Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 2775 раз

Библиографическое описание:

Гущина, Л. А. Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения / Л. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1029/ (дата обращения: 16.01.2025).

В данной статье рассматриваются основные характеристики педагогической технологии, а так же актуальность выбора и применения современной технологии - кейс-стади, повышающей уровень подготовки специалистов нового поколения.

Современная линия развития российского общества повышает требования к работникам. Сегодня, для того чтобы конкурировать на рынке труда, мало обладать определенными знаниями, необходимо уметь применять их в профессиональной деятельности и часто в нестандартных производственных ситуациях. В высшей школе соотношение теории и практики 70 к 30, а зачастую и 80/20 не позволяет подготовить конкурентного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями. И часто выпускник, обнаруживающий высокие теоретические знания, совершенно не способен применять их в своей деятельности.

Главная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений - подобрать такие современные технологи, которые будут способствовать трансформации теоретических знаний в практические умения, владения уже на стадии освоения материала студентом.

Анализ предлагаемых многими авторами дефиниций понятия педагогическая технология, позволяет выделить:

I.Основные структурные составляющие педагогической технологии: [1, 125]

  1. Концептуальная основа.
  2. Содержательная часть обучения:
  • цели обучения - общие и конкретные;
  • содержание учебного материала;
  1. Процессуальная часть - технологический процесс:
  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности студентов;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.

Составляющие педагогической технологии являются значимыми понятиями дидактики, определившей три основные концепции обучения: [2, 177]

  • Традиционная (цель – передача готовых знаний, выработка умений и навыков: Я. А. Коменский, И. Песталоцци)

  • Педоцентристская (цель-развитие личности ребенка…через спонтанную свободную деятельность обучаемого);

  • Взаимодействие преподавания и учения (цель - формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого: Занков, Эльконин, Давыдов, Амонашвили)

На сегодняшний день, наиболее отвечающей требованиям новой парадигмы образования является концепция взаимодействия преподавания и учения, так как деятельность преподавания и деятельность учения полностью удовлетворяет структуре современного педагогического процесса.

Рис.1.Деятельность преподавания и деятельность учения в структуре

педагогического процесса. [3, 121]

Исходя из связи преподавания и учения, их взаимодействия, педагогической методологией определены характерные признаки педагогической технологии

II. Признаки педагогической технологии

Широкую известность получили работы В. П. Беспалько, где к признакам педагогической технологии он отнес: [4, 318]

  • четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
  • структурирование, упорядочение, уплотнение информации подлежащей усвоению;
  • комплексное применение дидактических, технических в т.ч. и компьютерных средств обучения и контроля;
  • усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
  • гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения;

А так же работы Г.М. Коджаспировой, которая выделяет такие признаки как: содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректируемость. [5, 363]

Рассматривая данные признаки можно определить основное отличие педагогической технологии от методики обучения (описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах) [6, 216]. Оно заключается в том, что педагогическую технологию удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. [7, 320]

В число наиболее перспективных дидактических средств обучения, обеспечивающих формирование широкого круга компетенций, можно включить кейсы. Кейс является основным элементом педагогической технологии кейс-стади (от английского «case-study» – изучение ситуации), предполагающей анализ и решение реальных проблемных ситуаций.

Следует отметить, что в научной литературе существуют различные обозначения данной технологии обучения. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций, деловых историй и, наконец, просто метод case-stadu. [8]

В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (КС), ситуационном анализе, кейс-методе.

На сегодняшний день кейс-стади переросла уровень метода обучения как системы целенаправленных действий по решению определенной педагогической задачи, и вышла на уровень педагогической технологии и может рассматриваться как содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) [9, 76]; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов) [10, 186]; как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). 

Рассматривая основные структурные составляющие педагогической технологии реализуемые в комплексе можно оценить эффективность технологии кейс-стади:

Первая составляющая: Концептуальность и новизна: применение кейс-стади заменяет пассивный тип обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п.

Вторая составляющая: Содержательная часть обучения: технология кейс –стади создает условия для превращения знаний из обезличенной информации, полученной путем механического заучивания, в личностный опыт студентов, а также для стимулирования у студентов ценностного субъективного отношения к овладению знаниями.

Третья составляющая: Процессуальная часть - технологический процесс: совершенствование способностей к обучению и повышение результативности через постановку цели и определения желаемого результата, выделения приоритетов и умения анализировать ситуацию, изменяя ее в нужном направлении в любой момент; умение организовывать деятельность и выбирать формы достижения результатов, максимально используя желания и способности людей.

При реализации работы с кейсами акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Происходит развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Отсюда принципиальное отличие кейс-стади - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. При этом результатом применения технологии кейс-стади являются не только знания, но и овладение учебно–познавательными компетенциями. [11, 54]


Литература:

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В. С. Кукушина.-М.,2004

  2. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/Г. М. Коджаспирова.-М.:Гардарики,2009г- 528с.
  3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008г-300с.

  4. Крившенко Л. П. Педагогика: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004г- 432с.

  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/Г. М. Коджаспирова.-М.:Гардарики,2009г- 528с.

  6. Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.

  7. Крившенко Л. П. Педагогика:Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004г- 432с.

  8. Википедия: http://ru.wikipedia.org

  9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  10. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.

  11. Кейс-стади в профессиональном образовании. Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования / Автор-составитель Никонова Т.В. – Пермь: Изд-во ПКИПКРО, 2008. – 48 с.


Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, деятельность учения, знание, признак, Процессуальная часть, Содержательная часть обучения, составляющая, студент, технологический процесс, учебный процесс.

Похожие статьи

STEM-образование как инновационный подход к подготовке студентов к карьере

Реализация компетентностного подхода при переходе на новые образовательные стандарты

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

Обучение персонала цифровым компетенциям как инструмент развития организации

Обоснование модели подготовки в вузе специалистов инновационной формации с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов

Тайм-менеджмент в общеобразовательной школе как средство повышения эффективности менеджмента

Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе

Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время ...

Коучинг как инновационный инструмент формирования мотивации персонала современных компании

Применение кадровых технологий как инструмент воздействия на качественные характеристики персонала в организации

Похожие статьи

STEM-образование как инновационный подход к подготовке студентов к карьере

Реализация компетентностного подхода при переходе на новые образовательные стандарты

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

Обучение персонала цифровым компетенциям как инструмент развития организации

Обоснование модели подготовки в вузе специалистов инновационной формации с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов

Тайм-менеджмент в общеобразовательной школе как средство повышения эффективности менеджмента

Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе

Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время ...

Коучинг как инновационный инструмент формирования мотивации персонала современных компании

Применение кадровых технологий как инструмент воздействия на качественные характеристики персонала в организации