Место алмазодобывающей промышленности в социально-экономическом развитии региона (на примере Республики Саха (Якутия)) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева, Н. Н. Место алмазодобывающей промышленности в социально-экономическом развитии региона (на примере Республики Саха (Якутия)) / Н. Н. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20486/ (дата обращения: 18.11.2024).

Республика Саха (Якутия) (далее РС (Я)) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России и по добыче алмазов занимает ведущее место в Российской Федерации. В Якутии добывается около 25 % мировой добычи алмазов.

Алмазодобывающая отрасль имеет особое место, в экономике региона обеспечивая занятость населения, также поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней. Одним из крупнейших налогоплательщиков РС (Я) и монополистом в добыче алмазов является ОАО АК «АЛРОСА». Группа «АЛРОСА» занимает первое место в мире по объемам добычи алмазов в каратах, её доля в мировой добыче алмазов по данным на 2012 год составляет 27 % (в 2002 г. — 18 %), а в Российской Федерации добывает 99 % всех алмазов [4].

Группа АЛРОСА оказывает услуги социальной направленности в регионах своего присутствия путем создания рабочих мест, уплаты налогов, сборов и дивидендов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таблица 1

Налоги и прочие обязательства, фактически перечисленные АК «АЛРОСА» в бюджеты разных уровней в 2011–2013 гг., млн. руб. [6]

Перечисление налогов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

в Федеральный бюджет

2 651,2

2 596,0

8,6

в бюджет РС (Я)

13 362,7

15 576,2

15 093,1

во внебюджетные фонды

4 854,1

6 440,1

7 203,7

в местные областные, краевые бюджеты

468,4

569,7

491,3

НДФЛ

2 774,2

3 940,8

4 082,1

прочие (экономические санкции, госпошлины)

14,5

5,6

2,4

Итого

24 125,1

29 128,4

26 881,2

 

Анализ данных табл. 1 показывает, что больше всего налогов поступает в бюджет РС (Я). Всего в 2013 году компания выплатила 15 093,1 млн. рублей налогов, что составляет более 26 % всех налоговых поступлений в бюджет региона (сумма налоговых доходов РС (Я) в 2013 составил 58 050,3 млн. рублей). Налоговые поступления в федеральный бюджет с каждым годом увеличивается, чего не происходит в бюджеты других уровней.

Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений РС (Я) имеет 25 % доли акций компании, также 8 % акций имеют администрации районов (улусов) РС (Я), на территории которых акционерная компания осуществляет свою деятельность [4]. С 2006 по 2012 гг. РС (Я) имела 32 % доли акций. В 2013 г. акции были приватизированы, РС (Я) стала владеть 25 % акций, после которого сократились (на 7 % акций) права в Группе.

Таблица 2

Доли акций в АК «АЛРОСА» в 2006–2014 гг., %

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

37

37

-

51

51

51

51

44

44

Республика Саха (Якутия)

32

32

-

32

32

32

32

25

25

Администрация улусов РС (Я)

8

8

-

8

8

8

8

8

8

Прочие акционеры

23

23

-

9

9

9

9

23

23

 

Таблица 3

Начисление и выплата дивидендов по основным акционерам, млн. руб.

год

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Администрации улусов РС (Я)

Прочие акционеры

Итого

начислено

выплачено

Нач.

Вып.

Нач.

Вып.

Нач.

Вып.

Нач.

Вып.

2006

828,8

828,8

716,8

716,8

179,2

179,2

515,2

515,2

2240

2240

2007

828,8

828,8

716,8

716,8

179,2

179,2

515,2

515,2

2240

2240

2008

По итогам 2008 года дивиденды не начислялись и не выплачивались

2009

127,2

127,2

80

80

20

20

22,7

22,3

249,9

249,5

2010

933,5

933,5

586,6

586,6

146,7

146,7

166,3

161,4

1 833,1

1 828,2

2011

3 788,2

3 788,2

2 380,4

2 380,4

595,1

595,1

675,0

651,2

7 438,6

7 414,8

2012

4 169,3

4 169,3

2 616,0

2 616,0

654,0

654,0

735,8

 

8 175,1

 

2013

4 763,7

4 763,7

2 706,6

2 706,6

866,1

866,1

2 490,1

 

10 826

 

*В сопоставимых условиях — исходы из количества 7 364 965 630 обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 копеек [5, c.114].

