смотреть (видеть).

3.                  Слышать.

Отдельно приведено спряжение глаголов с окончаниями I и II спряжения: хотеть и бежать. Обособлено представлены глаголы дать и есть [4].

В. Г. Будай в своем пособии описывает 9 моделей спряжения русских глаголов I-го спряжения с окончаниями (на -е) читать, ждать, давать, рисовать, писать, расти, звать, жить, мочь и 2 модели с окончаниями II-го спряжения (на -и): говорить, видеть, а также 6 основных глаголов-исключений: бежать, быть, взять(-ся), дать, есть,, хотеть(-ся) и глаголов на -нять (поднять и др.) [5].

Классификации В. Г. Будай и Г. П. Курининой показывают модели спряжения в каждом типе спряжения русских глаголов, но они не совпадают по количеству моделей и особенностям их образования. Стоит отметить, что у Н. Н. Беляковой, Г. П. Курининой, В. Г. Будай, М. Вавречки и Е. Кучеровой разное количество глаголов в списке исключений. Единогласно они относят только 5 глаголов к единичным глаголам: бежать, хотеть, быть, дать, есть.

В данной статье осуществляется попытка объединить разные классификации, упростив и сведя их в общую таблицу, с тем, чтобы более доступно и лаконично объяснить студентам, изучающим русский язык как иностранный особенности спряжения русских глаголов.

Таблица 1

Обзорная таблица особенностей спряжения русских глаголов

Единичные глаголы

 

I спряжение

II спряжение

 

-чь

-ти

-ть

Продуктивные

 

 

Стандарт

-ова-

 

Стандарт

 

Непродуктивные

Наращение и чередование

—с-

—з-

 

-ева-

-ва-

-ну-

Отсечение

 

б, п

в, ф

м

д, т

з, с

ст

Исключения II

Чередование

Разное

Исключения I

-у/ю

ешьшь

ет/ёт

-ем/ём

ете/ёте

—ут/ют

-у/ю

ишь

ит

-им

ите

—ат/ят

 

К группе «Единичные глаголы» можно отнести глаголы быть, дать, есть, и глаголы по объединенным признакам:

-                   расхождение в одной гласной: идти/ехать (иду, еду),

-                   разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть;

-                   глаголы с приращением согласных:

·           (деть, дуть, жать-жну, застрять, клясть, начать, стать);

·           (взять, жать-жму, снять);

·           (жить, плыть).

Деление глаголов на продуктивные и непродуктивные» объясняется частотностью глаголов с соответствующими признаками. Группу глаголов с показателем инфинитива -чь можно разделить на подгруппы с приращением согласного «г» и его чередованием с «ж» — мочь, беречь, лечь и с приращением согласного «к» и его чередованием с «ч» — печь, течь, отвлечь.

Группу глаголов на -ти также можно разбить на подгруппы: с чередованием согласных: плести, цвести, брести, вести, грести и др. и без чередования согласных: лезть, везти, грызть, ползти и др. Стоит отметить, что к группе «-ти» несмотря на показатель инфинитива -ть относятся также глаголы грызть, сесть, класть, лезть, прясть. Глаголы на -чь и -ти имеют особенности спряжения как в настоящем, так и в прошедшем времени.

В группу «Стандарт» входят глаголы без особенностей спряжения, например, думать, уметь (I-е спряжение) и говорить, строить (II-е спряжение). У глаголов группы «Стандарт» I-го спряжения происходит отсечение показателя инфинитива и добавление личных окончаний, а у глаголов II-го спряжения происходит отсечение показателя инфинитива и предшествующего гласного с добавлением личных окончаний.

У глаголов группы «-ова-» дополнительно отсекается данный суффикс и добавляется суффикс -у-. Следует отметить, что лишь небольшое количество глаголов с суффиксом -ева- из-за фонетических особенностей спрягается по правилу «-ова-»: танцевать, ночевать, врачевать, бушевать — после ж, ш, ч, щ, ц; крайне редко добавляется суффикс -ю-: воевать, горевать, клевать. Такие глаголы можно отнести к частным исключениям группы «-ова-». Глаголы с суффиксом -ева- спрягаются стандартно: заболевать, задевать, запотевать, затвердевать, затмевать, напевать, подозревать, подразумевать, преуспевать, продлевать, созревать и др.

В группу «-ва-» входят только 3 глагола с корнем да-, зна- и ста- с различными приставками давать, узнавать, вставать, у которых в настоящем времени также происходит отсечение суффикса -ва-, но без дополнительного приращения гласного, как в группе «-ова-».

Следует различать глаголы группы «-ну-», особенностью которых является спряжение только в прошедшем времени. Так часть глаголов спрягается стандартно — отдохнуть, обмануть, крикнуть, а часть — с отсечением «-ну-» — замерзнуть, исчезнуть, привыкнуть и др.

