Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной деятельности педагога. Ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры, стремиться к воплощению в себе человеческого идеала.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности.
К важнейшим профессиональным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда. Для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе особую значимость приобретают такие личностные качества педагога как: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и ряд других.
Сегодня требуются педагоги нового типа, кроме педагогических и личностных качеств обладающие способностью к преподавательской деятельности, высоким интеллектом и уровнем культуры, склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире. Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от профессиональной компетентности специалиста.
В современных научных исследованиях понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики, и понимается:
- как специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и понимание ответственности за свои действия [1];
- как меру включения человека в деятельность, при этом знание рассматривается не как набор сведений, а как средство мысленного преобразования ситуации [2];
- как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним [3].
Профессиональная компетентность специалиста в обобщенном виде представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, а также знаний и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
Важная роль в подготовке компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. Включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует:
- формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности;
- гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса;
- становлению субъектной позиции обучающихся;
- развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы;
- активизации коммуникативных способностей;
- развитию гибкости, диалектичности мышления и др.
Понятие «кейс» произошло от латинского слова «casus» — запутанный, необычный случай. На протяжении длительного периода исследователи в области профессионального образования использовали понятие «кейс-метод», но в последнее время все шире употребляется термин «кейс-технология», что свидетельствует об усилении заинтересованности специалистов в стремительном внедрении метода в практику профессионального образования.
Кейс-метод — это интерактивный метод для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Применение технологии кейс позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Технология обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.
Выделим некоторые технологические особенности метода кейс:
- представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;
- выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой являются работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
- выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
В психолого-педагогических исследованиях кейс-метод относят к методам активного обучения. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в ХХ веке являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие [4]. В Гарвардской школе бизнеса в конце 60-х гг. прошлого столетия была поставлена задача интеграции знаний и практики, для решения которой разрабатывались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций. В результате проведенных исследований организаторы обучения преподавателей кейс-методу выработали три принципа подготовки педагогов к применению данного метода:
1) преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;
2) ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали, содержащиеся в описании ситуации;
3) преподавателей можно обучить технологии ведения обсуждения.
Таким образом, в результате применения кейс-метода с разных позиций анализируется конкретная ситуация, выявляются причины возникновения проблем и конфликтов, предлагаются действия по их преодолению, оценивается их эффективность, делаются прогнозы по дальнейшему развитию ситуации. Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет причислить кейс-метод также к интерактивным методам обучения.
Одним из важнейших дидактических преимуществ кейс-метода является реализация принципа индивидуализации обучения в процессе групповой дискуссии. Студенты в ходе обсуждения кейса могут высказывать собственное мнение, давать оценку действиям, предпринятым для решения проблемы, прогнозировать в соответствии со сложившимися у них теоретическими представлениями дальнейший ход развития ситуации.
Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу. Обсуждение кейса в разных студенческих аудиториях позволяет педагогу по-новому взглянуть на ранее рассматриваемые проблемы, непосредственно увязать его с реальностью, профессиональной практикой.
Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке учителя состоит в анализе специально разработанных проблемных педагогических ситуаций, путей и способов их разрешения, оценке и прогнозировании принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель, в процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют всю имеющуюся у них информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них психолого-педагогических знаний предлагают возможные пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения и навыки, они учатся работать с информацией, принимать профессиональные решения. Следует также заметить, что одним из важнейших требований в применении кейс-метода является реальность описываемых в ситуациях событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов.
Применение кейс-метода в педагогическом образовании способствует решению следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки [5]:
- обеспечение конструктивного взаимодействия педагогической теории и практики;
- стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии;
- развитие умений и навыков социальной коммуникации в профессиональной сфере;
- формирование у будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций;
- содействие развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.
Рассмотрим направления применения кейс-метода в педагогическом образовании:
- использование описаний конкретных проблемных ситуаций, данных студентами-практикантами для анализа и оценки уровня подготовки будущих педагогов к принятию профессиональных решений;
- применение кейса студентов как средства выражения ими актуальных для них проблем, возникших в ходе педагогической практики, проработка этих проблем с ними в целях оказания им педагогической поддержки;
- использование разработанных студентами кейсов для организации групповой дискуссии, направленной на предупреждение возникновения похожих проблем у других практикантов, стимулирование их интеллектуальной активности, развитие педагогического мышления;
- применение специально разработанных педагогических кейсов (учебных кейсов) для обсуждения на занятиях с целью развития у будущих учителей способностей к выявлению и идентификации педагогических проблем, принятию профессиональных решений, оценке их эффективности, видению альтернатив, прогнозированию дальнейшего хода развития ситуации, извлечению уроков из предыдущего опыта;
- использование учебного кейса как средства связи теории с практикой, дающего возможность актуализировать психолого-педагогические знания, объяснить на их основе решения и действия учителей, учащихся, обосновать собственные предложения по разрешению проблемы;
- разработка на основе кейсов имитационно-моделирующих игр с целью воссоздания в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретных условий, психологической атмосферы процесса принятия решений в данной ситуации, осуществление тренинга по формированию необходимых умений и навыков;
- использование разработанных студентами кейсов для проведения исследовательской работы по выявлению основных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются начинающие учителя; определению наиболее распространенных среди них решений и соответствующих действий; вскрытию упущений и недостатков в организации и содержании профессиональной подготовки будущих педагогов.
С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой — этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.
Особо следует отметить, что несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок.
Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компонентов профессиональной компетентности педагога, которые развиваются в режиме кейс-метода.
Компонент |
Характеристика компонента |
Информационный |
Владение учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками: общепрофессиональными знаниями по предмету, знаниями методик преподавания, основ физиологии и психологии в целом и возрастной психологии в частности, знаниями основ педагогики и дидактики, владение педагогическими умениями и навыками; владение навыками обработки информации, знание основ функционирования и применения ИКТ в профессиональной деятельности и повседневной жизни |
Проективный |
Способность проектировать учебный процесс с ориентацией на конечный результат, знание перспективных основ применения современных технологий в учебном процессе, умение проектировать образовательный процесс в новую образовательную среду |
Конструктивный |
Построение плана предстоящего учебного занятия, подготовка к нему |
Организационный |
Умение конструировать образовательную деятельность, знание различных образовательных траекторий, знание основ управления ученическим коллективом, реализация основных функций педагогического управления, умение ставить перед коллективом цель и достигать намеченных результатов, повышение мотивации учащихся |
Коммуникационный |
Знание основ межличностного общения, умение организовать педагогическое общение, определение актуальности и достоверности информации, умение наладить контакт с учащимися, рефлексия, умение работать в педагогическом коллективе, умение взаимодействовать с окружающими |
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
- формирование и развитие компонентов профессиональной компетентности педагога;
- развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
- воспитание культуры обмена мнениями;
- формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых особое значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. К такому роду деятельности относится профессия учителя. Важнейшей задачей высшего педагогического образования является подготовка специалистов, способных принимать профессионально грамотные решения в динамично развивающихся ситуациях педагогической деятельности. От эффективности принятых решений зависит весь успех профессиональной деятельности.
Литература:
1. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие; отв. редактор В. И. Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003.
2. Шерпаев, Н. В. Электронный учебник как основа учебно-методического комплекса / Н. В. Шерпаев // Материалы конференции «ИТО-2002». М., 2002,
3. Христочевский С. А. Электронный учебник текущее состояние / С. А. Христочевский // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 6.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Перевод с английского Н. М. Никольской. Редакция Ю. С. Рассказова. — Издательство «Лабиринт», М., 1999.
5. Темина С. Ю. Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя/ И. П. Андриади, С. Ю. Темина. — Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 3.