 

Исходя из данных табл. 2 следует отметить, что значительное количество неналоговых поступлений в бюджеты произошел с 2010 по 2011 году — на 725 %.

Компания «АЛРОСА» реализует масштабную и многостороннюю региональную политику, основанную на принципах высокой ответственности за социально-экономическую ситуацию и сохранения занятости и роста уровня жизни населения Республики Саха (Якутия).

Большое внимание уделяется поддержке родовых общин оленеводов и рыбаков в самых северных районах республики, оказывается материальная помощь улусам алмазной провинции в осуществлении сельскохозяйственной и традиционной промысловой деятельности, проводятся благотворительные акции для детей подшефных улусов.

Существенная часть созданных средств направляется предприятиями Группы «АЛРОСА» на развитие местных сообществ, как в виде благотворительных пожертвований, так и в виде строительства, содержания и поддержки объектов социальной инфраструктуры, оказывающих услуги, в том числе, и для общественного блага. Согласно заключенному с правительством Республики Саха (Якутия) Договору о социально-экономическом развитии, действие которого предусмотрено до 2020 года включительно, компания приняла на себя ряд определенных обязательств социального характера. Примером таких обязательств является перечисление ежегодных взносов в некоммерческое объединение «Фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)». Кроме того, договором предусмотрено финансирование мероприятий по ремонту объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих местным муниципалитетам, снос ветхого и аварийного жилья и прочее. В 2013 году АЛРОСА выполнила данные обязательства на сумму 882 млн. рублей, и намерена выполнять их по 2015 год включительно, в соответствии с планом, согласованным с Правительством республики.

Основным институтом, который реализует государственную промышленную политику Якутии, является Министерство промышленности РС (Я). Центральным вопросом промышленной политики является определение механизмов государственной поддержки предприятий промышленности, например, таких как стимулирование инвестиций в форме субсидий, кредитов, налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок.

По данным Министерства промышленности РС (Я), отсутствие новых объектов для проведения детальной разведки в настоящее время (кроме глубоких горизонтов уже открытых и разрабатываемых алмазоносных трубок) указывает на системный кризис в поисковой алмазной геологии. Геологоразведочные работы на алмазы в перспективе будут направлены на локализацию, поиски, оценку и разведку потенциально алмазоносных участков недр Якутской алмазоносной провинции (более 1,3 млрд. карат прогнозных ресурсов) и перевод прогнозных ресурсов алмазов в запасы промышленных категорий [5].

В 2012 году компания АК «АЛРОСА» получила средства государственной поддержки в сумме 263 млн. рублей. В 2013 году сократилась в 1,7 раз, составил 148,1 млн. рублей.

По данным прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2014–2018 годы в 2012 году было добыто алмазов на сумму 2 766 млн долл. США с ростом на 4 % к уровню 2011 года. В 2018 году будет добыто алмазов на 2686 млн долл. США. Физические объемы добычи алмазов в 2012 году снизились на 0,3 % от уровня 2011 года, в 2018 году увеличатся на 4,0 % к 2012 году.

Снижение объемов добычи алмазов в 2013–2018 гг. в долларовом выражении по отношению к 2012 году (кроме 2015 г.), связано с переходом на подземный способ добычи, а также намечаемым вовлечением новых рудных и россыпных месторождений с пониженным содержанием алмазов.

Объем реализации алмазов в планируемом периоде будет ежегодно увеличиваться, кроме 2014 года (97,5 % к 2013 г.) и к 2018 году достигнет 6528 млн. долл. (2013 год — 4687 млн. долл. с ростом на 39 %). В 2016 году прибыль до налогообложения прогнозируется на уровне 55350 млн. руб., что выше планируемого уровня 2015 года на 56,5 %, в связи с ростом объемов реализации алмазов на 16 %; далее в 2017–2018 гг. прибыль до налогообложения составит 60325 и 79387 млн. рублей [6].

Создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата — одна из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Якутия активно внедряет Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Промышленная политика, как фундамент экономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства [2].

Республика Саха (Якутия) является одним из дотационных субъектов Российской Федерации. Бюджет РС (Я) на 2013 год составил 136,8 млрд. рублей, из них 72,3 млрд. рублей (53 %) безвозмездные поступления от вышестоящего уровня. От добычи алмазов бюджет региона полностью пополняет только НДПИ. Если бы весомая часть полученных налогов и сборов алмазодобывающей отрасли поступали в бюджет РС (Я) (стимулируя тем самым местные компании в развитии региона), то реализация промышленности на территории данного субъекта имел бы особый вес. С 2015 назначен новый президент АК «АЛРОСА» Андрей Жарков. Население РС (Я) надеется на деятельность, которая традиционно будет направлена на развитие региона.

На базе ФЗ «О промышленной политике в РФ» № 488-ФЗ от 31.12.2014 необходимо внедрить закон субъектов РФ. В данном случае, «О промышленной политике РС (Я)», для того чтобы реализовать промышленную политику с учетом местного законодательства, экономики субъекта.

Формирование доходной базы является — условием комплексного социально-экономического развития региона, т. к. Якутия является одним из лидеров по природно-ресурсному потенциалу, необходимо развить экономику, реализуя эффективную промышленную политику для стабилизации и ускорения роста национальной экономики, содействия экспорту отечественной промышленной продукции, сохранения национальных природных и иных ресурсов, обеспечения оптимальной устойчивости внутреннего рынка.

 

Литература:

 

1.                  ФЗ «О промышленной политике РФ» № 448-ФЗ от 31.12.2014

2.                  Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. — М.: Экономика. — 2008.

3.                  Княгинин В., Щедровицкий П. Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. — М.: РСПП. — 2008.

4.                  Хорошавин А. В. Промышленная политика Сахалинской области: методология и практика формирования: монография. — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. — 263 С.

5.                  www.alrosa.ru (Годовые отчеты АК «АЛРОСА», 2006–2013 гг.)

6.                  www.sakha.gov.ru (Официальный сайт Правительства Республики Саха (Якутия))

 

Основные термины (генерируются автоматически): якутия, Российская Федерация, промышленная политика, республика Саха, бюджет, добыча алмазов, алмазодобывающая отрасль, мировая добыча алмазов, социальная инфраструктура, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Роль и место алмазодобывающей промышленности в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)

Оценка туристско-рекреационного потенциала Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на примере Момского улуса (района)

Процессы развития в сельской местности на примере села Улахан-Кюель Верхоянского района Республики Саха (Якутия)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Экономико-географические предпосылки организации и развития Приаргунского агроиндустриального парка (Юго-восточное Забайкалье)

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия)

Инвестиционная привлекательность как основа устойчивого социально-экономического развития муниципального образования (на примере Топчихинского района Алтайского края)

Развитие рекреационного кластера как основа в устойчивом развитии горных территорий Чеченской Республики

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Воспроизводство почвенного плодородия - основа рационального землепользования в муниципальных районах (на примере Стерлитамакского района Республики Башкортостан)

Похожие статьи

Роль и место алмазодобывающей промышленности в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)

Оценка туристско-рекреационного потенциала Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на примере Момского улуса (района)

Процессы развития в сельской местности на примере села Улахан-Кюель Верхоянского района Республики Саха (Якутия)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Экономико-географические предпосылки организации и развития Приаргунского агроиндустриального парка (Юго-восточное Забайкалье)

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия)

Инвестиционная привлекательность как основа устойчивого социально-экономического развития муниципального образования (на примере Топчихинского района Алтайского края)

Развитие рекреационного кластера как основа в устойчивом развитии горных территорий Чеченской Республики

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Воспроизводство почвенного плодородия - основа рационального землепользования в муниципальных районах (на примере Стерлитамакского района Республики Башкортостан)

Задать вопрос