В данной статье рассматривается возможность снижения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в городе Артеме, за счет анализа причин ДТП и их предотвращения путем использования приборов автоматической фото и видео фиксации нарушений, средств пропаганды и установки светофорного регулирования.
По мнению представителей правоохранительных органов, оснащение дорог видеоприборами станет нужной и серьезной мерой, воздействующей на профилактику нарушений. Основная часть ДТП происходит из-за превышения скорости, выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона.
Основные нарушения, которые фиксируются фото- и видеоприборами на наших дорогах:
1) превышение скорости, является основным нарушением правил дорожного движения, из-за которого собственно и решили осуществить ввод фото и видео фиксации автомобилей.
2) выезд на встречную полосу, это грубое нарушение, которое в случае аварийной ситуации может создать тяжелые последствия. При остановке инспектором, влечет за собой большой административный штраф или лишение прав управления транспортным средством.
3) выезд на выделенную полосу движения, такие полосы предназначены для общественного транспорта, но многие автомобилисты используют их не по назначению.
4) не пристегнутый ремень безопасности, камеры использующие такую функцию тоже достаточно широко распространены по всей России. Прибор делает фотоснимок, если водитель не был пристегнут ремнем безопасности.
Был проведен анализ аварийности в городе Артеме за 2012–2014 год, рост дорожно-транспортных происшествий приходится на 2012 год (было зарегистрировано 250 учетных ДТП, в которых погибло 40 человек), это связано с автомобилизацией населения. С 2011 года в Приморье началось оборудование дорог приборами фото и видео фиксации, что повлияло на снижение аварийности и существенно повлияло на снижение смертности в результате ДТП. В 2014 году количество учетных ДТП, по сравнению с 2012 годом, в городе сократилось на 7 %.
В таблице 1 указаны основные виды ДТП в городе и их количество. К ним относится: наезд на пешехода, столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на стоящие транспортные средства и иные не относящиеся к данной группе такие как падение груза, наезд на гужевой транспорт, выпадение пассажиров.
Таблица 1
Виды ДТП
По виду ДТП |
2012г |
2013г |
2014г |
Столкновения |
133 |
124 |
112 |
Опрокидывания |
21 |
22 |
18 |
Наезд на пешехода |
77 |
71 |
69 |
Наезд на препятствие |
9 |
7 |
13 |
Наезд на стоящее ТС |
10 |
8 |
5 |
Иные |
7 |
11 |
4 |
Проанализировав данные по аварийности в городе, были выявлены основные причины дорожно-транспортных происшествий в процентном соотношении, они отображены на рисунке 1.
Рис. 1. Причины ДТП в городе Артеме
Из рисунка видно, что основными причинами ДТП в городе это нарушения правил проезда перекрестка, несоблюдение дистанции и нарушение скоростного режима.
Решение проблем с количеством ДТП в городе.
Исходя из данной статистики, можно выделить несколько путей снижения количества ДТП в городе:
1) установка и усовершенствование светофорного регулирования на перекрестках с высокой аварийностью. Светофорное регулирование является неотъемлемой частью повышения безопасности на дорогах. За счет его ввода можно разгрузить перекрестки, увеличить скорость проезда и улучшить качество движения.
Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок дорожной сети, а также для обозначения опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:
а) в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (пересечения, пешеходные переходы);
б) по полосам, где направление движения может меняться на противоположное;
в) на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;
г) при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;
д) для управления движением маршрутных транспортных средств.
Светофоры классифицируются по их функциональному назначению (транспортные, пешеходные); по конструктивному исполнению (одно-, двух- или трехсекционные с дополнительными секциями); по их роли, выполняемой в процессе управления движением (основные, дублеры, повторители).
Светофорное регулирование выполняет задачу автоматического чередования фаз зеленого и красного сигналов для обеспечения безопасности при пересечении интенсивных транспортных и пешеходных потоков разных направлений, регулирования очередности проезда потоков разных направлений таким образом, чтобы обеспечивать максимальную пропускную способность пересечений автомобильных дорог.
