В статье рассматриваются вопросы необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, текущее состояние развития экономики в одном из самых дотационных регионе России — Республике Саха (Якутия), а также перспективы экономического развития.
Ключевые слова: федеральный бюджет, выравнивание бюджетной обеспеченности, нефтегазовый регион.
Министерство финансов, на 2018 год, предоставит 50 % дотаций тринадцати регионам, из 85 на выравнивание бюджетной обеспеченности, исходя из проекта федерального бюджета, разработанного на следующие 2 года. Федеральным центром на 2018 год планируется обеспечить регионы данным видом межбюджетных трансфертов, а именно, дотациями, в размере 645,1 млрд руб. Данная сумма, выделяемая на 2018 год, на 5 % больше, суммы 2017 года [1].
Таблица 1
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по наиболее дотационным регионам [2; 3].
Наименование субъекта Российской Федерации |
2016 год |
2017 год |
||
Величина, тыс. р. |
Уд. вес,% |
Величина, тыс. р. |
Уд. вес,% |
|
ВСЕГО дотаций по РФ, в том числе: |
514 599 727,90 |
100 |
614 599 727,90 |
100 |
Республика Дагестан |
46 722 122,90 |
9,08 |
52 419 887,90 |
8,52 |
Республика Саха (Якутия) |
43 189 612,00 |
8,39 |
36 620 831,40 |
5,95 |
Камчатский край |
37 486 694,50 |
7,28 |
37 155 412,50 |
6,04 |
Республика Крым |
22 333 636,90 |
4,34 |
18 481 901,10 |
3,00 |
Чеченская Республика |
22 162 865,50 |
4,31 |
24 005 035,00 |
3,90 |
Итого по пяти субъектам РФ |
171 894 931,80 |
33,40 |
168 683 067,90 |
27,44 |
Проведенный анализ статистики предоставления дотаций из федерального бюджета Российской Федерации, показал, что в период с 2016 года по 2017 год Дагестан занимает лидирующую позицию по сумме предоставляемых дотаций. Предоставление дотаций Республике Саха (Якутия) на 2016 год было в большем объеме (43 189 612,00 тыс.р.), чем на 2017 год — 36 620 831,40 тыс. р.
Согласно материалам Министерства финансов России, предоставление дотаций Дагестан в 2018 году составит свыше 59 млрд рублей, что на 6,6 млрд. руб. больше, чем в 2017 году. Саха (Якутия) будет иметь также прирост по объему дотаций и получит их на 7,3 млрд руб. больше, чем в предыдущем 2017 году, тем самым обеспечит себе второе место в рейтинге регионов по выравниванию бюджетной обеспеченности.
Почему же Якутия, являясь и так развитым субъектом РФ, нуждается в выделении дотаций из федерального бюджета?
Республика Саха (Якутия), это один из быстрорастущих и быстроразвивающихся регионов в Российской Федерации, занимающих большую территорию Дальневосточного региона, имея выгодное положение и близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основная часть объемов промышленного производства представлена предприятиями легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, которые обеспечивают, добычу и обработку драгоценных камней.
На территории Якутии расположении муниципальные образования, нуждающиеся в дополнительном финансировании за счет внешних источников. Особенность субфедеральных бюджетов состоит в том, что они, являясь получателями финансовой помощи из федерального бюджета, сами предоставляют межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, входящим в состав административно-территориальных образований [4, с. 35].
Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. Основная отрасль промышленности — горнодобывающая: алмазы («Алроса»). Главной отраслью региона является добыча золота. В России «золото Якутии» является ключевым понятием того, что в Республике сосредоточена основная добыча и поставка золота в государство. На работу по нахождению месторождений полезных ископаемых приходится 90 % запасов и 95 % добычи. Основными предприятиями рудной добычи являются: ОАО «Алданзолото ГРК» (входит в Polyus Gold) и ООО Рудник «Дуэт». Развиты добыча газа («Якутгазпром»), лесная и деревообрабатывающая промышленность («Якутлес»).
Республика Саха (Якутия) становится крупнейшим нефтегазовым регионом и будет играть значительную роль в диверсификации экспорта углеводородов в восточном направлении благодаря реализации нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», а также реализации проекта «Сила Сибири». Главной особенностью стратегии развития Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом.
Основу электроэнергетики Республики в настоящие время составляют электростанции и предприятия электрических сетей, такие как ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «ДГК», ОАО «ДРСК», АК «АЛРОСА».