К группе «Отсечение» относятся глаголы, при спряжении которых в настоящем времени отсекается показатель инфинитива -ть и предшествующий гласный и добавляются личные окончания глагола: ждать, тянуть, врать, рвать, смеяться и др.

В группу глаголов «Чередование» входят глаголы, у которых наряду с отсечением, есть чередование согласных: писать, искать, дремать, плакать. К группе глаголов «Разное» относятся глаголы с отсечением и с выпадением гласного: тереть, запереть, наращением гласного: мыть, открыть, петь; чередованием гласного — молоть, приращением гласного в корне слова: брать, драться, гнать, звать, с наращением «ь» — пить, лить, шить и др. Группа «Исключения I» состоит из исключений из II-го спряжения — брить, стелить.

По способу образования различают губные (б, п, в, ф, м) и зубные (д, т, з, с) согласные. Данная информация важна для понимания особенностей спряжения глаголов с чередованием согласных, которые стоит разделить на 2 группы. К глаголам, корень которых оканчивается на «б, п, в, ф, м» (любить, готовить, знакомить и др.), в 1 л. ед. ч. добавляется «л». В группу «д, т, з, с, ст» входят глаголы, корень которых оканчивается на соответствующий согласный (ходить, возить, носить и др.) и в 1 л. ед. ч. происходит чередование согласных с «ж, ш, ч, щ» согласно фонетическим законам. В группу «Исключения II» входят исключения из I-го спряжения, например, стоять, дышать, видеть и др. Важно, что глаголы исключения с губными (спать) или зубными (видеть) согласными в корне спрягаются согласно соответствующей группе с чередованием.

Следует подчеркнуть, что все особенности II-го спряжения можно наблюдать только в 1 л. ед. ч., а у глаголов I-го спряжения на -ть и -ти во всех лицах и числах. У глаголов на -чь в 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. происходит приращение согласного, который чередуется по законам фонетики во 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч. Также особенностью является схожее образование прошедшего времени непродуктивных глаголов на -ну-, -ти и -чь.

В связи с большой взаимосвязью многих особенностей спряжения с историческим развитием и разными аспектами фонетики данная таблица не позволяет легко объяснить спряжение глаголов на -ну-, -чь, -ти и группу «Отсечение». Для их усвоения нужны списки глаголов, большинство из которых нужно запомнить. Однако преимуществом данной таблицы является систематизация особенностей спряжения глаголов в емкой форме, упорядочение единичных глаголов по схожим признакам и точное и понятное описание особенностей глаголов II-го спряжения.

 

Литература

 

1.      Белякова Н. Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение. — 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург 2006, — 97 с.

2.      Mojmir Vavrečka. Ruská slovesa. Computer Press 2007, Brno, — 151 s.

3.      Eva Kučerová. Morfologie ruského jazyka — slovesná flexe. Ostrava 1973, — 126 s.

4.      Куринина Г. П. Учим русские глаголы: Словарь — справочник для иностранцев. — Москва 2000, — 67 с.

5.      Будай В. Г. Алгоритм словоизменения русских глаголов. Настоящее (простое будущее) время: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному. — Санкт-Петербург 2012, — 104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): показатель основ, глагол, показатель инфинитива, спряжение, группа глаголов, особенность спряжения, чередование согласных, модель спряжения, русский язык, спряжение глаголов.


Похожие статьи

Проблемы разработки лексико-грамматических тестов по РКИ для начального этапа обучения для обучения иностранным языкам

Принципы отбора лексики и выбора способа семантизации при обучении иностранных учащихся естественнонаучного профиля русскому языку

Изучение советских концептов в курсе обучения русскому языку как иностранному

Особенности изучения временных форм русского глагола в национальных группах

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

К вопросу о содержании понятия «компетенция» в образовании и методике обучения русскому языку

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

О категориях вида и залога в русском языке и их учёт при обучении студентов национальных групп русской речи

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Технологические особенности построения метапоэтического пространства в практике преподавания русского языка как иностранного

Похожие статьи

Проблемы разработки лексико-грамматических тестов по РКИ для начального этапа обучения для обучения иностранным языкам

Принципы отбора лексики и выбора способа семантизации при обучении иностранных учащихся естественнонаучного профиля русскому языку

Изучение советских концептов в курсе обучения русскому языку как иностранному

Особенности изучения временных форм русского глагола в национальных группах

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

К вопросу о содержании понятия «компетенция» в образовании и методике обучения русскому языку

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

О категориях вида и залога в русском языке и их учёт при обучении студентов национальных групп русской речи

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Технологические особенности построения метапоэтического пространства в практике преподавания русского языка как иностранного

Задать вопрос