Изучение ударения в спрягаемых формах глагола в курсе «Современный русский язык» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 1297 раз

Библиографическое описание:

Улухужаев, Н. З. Изучение ударения в спрягаемых формах глагола в курсе «Современный русский язык» / Н. З. Улухужаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/288/63733/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представлена сравнительная характеристика ударения в спрягаемых формах глагола в русском и узбекском языках. Приведены методические рекомендации по обучению студентов групп с узбекским языком обучения постановке ударения в спрягаемых формах глагола русского языка.

Ключевые слова: глагол, спрягаемая форма, разноместность, подвижность, прикрепленность к определенному слогу, последний слог, акцентологические нормы, сложность, акцентный тип, учебный план, практическая основа, грамматические категории.

Действующим учебным планом направления бакалавриата 5111700 – «Начальное образование и спортивно-воспитательная работа» университетов Узбекистана для изучения в группах с узбекским языком обучения предусмотрен предмет «Современный русский язык». Особенность изучения этого курса заключается в том, что он состоит только из практических занятий, в ходе которых преподаватель должен ознакомить студентов на эмпирической основе с теоретическими сведениями из научной грамматики русского языка, необходимыми для формирования у студентов умений и навыков устной и письменной речи для общения на данном языке.

Известно, что овладение любым языком, в том числе и русским, как средством формирования и формулирования мысли предполагает знания и соблюдения орфоэпических, орфографических, морфолого-синтаксических и, конечно же, акцентологических норм (норм ударения).

Акцентологические нормы современного русского литературного языка являются одним из трудных и сложных разделов преподавания русского языка в группах с узбекским языком обучения. Трудности усвоения норм ударения русского языка обусловлены, во-первых, фонетической природой русского ударения, и, во-вторых, особенностью этого фонетического явления в узбекском языке.

Ударение в русском языке разноместное, подвижное. Оно не прикреплено постоянно к какому-нибудь определенному слогу или и определенной части слова и в разных словах может находиться на любом слоге словоформы и на разных морфемах. Русское ударение может перемещаться с основы на флексию и с флексии на основу., например: вызвал, играю, спала, передавала, брать, брала, расскажу, расскажешь.

В узбекском языке ударение фиксированное, оно падает на последний слог основы, а при наращивании аффиксов переходит с основы на присоединяемые аффиксы. Как и в русском, ударение в узбекском языке динамическое, однако динамика русского и узбекского ударения различна.

Русский ударный слог, в отличие от узбекского, произносится с большей силой, поэтому русские гласные звучат более отчетливо под ударением, качественная и количественная редукция происходит в безударном слоге.

Явление, именуемое в русском языке качественной и количественной редукцией, в узбекском языке отсутствует, в трехсложных словах наиболее длительным является предшествующий ударному слог. В связи с этим у студентов групп с узбекским языком обучения наблюдается акцентологическая интерференция по месту ударения: они произносят русские слова со сдвигом ударения на последний слог, что приводит к ритмическим искажениям в слове и в речи в целом. Изменение места ударения изменяет фонетическую структуру русского слова, делает его непонятным для собеседника.

Особенно трудным для усвоения являются акцентологические нормы спрягаемых глаголов, так как глагол обладает многочисленными категориями, большая часть которых тесно связана с его семантикой и принадлежит только ему, в том числе с категориями вида и рода, отсутствующими в узбекском языке, многообразием глагольных парадигм, непостоянным местом ударения у целого ряда словоформ.

Ударение в русском языке представляет собой определенную систему, которая наиболее подробно представлена в «Грамматике -80». Для глагола, как для других изменяемых частей речи, основной единицей классификации по ударению является акцентный тип. [2].

«Акцентный тип — это общая схема размещения ударений в словоформах определенного множества слов, относящихся к данной части речи» [2.672].

В спрягаемых формах глагола выделяются акцентные типы A, B, C,D.