В Республике пользуется спросом не только добыча полезных ископаемых, но и развитие такого направления, как сельское хозяйство, представленное в виде разведения, выращивания и ухода за крупным рогатым скотом. Звероводство, охотничий и рыбный промыслы — является неотъемлемой частью хозяйства народов Саха.
Республика — богатый регион, который обогащен всеми необходимыми ресурсами для поддержания благоприятной жизни и удовлетворения потребностей населения. Долгосрочные стратегические планы развития позволяют Якутии занимать одну из первых позиций среди регионов в Российской Федерации. Положительная динамика естественного прироста, высокий образовательный уровень населения, а также, сравнительно молодые активные трудовые ресурсы позволяют республике Саха (Якутия) обеспечивать равномерное стабильное развитие региона.
Постановлением Правительства Республики (Саха) Якутия от 15.08.2014 N 251 была утверждена комплексная программа «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направляются, в том числе, и на реализацию данной программы. Согласно постановлению, целью данной программы является достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств арктических и северных районов, для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития экосистем.
Основными задачами реализации Программы являются:
– создание условий для реализации инвестиционных проектов в арктической зоне Республики Саха (Якутия), отвечающих требованиям экологической сбалансированности;
– создание и развитие транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности;
– создание и развитие локальных систем жизнеобеспечения;
– развитие традиционных видов природопользования; модернизация социальной инфраструктуры;
– сохранение и развитие традиционного уклада жизни коренных народов Севера.
Экстремальные природно-климатические условия, низкая плотность населения, высокая ресурсоемкость, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения и зависимость жизнедеятельности от северного завоза, низкая устойчивость экологических систем обуславливают необходимость постоянного присутствия и внимания со стороны государства. Показатели социально-экономического развития арктических и северных районов значительно отстают от общереспубликанских средних показателей. Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими районами и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития.
Основными проблемными блоками, тормозящими социально-экономическое развитие арктических и северных районов, являются:
– неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры;
– высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры;
– низкий уровень благосостояния населения, сокращение доли трудоспособного населения в результате его миграционного оттока из отдаленных наслегов в улусный центр и центральные районы Якутии.
Наибольшее негативное влияние оказывают следующие факторы:
– повышенные затраты на строительство и содержание жилья, промышленных и инфраструктурных объектов, а также высокий уровень затрат на оплату труда;
– низкая плотность и продолжающийся отток населения, значительные расстояния между населенными пунктами и малая численность населения;
– отсутствие возможности поддержания современной системы жизнеобеспечения только за счет местных ресурсов, невозможность построения самодостаточных систем жизнеобеспечения;
– низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;
– невысокая степень инновационной активности и незначительное присутствие на территории Арктики высокотехнологичных видов деятельности;
– высокий уровень накопленного экологического ущерба;
– размывание традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, сокращение территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера;
– неразвитость инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, высокая доля ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей.
Перспективы развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия):
– добыча полезных ископаемых;
– добыча угля;
– благородных металлов (золото, серебро);
– редкие металлы (ниобий);
– развитие транспортной инфраструктуры.
На территории Северо-Западной части арктических районов республики расположены уникальные и крупные месторождения алмазов (Маят, Эбелях, Гусиный, Молодо. Недропользование на месторождениях осуществляет ОАО «Алмазы Анабара»). Восстановление оловодобывающей промышленности на территории Якутии является одной из задач обеспечения экономической безопасности России в Арктике. Необходимо в ближайшие годы возобновить оловодобычу на месторождениях Тирехтях, Чурпунньа, Одинокое и Депутатское. Все вышеперечисленное позволит укрепить экономическое состояние Республики.
В последние годы органы государственной власти субъектов Федерации получили определенные права в области формирования и распоряжения региональной собственностью. Однако доходных источников бюджетов субъектов Федерации, как правило, недостаточно для финансирования расходов. В результате укрепилась зависимость доходов субъектов Федерации от эффективности государственного регулирования межбюджетных отношений [5, с.5]. Благодаря финансовой поддержке федерального бюджета, Правительство республики Саха (Якутия) имеет возможность реализовать программы по развитию арктических и северных районов, увеличивать экономический и наращивать налоговый потенциал Республики и страны в целом.
Литература:
- Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. https://www.rbc.ru/economics /11/10/2017/59db751d9a794738f67da77e (дата обращения 10.12.2017)
- Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
- Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»
- Дуплинская Е. Б. Повышение эффективности распределения межбюджетных трансфертов в Новосибирской области // Сибирская финансовая школа. 2008. № 6. с.34–39.
- Дуплинская Е. Б. Бюджетная политика региона: Монография. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016.-136 с.