О необходимости предоставления дотаций Республике Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 27.12.2017

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Зубова, А. И. О необходимости предоставления дотаций Республике Саха (Якутия) / А. И. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47429/ (дата обращения: 25.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, текущее состояние развития экономики в одном из самых дотационных регионе России — Республике Саха (Якутия), а также перспективы экономического развития.

Ключевые слова: федеральный бюджет, выравнивание бюджетной обеспеченности, нефтегазовый регион.

Министерство финансов, на 2018 год, предоставит 50 % дотаций тринадцати регионам, из 85 на выравнивание бюджетной обеспеченности, исходя из проекта федерального бюджета, разработанного на следующие 2 года. Федеральным центром на 2018 год планируется обеспечить регионы данным видом межбюджетных трансфертов, а именно, дотациями, в размере 645,1 млрд руб. Данная сумма, выделяемая на 2018 год, на 5 % больше, суммы 2017 года [1].

Таблица 1

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по наиболее дотационным регионам [2; 3].

Наименование субъекта

Российской Федерации

2016 год

2017 год

Величина, тыс. р.

Уд. вес,%

Величина, тыс. р.

Уд. вес,%

ВСЕГО дотаций по РФ,

в том числе:

514 599 727,90

100

614 599 727,90

100

Республика Дагестан

46 722 122,90

9,08

52 419 887,90

8,52

Республика Саха (Якутия)

43 189 612,00

8,39

36 620 831,40

5,95

Камчатский край

37 486 694,50

7,28

37 155 412,50

6,04

Республика Крым

22 333 636,90

4,34

18 481 901,10

3,00

Чеченская Республика

22 162 865,50

4,31

24 005 035,00

3,90

Итого по пяти субъектам РФ

171 894 931,80

33,40

168 683 067,90

27,44

Проведенный анализ статистики предоставления дотаций из федерального бюджета Российской Федерации, показал, что в период с 2016 года по 2017 год Дагестан занимает лидирующую позицию по сумме предоставляемых дотаций. Предоставление дотаций Республике Саха (Якутия) на 2016 год было в большем объеме (43 189 612,00 тыс.р.), чем на 2017 год — 36 620 831,40 тыс. р.

Согласно материалам Министерства финансов России, предоставление дотаций Дагестан в 2018 году составит свыше 59 млрд рублей, что на 6,6 млрд. руб. больше, чем в 2017 году. Саха (Якутия) будет иметь также прирост по объему дотаций и получит их на 7,3 млрд руб. больше, чем в предыдущем 2017 году, тем самым обеспечит себе второе место в рейтинге регионов по выравниванию бюджетной обеспеченности.

Почему же Якутия, являясь и так развитым субъектом РФ, нуждается в выделении дотаций из федерального бюджета?

Республика Саха (Якутия), это один из быстрорастущих и быстроразвивающихся регионов в Российской Федерации, занимающих большую территорию Дальневосточного региона, имея выгодное положение и близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основная часть объемов промышленного производства представлена предприятиями легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, которые обеспечивают, добычу и обработку драгоценных камней.

На территории Якутии расположении муниципальные образования, нуждающиеся в дополнительном финансировании за счет внешних источников. Особенность субфедеральных бюджетов состоит в том, что они, являясь получателями финансовой помощи из федерального бюджета, сами предоставляют межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, входящим в состав административно-территориальных образований [4, с. 35].

Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. Основная отрасль промышленности — горнодобывающая: алмазы («Алроса»). Главной отраслью региона является добыча золота. В России «золото Якутии» является ключевым понятием того, что в Республике сосредоточена основная добыча и поставка золота в государство. На работу по нахождению месторождений полезных ископаемых приходится 90 % запасов и 95 % добычи. Основными предприятиями рудной добычи являются: ОАО «Алданзолото ГРК» (входит в Polyus Gold) и ООО Рудник «Дуэт». Развиты добыча газа («Якутгазпром»), лесная и деревообрабатывающая промышленность («Якутлес»).

Республика Саха (Якутия) становится крупнейшим нефтегазовым регионом и будет играть значительную роль в диверсификации экспорта углеводородов в восточном направлении благодаря реализации нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», а также реализации проекта «Сила Сибири». Главной особенностью стратегии развития Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом.

Основу электроэнергетики Республики в настоящие время составляют электростанции и предприятия электрических сетей, такие как ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «ДГК», ОАО «ДРСК», АК «АЛРОСА».

В Республике пользуется спросом не только добыча полезных ископаемых, но и развитие такого направления, как сельское хозяйство, представленное в виде разведения, выращивания и ухода за крупным рогатым скотом. Звероводство, охотничий и рыбный промыслы — является неотъемлемой частью хозяйства народов Саха.

Республика — богатый регион, который обогащен всеми необходимыми ресурсами для поддержания благоприятной жизни и удовлетворения потребностей населения. Долгосрочные стратегические планы развития позволяют Якутии занимать одну из первых позиций среди регионов в Российской Федерации. Положительная динамика естественного прироста, высокий образовательный уровень населения, а также, сравнительно молодые активные трудовые ресурсы позволяют республике Саха (Якутия) обеспечивать равномерное стабильное развитие региона.

Постановлением Правительства Республики (Саха) Якутия от 15.08.2014 N 251 была утверждена комплексная программа «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направляются, в том числе, и на реализацию данной программы. Согласно постановлению, целью данной программы является достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств арктических и северных районов, для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития экосистем.