Акцентные типы А и Dхарактеризуются неподвижным ударением: акцентный тип Ана одном и том же слоге основы во всех словоформах, акцентный тип Dна флексии во всех словоформах: начинать — начинаю, начинаешь, начинаем, начинаете, начинаем, начинал, начинала, начинали.

Акцентные типы В и С характеризуются подвижным ударением.

Акцентный тип В характеризуется ударением на последнем слоге основы в прошедшем времени и на флексии во всех формах настоящего времени и в повелительном наклонении: звонить — звоню, звонишь, звонит, звоним, звонят, звонил, звонила, звонила, звонили.

Акцентный тип С характеризуется ударением на флексии в 1 л. ед. числа настоящего времени, на основе в других формах (причем в формах прошедшего времени — на последнем слоге основы). Например: писать-пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут, писало, писали [2.674].

Следует отметить, что, несмотря на достаточное количество методической литературы по вопросам обучения постановке ударения, исследуемая нами проблема в указанном аспекте не является достаточно изученной. В связи с этим предлагаем систему работы, апробированной нами на 1 курсе групп с узбекским языком обучения направления «Начальное образование и спортивно-воспитательная работа» Наманганского государственного университета в 2018/2019 учебном году.

На начальном этапе определили лексический минимум глаголов, подлежащих изучению. При составлении минимума учитывались и их акцентологические особенности: принадлежность к определенному типу, особые явление в ударении спрягаемых форм. Грамматические категории глагола изучались в связи с акцентологией.

При работе над категорией вида обращалось внимание на видооброазующую функцию ударения, для чего выполнялись упражнения на различение видовых пар глаголов: в данных глаголах поставьте ударение, определите, как они образованы: нарезать- нарезать, разрезать-разрезать, срезать-срезать, подрезать-подрезать, вырезать-вырезать, всыпать- всыпать, подсыпать-подсыпать.

На следующей ступени работы студенты были ознакомлены со следующими акцентологическими правилами:

  1. Большинство глаголов совершенного вида с суффиксом -ну- в значении быстрого действия имеет ударение на суффиксе: толкнуть мигнуть

Глаголы несов. вида с суффиксом -ну- в значении постепенно усиливающегося действия имеют ударение на основе: мокнуть, сохнуть, вянуть.

  1. Глаголы несов. вида с суффиксами -ива-, -ыва- имеют ударение на гласном, предшествующем суффиксу: подписывать, рассматривать.
  2. Приставка вы- ударная в глаголах сов. вида и безударная в глаголах несов. вида: выскочить — выскакивать. Исключение: выглядеть.

При изучении категории наклонения и времени мы дали понятие об акцентных типах, используя таблицу акцентных типов спрягаемых форм глагола [2,674]

Таблица 1

Акцентные типы глаголов (спрягаемые формы)

Формы

Акцентные типы *

А

В

С

D

Настоящее время

Ед. число

1 лицо

гуляю ●

верну ○

тяну ○

несу

2 лицо

гуляешь ●

вернёшь ○

тянешь ●

несёшь ○

3 лицо

гуляет ●

вернёт ○

тянет ●

несёт ○

Мн. число

1лицо

гуляем ●

вернём ○

тянем ●

несём ○

2 лицо

гуляете ●

вернёте ○

тянете ●

несёте ○

3 лицо

гуляют ●

вернут ○

тянут ●

несут ○

Прошедшее время

Ед. число

муж.род

гулял ●

вернул ●

тянул ●

нес ○

жен.род

гуляла ●

вернула ●

тянула ●

несла ○

сред.род

гуляло ●

вернуло ●

тянуло ●

несло ○

Мн. число

гуляли ●

вернули ●

тянули ●

Несли ○

* Черными кружками обозначены ударные основы, белыми — флексии.

При работе над таблицей сначала обращается внимание на акцентные типы А и D, так как они характеризуются неподвижным ударением, а затем на типы В и С, для которых характерно подвижное ударение.