2) Ввод и усовершенствование приборов фото и видео фиксации. Ввод данной системы позволит снизить скорость транспортного потока на опасных участках. Она позволяет фиксировать скорость и государственный номер автомобиля, что позволит в случае нарушения правил дорожного движения с легкостью отыскать виновника.
В данный момент на вооружении у автоинспекции имеются следующие системы фиксации нарушений:
а) комплекс Арена стационарно устанавливаемые «Арены» комплектуются кронштейнами, блоками питания от сети 220 В и устройствами защиты от грозы. Длина зоны контроля не более 8 м, ширина — не более 10 м. Одновременно может контролировать до 2-х полос движения.
Фотографии с нарушениями могут передаваться в центр сбора данных с помощью проводной или радиосети. Возможен перенос данных на носителе информации. Фотографии содержат изображение автомобиля, дату и время снимка, скорость движения. Дополнительно сохраняется информация о месте контроля и разрешенной скорости движения.
Для оперативного реагирования на нарушения, рубеж контроля скорости может передавать данные с помощью радиоканала на мобильный пост ДПС, удаленный от рубежа на расстояние до 1.5 км. Дополнительно, каждая Арена может быть оснащена устройством подсветки для обеспечения работы в темное время суток и специальным программным обеспечением для автоматического распознавания государственных регистрационных знаков
б) Визир — видеозаписывающий измеритель скорости. Этот комплекс не только измеряет скорость движущихся транспортных средств, но и позволяет делать фото и видеозапись нарушителей, что является неоспоримым доказательством при решении конфликтных ситуаций. Радар позволяет измерять скорость в стационарном и патрульном режимах, на расстоянии не менее 400 м.
Прецизионный объектив с 10-кратным оптическим увеличением обеспечивает чистое, детализированные, высококонтрастное изображение с отличной цветопередачей и малыми искажениями. Чувствительная матрица от SONY позволяет работать при низкой освещенности от 2, 5 люкс. 2.5 дюймовый ЖК-дисплей обеспечивает яркое и четкое изображение в режиме съемки и при просмотре полученных снимков и видеозаписей. «ВИЗИР» может работать в двух режимах: контроль с измерением скорости и контроль без измерения скорости. В первом случае, с помощью функции «Радар», инспектором задается порог скорости. Прибор обеспечивает внесение в кадр информацию о дате, времени и скорости транспортных средств.
Прибор выполнен в малогабаритном корпусе, вес менее 2 кг. Может легко помещаться в руке инспектора ГИБДД, работает от встроенной батареи 2–3 часа;
3) Установка средств пропаганды, агитационных стендов и плакатов в городе. Такие средства мотивируют участников движения не совершать нарушений правил дорожного движения. Пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения.
Субъектами пропаганды являются подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения.
Основными задачами Госавтоинспекции по пропаганде являются:
а) информирование населения о состоянии безопасности дорожного движения;
б) формирование у участников дорожного движения правосознания и культуры в области дорожного движения, уважительного отношения к действующим правилам, нормативам и стандартам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, установление партнерских взаимоотношений между участниками дорожного движения и сотрудниками Госавтоинспекции;
в) воспитание дисциплинированности граждан, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.
В данный момент в Приморском крае действует программа «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае» на 2013–2017 годы». В ходе введения мероприятий данной программы планируется повысить безопасность движения за счет ввода систем фото и видео наблюдения на дорогах с автоматической фиксацией нарушений правил дорожного движения, проведение организационно-планировочных и инженерных мер по совершенствованию движения транспортных средств и пешеходов.
Проведя анализ данных мероприятий, можно прийти к выводу, что для повышения безопасности на дорогах необходим ввод полного комплекса описанных выше методов организации безопасности движения.
Литература:
1. ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дородных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»
2. http://www.kolesa.ru/article/oruzhie-gibdd-perechen-radarov-i-antiradarov-k-nim-2014–11–17
3. http://www.center-bereg.ru/k1001.html