Основными задачами реализации Программы являются:

– создание условий для реализации инвестиционных проектов в арктической зоне Республики Саха (Якутия), отвечающих требованиям экологической сбалансированности;

– создание и развитие транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности;

– создание и развитие локальных систем жизнеобеспечения;

– развитие традиционных видов природопользования; модернизация социальной инфраструктуры;

– сохранение и развитие традиционного уклада жизни коренных народов Севера.

Экстремальные природно-климатические условия, низкая плотность населения, высокая ресурсоемкость, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения и зависимость жизнедеятельности от северного завоза, низкая устойчивость экологических систем обуславливают необходимость постоянного присутствия и внимания со стороны государства. Показатели социально-экономического развития арктических и северных районов значительно отстают от общереспубликанских средних показателей. Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими районами и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития.

Основными проблемными блоками, тормозящими социально-экономическое развитие арктических и северных районов, являются:

– неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры;

– высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры;

– низкий уровень благосостояния населения, сокращение доли трудоспособного населения в результате его миграционного оттока из отдаленных наслегов в улусный центр и центральные районы Якутии.

Наибольшее негативное влияние оказывают следующие факторы:

– повышенные затраты на строительство и содержание жилья, промышленных и инфраструктурных объектов, а также высокий уровень затрат на оплату труда;

– низкая плотность и продолжающийся отток населения, значительные расстояния между населенными пунктами и малая численность населения;

– отсутствие возможности поддержания современной системы жизнеобеспечения только за счет местных ресурсов, невозможность построения самодостаточных систем жизнеобеспечения;

– низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;

– невысокая степень инновационной активности и незначительное присутствие на территории Арктики высокотехнологичных видов деятельности;

– высокий уровень накопленного экологического ущерба;

– размывание традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, сокращение территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера;

– неразвитость инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, высокая доля ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей.

Перспективы развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия):

– добыча полезных ископаемых;

– добыча угля;

– благородных металлов (золото, серебро);

– редкие металлы (ниобий);

– развитие транспортной инфраструктуры.

На территории Северо-Западной части арктических районов республики расположены уникальные и крупные месторождения алмазов (Маят, Эбелях, Гусиный, Молодо. Недропользование на месторождениях осуществляет ОАО «Алмазы Анабара»). Восстановление оловодобывающей промышленности на территории Якутии является одной из задач обеспечения экономической безопасности России в Арктике. Необходимо в ближайшие годы возобновить оловодобычу на месторождениях Тирехтях, Чурпунньа, Одинокое и Депутатское. Все вышеперечисленное позволит укрепить экономическое состояние Республики.

В последние годы органы государственной власти субъектов Федерации получили определенные права в области формирования и распоряжения региональной собственностью. Однако доходных источников бюджетов субъектов Федерации, как правило, недостаточно для финансирования расходов. В результате укрепилась зависимость доходов субъектов Федерации от эффективности государственного регулирования межбюджетных отношений [5, с.5]. Благодаря финансовой поддержке федерального бюджета, Правительство республики Саха (Якутия) имеет возможность реализовать программы по развитию арктических и северных районов, увеличивать экономический и наращивать налоговый потенциал Республики и страны в целом.

Литература:

  1. Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. https://www.rbc.ru/economics /11/10/2017/59db751d9a794738f67da77e (дата обращения 10.12.2017)
  2. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
  3. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»
  4. Дуплинская Е. Б. Повышение эффективности распределения межбюджетных трансфертов в Новосибирской области // Сибирская финансовая школа. 2008. № 6. с.34–39.
  5. Дуплинская Е. Б. Бюджетная политика региона: Монография. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016.-136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, федеральный бюджет, республика Саха, бюджетная обеспеченность, Российская Федерация, социально-экономическое развитие, Дагестан, развитие, деревообрабатывающая промышленность, социальная инфраструктура.


Ключевые слова

федеральный бюджет, выравнивание бюджетной обеспеченности, нефтегазовый регион

Похожие статьи

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

О некоторых факторах инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан

В данной статье рассмотрены факторы инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан. Дана оценка основных факторов инвестиционной привлекательности для обоснования направления действий региональных органов власти. Выделены экономические, с...

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Современное состояние хозяйственных процессов в экономике Республики Адыгея

В данной статье представлен анализ социально-экономического развития Республики Адыгея по основным показателям деятельности и рассмотрен инвестиционный потенциал территории с позиции привлечения средств из внешних источников

Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)

В статье авторы пытаются определить механизм предоставления дотаций, проблемы формирования доходной базы республиканского бюджета.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета

В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.

Тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае

В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Похожие статьи

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

О некоторых факторах инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан

В данной статье рассмотрены факторы инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан. Дана оценка основных факторов инвестиционной привлекательности для обоснования направления действий региональных органов власти. Выделены экономические, с...

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Современное состояние хозяйственных процессов в экономике Республики Адыгея

В данной статье представлен анализ социально-экономического развития Республики Адыгея по основным показателям деятельности и рассмотрен инвестиционный потенциал территории с позиции привлечения средств из внешних источников

Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)

В статье авторы пытаются определить механизм предоставления дотаций, проблемы формирования доходной базы республиканского бюджета.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета

В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.

Тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае

В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Задать вопрос