В процессе изучения прошедшего времени глагола внимание акцентируется на особые явление в ударении спрягаемых форм, выделяются глаголы акцентных типов А, В,С, которые имеют ударение на флексии в форме женского рода прошедшего времени, префиксальные глаголы с ударением на префиксе, за исключением форм женского рода.

На завершающем этапе занятия были использованы упражнения следующего характера:

Упражнение 1. Слушайте и повторяйте. Эти глаголы отличаются местом ударения. Проставьте ударения. В один столбик запишите глаголы, в другой существительные: вести-вести, ношу-ношу, пропасть- пропасть села –села, слезу-слезу.

Упражнение 2. В приведенных глаголах проставьте ударение по слуховой опоре, Составьте предложение с данными глаголами: заплачу, заплачу, стоит, стоит, спала, спала.

Упражнение 3. Закончите предложение глаголом антонимом.

Я кончаю писать, а он только….

Упражнение 4. К данным глаголам подберите глагол противоположного вида

Выписать, прыгать, подписать, прочитать. Рассмотреть.

Упражнение 5. Переделайте утвердительные предложение в отрицательные.

Преподаватель разрешил нам взять с собой тетради.

Будьте любезны, включите свет.

Упражнение 6. Опираясь на вопросы, подберите к глаголу видовую пару, поставьте ударение (при затруднении воспользоваться словарем)

(что делать?) облегчать — (что сделать?)

(что делать?) углублять — (что сделать?)

(что делать?) упрощать — (что сделать?) [1]

Упражнение 7. К указанным глаголам подберите парные глаголы другого вида и укажите, каким способом они образованы.

Вянуть, гибнуть, гнить, допить, дряхлеть, желтеть, замедлить, запереть, искать, крепнуть, наказать, обсыхать, объяснить, отвечать, оценить, очистить, признать, примкнуть, промокать, протечь, прочитать, прыгать, рассыпать, темнеть, утолить, утонуть.

Упражнение 8. От данных глаголов образуйте личные формы и проставьте ударение. Быть, везти, взглянуть, видеть, возить, выгладить, выкрасить, вымазать, глядеть, гнить, ехать, закупорить, лазить

Упражнение 9. От данных глаголов образуйте все возможные формы времени. Установите зависимость системы времен глагола от его вида. Проставьте ударение. 1. Выздороветь — выздоравливать, настоять — настаивать, обессилить — обессилеть, озаботить — озабочивать, промокать — промокнуть, разыграть — разыгрывать, стихать — стихнуть. 2. Гибнуть, ездить, зажечь, идти, исколесить, крепнуть, мутить [3].

Практика работы показала, что изучение ударения спрягаемых форм глагола по целенаправленной системе в значительной мере будет способствовать эффективному усвоению акцентологических норм спрягаемых форм глагола.

Литература:

  1. Жапкабаева (Сарсенова) А. А. Урок по русскому языку на тему «Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары глагола» // https//multiurok.ru
  2. Русская грамматика. АН. СССР, М.-1982. Т. I.
  3. Улухужаев Н. З., Инсапова Г. Г. Сборник упражнений по родному языку.-Наманган, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ударение, глагол, спрягаемая форма глагола, узбекский язык, акцентный тип, акцентный тип А, узбекский язык обучения, упражнение, последний слог основы.


Ключевые слова

глагол, подвижность, сложность, грамматические категории, учебный план, акцентологические нормы, спрягаемая форма, разноместность, прикрепленность к определенному слогу, последний слог, акцентный тип, практическая основа

Похожие статьи

Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов

В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...

Семантические особенности некоторых междометий в английском, русском и кыргызском языках

В данной статье приводятся семантические группы междометий на русском, английском и кыргызском языках, на примере произведений известных авторов, а также определены и проанализированы позиции междометий в предложениях.

Культура речи в аспекте межъязыковых типологических контрастов (на материале русского и узбекского языков)

В статье выделяются наиболее контрастные с узбекским языком аспекты русской морфемики, словообразования и морфологии представляющих особые сложности для узбекских учащихся при усвоении норм русского языка.

