Технология кейс-стади как разновидность деловой игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 3827 раз

Библиографическое описание:

Рабцевич, А. А. Технология кейс-стади как разновидность деловой игры / А. А. Рабцевич, В. Э. Валиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 554-555. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10231/ (дата обращения: 17.12.2024).

Рассмотрим технологию кейс-стади как разновидность деловой игры и ее обучающие возможности. Существует несколько подходов к определению технологии обучения с использованием кейс-стади. Среди множества синонимов этого определения называются «метод изучения ситуаций», «метод деловых историй» а, также просто «метод кейсов».

В российской литературе чаще всего можно встретить упоминания о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), методе использования деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Шимутина Е. отмечает, что главная цель кейс-технологии − это обучение личное и групповое: обучение анализу информации по различным специальностям, как правило в правовых или экономических практиках, сортировка ее для решения поставленной задачи, выявление ключевых проблем, генерация альтернативных путей решения и их оценка, выбор оптимального решения и формирование программы действий и т. п.

По мнению Е. Шимутиной, кейс-технология — это такая технология обучения, которая представляет собой методики анализа настоящих практических ситуаций. К наиболее полезным для обучения кейс-технологиям, она относит:

-       метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади);

-       метод инцидента;

-       метод ситуационно-ролевых игр;

-       метод разбора деловой корреспонденции;

-       игровое проектирование;

-       метод дискуссии. [5, С. 29–30]

История возникновения метода анализа конкретных ситуаций относится к началу XX в., он возник в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Изначально и впредь главной особенностью метода остается изучение участниками прецендентных ситуаций, т. е. случившихся в прошлом ситуаций из деловой практики и подробный разбор и анализ этих ситуаций.

Батоврина Е. В. отмечает, что главное достоинство использования метода конкретных ситуаций при обучении является возможность примения заданных теоретических знаний в практических ситуациях, развивать навыки и способности, которые могут пригодится в деятельности в различных сферах, развиваются умения принятия решений, работы в команде, планирования дальнейшей деятельности и др.

Таким образом, сущность методики кейс-стади основана в отработке студентами конкретных проблем из практики современных компаний организаций и способов решения наиболее типичных проблем и методики их решений. [2.С. 138–140], т. е. слушателям обычно даётся описание конкретной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована и представлена как реальная.

Первый этап реализации метода кейс-стади заключается в том, что участник обсуждения должен ознакомиться с поставленной задачей или проблемой и обдумать способы её решения.

На втором этапе происходит обсуждение в группах приведённого случая из практики. Во время группового обсуждения происходит анализ большого количества непридуманных проблем, таким образом, вырабатываются стереотипы при решении, и, если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, у них появится возможность использовать полученный опыт.

В своей статье Б. Андюсев рассматривает использование кейс-технологии в обучении как способ, позволяющий развиваться качествам: активности, инициативе, самостоятельности, умением сотрудничать с товарищами, навыкам формирования собственного мнения, развитию коммуникативных навыков и умению конкретно формулировать собственные мысли. Он отмечает, что как правило кейс-подход может применяться при проведении открытых дискуссий, групповых опросов, при проведении экзаменов. [1, с. 61–65]

Таким образом, кейс-технология является интерактивной технологией применяемой, в краткосрочном обучении с использованием реальных или вымышленных, приближенных к реальным, ситуаций, ставящая своей главной целью не освоение теоретических знаний, а выработку у учащихся практических навыков и умений ориентироваться в реальных бизнес-ситуациях. Главная задача данного метода развитие способностей проработки различных проблем и поиска решений, научения навыкам быстро и качественно работать с информацией.

По мнению А. С. Еремина, использование мирового опыта по работе с кейсами не может быть немедленно и без каких-либо проблем и оговорок скопировано и перенесено в российские условия. Возможность создания кейса по западному образцу при обучении в России ограничена следующими причинами:

-       стоимостью разработок при отсутствии должного уровня оплаты труда разработчиков;

-       необходимостью детальных сведений о компании, к которым должны быть допущены преподаватели;

-       нежелание многих компаний предоставлять внутреннюю информацию и публиковать информацию о выгодном рынке;

-       некоторые организации могут настаивать на неразглашении коммерческой тайны. [4.С. 15–36].

Используя работы А. С. Еремина, рассмотрим общие требования к разработке кейсов, к выбору главных составляющих и особенных черт кейса, выбору структурной и текстовой составляющей кейса. Многими авторами высказывается мысль о том, что необходимо обязательно учитывать отношение студентов к теме проводимого кейса: участников как правило будут интересовать те задания, в которых моделируются ситуации с позиции лица, использующего решающие для разрешения проблемной ситуации способы и решения.

Постановка целей будущего кейса должна начинаться с формирования глоссария понятий, характеристики концепций и теорий, инструментов и теорий, изучаемых в курсе, а также характеристики проблем и трудностей, с которыми есть вероятность столкновения при практическом использовании представленных в ситуации материалов. Проводится подробный анализ предполагаемых трудностей при решении кейса.

Автор обращает особое внимание на тот факт, что план кейса является основополагающим документом, определяющим основу и цель кейса, его организацию, наполнение кейса информацией и способам завершения.

В теории проведения технологии кейс-стади как правило можно выделить пять основных компонентов плана кейса: вводный параграф, краткое описание целей обучения, схема.

Завершая обзор метода кейс-стади проведем обобщение основных признаков метода кейс-стади:

1)                  обязательное присутствие модели социально-экономической системы, анализ состояния в определенный момент времени будет проводиться участниками и использования реально существующих организационных проблем про факту;

2)                  чем больше количество участников, чем больше количество выдвинутых мнений, решений, способов и точек зрения на поставленные проблемы, тем качественнее будут принятые коллегиальные и групповые решения;

3)                  важной составляющей участия в решении предложенной ситуации является максимальная самостоятельность и независимость мнения каждого участника, наличие у каждого права на ошибки, взаимный обмен мнениями и информациекй;

4)                  исходной посылкой при проведении кейс стади является тезис о множестве правильных решений, вариативность при решении поставленных задач;

5)                  при участии в кейс-стади приоритетным является групповое оценивание полученных результатов;

6)                  организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Сделаем выводы:

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах.

Таким образом, основными итогами применения кейс-стади кроме полученных знаний, являются профессиональные практические навыки, а также обогащение системы ценностей, разнообразие профессиональных позиций, жизненных установок, многовариативность в мироощущении и миропонимании.

Литература:

1.             Андюсев Б. Кейс-технология — инструмент формирования компетентностей // Директор школы. — 2010. — № 4. — С. 61–65.

2.             Батоврина Е. В. Кейс-стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. — 2009. — № 1. — С. 138–140.

3.             Еремин А. С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании. — 2010. — № 4. — С. 77–90.

4.             Еремин А. С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. — 2010. — № 3. — С. 15–36.

5.             Шимутина Е. Кейс-технологии активного обучения // Учитель. — 2009. — № 3. — С. 29–30.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, метод анализа, навык, обучение, поставленная задача, проблема, решение, технология обучения.


Задать вопрос