Обучение стилистическому использованию форм повелительного наклонения учащихся с неродным русским языком

Настоящая статья посвящена обучению стилистическому использованию форм повелительного наклонения. В статье рассматриваются стилистические особенности форм повелительного наклонения. Стилистические особенности языковых единиц проявляются прежде всего ...

Акцентологические изменения в структуре немецкой лексики при ее адаптации в звуковом строе русского языка (на материале источников рубежа ХIХ–ХХ веков)

Знание акцентологических норм языка-источника может помочь в обосновании первичного состояния (закрепления) ударения в момент заимствования слов, но не объясняет дальнейших преобразований, происшедших с ними в заимствующем языке, а они также нуждаютс...

Роль лексики для овладения иностранным языком

В статье говорится о тесной связи лексики и грамматики, о задачах, которые ставятся перед овладением лексикой студентами, о важной роли преподавателя в обеспечении овладения словарем для развития речевой деятельности студентов.

Родовидовое взаимодействие лексических единиц в структуре конфессионального текста (на примере украинских православных проповедей и молитв)

В предлагаемом исследовании выявлены особенности родо-видовых отношений лексических единиц в молитве и проповеди, которые являются одними из основных составляющих ядра жанров конфессионального стиля современного украинского языка; проанализирована сп...

Дифференциация функций грамматических форм в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом (техническом) вузе

Статья посвящена проблеме дифференциации грамматических форм в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом (техническом) вузе. Выделяются семантические и асемантические функции в системе языка. Подчеркивается необходимость различного предъя...

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

В статье раскрывается вопрос изучения морфемного состава слова и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова.

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Похожие статьи

Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов

В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...

Семантические особенности некоторых междометий в английском, русском и кыргызском языках

В данной статье приводятся семантические группы междометий на русском, английском и кыргызском языках, на примере произведений известных авторов, а также определены и проанализированы позиции междометий в предложениях.

Культура речи в аспекте межъязыковых типологических контрастов (на материале русского и узбекского языков)

В статье выделяются наиболее контрастные с узбекским языком аспекты русской морфемики, словообразования и морфологии представляющих особые сложности для узбекских учащихся при усвоении норм русского языка.

Обучение стилистическому использованию форм повелительного наклонения учащихся с неродным русским языком

Настоящая статья посвящена обучению стилистическому использованию форм повелительного наклонения. В статье рассматриваются стилистические особенности форм повелительного наклонения. Стилистические особенности языковых единиц проявляются прежде всего ...

Акцентологические изменения в структуре немецкой лексики при ее адаптации в звуковом строе русского языка (на материале источников рубежа ХIХ–ХХ веков)

Знание акцентологических норм языка-источника может помочь в обосновании первичного состояния (закрепления) ударения в момент заимствования слов, но не объясняет дальнейших преобразований, происшедших с ними в заимствующем языке, а они также нуждаютс...

Роль лексики для овладения иностранным языком

В статье говорится о тесной связи лексики и грамматики, о задачах, которые ставятся перед овладением лексикой студентами, о важной роли преподавателя в обеспечении овладения словарем для развития речевой деятельности студентов.

Родовидовое взаимодействие лексических единиц в структуре конфессионального текста (на примере украинских православных проповедей и молитв)

В предлагаемом исследовании выявлены особенности родо-видовых отношений лексических единиц в молитве и проповеди, которые являются одними из основных составляющих ядра жанров конфессионального стиля современного украинского языка; проанализирована сп...

Дифференциация функций грамматических форм в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом (техническом) вузе

Статья посвящена проблеме дифференциации грамматических форм в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом (техническом) вузе. Выделяются семантические и асемантические функции в системе языка. Подчеркивается необходимость различного предъя...

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

В статье раскрывается вопрос изучения морфемного состава слова и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова.

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Задать вопрос