Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 3209 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Л. В. Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента / Л. В. Волкова, В. С. Петухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1 (92.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17792/ (дата обращения: 24.12.2024).

Ключевые слова:экология, экологический менеджмент, природоохранное законодательство.

Система экологического менеджмента (СЭМ) – общая часть системы менеджмента в организации, используемая для разработки и внедрения ее экологической политики, целей и управления воздействиями на окружающую среду, или, подсистема управления природоохранной деятельностью организации, направленная на снижение негативно воздействия на окружающую среду.

Внедрение СЭМ в организации обеспечивает:

¾      соблюдение природоохранного законодательства организацией, поставщиками и подрядчиками;

¾      поэтапное и постоянное снижение негативного воздействия на окружающую среду;

¾      управление и контроль процессов производства, связанных с экологическими аспектами;

¾      идентификацию и сведение к минимуму аварийных ситуаций и экологических рисков;

¾      сокращение платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафных санкций;

¾      улучшение системы управления деятельностью организации в целом;

¾      развитие систем производственного контроля и экологического мониторинга;

¾      мотивацию персонала к эффективному использованию природных ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Основная задача СЭМ – эффективное управление экологическими аспектами, экономия и снижение потребления природных и энергетических ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду: выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух, сбросов ЗВ в водоемы, образования отходов производства и потребления.

Учитывая, что экологические аспекты возникают в производстве, технологических процессах и различных операциях, при доставке в производство сырья и материалов, их хранении, при выполнении разгрузочно-погрузочных работ и т.д., при создании рабочей группы для разработки и внедрения СЭМ на предприятии, в нее необходимо включить:

¾                    руководителя предприятия или его заместителя, в зоне ответственности которого находятся вопросы планирования, организации и развития производства, технические, финансовые и человеческие ресурсы. Это может быть заместитель руководителя по производству, по технической политике, по качеству или главный инженер. Этот специалист может быть руководителем рабочей группы;

¾                    линейных руководителей;

¾                    ключевой персонал производственных подразделений;

¾                    экологов;

¾                    специалистов по охране труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС;

¾                    представителя руководства по качеству или сотрудника, отвечающего за систему менеджмента качества (при наличии на предприятии системы менеджмента (СМК).

При выборе консультантов (экспертов) по СЭМ необходимо учитывать:

¾                    наличие опыта (не менее 3-х лет) создания, внедрения и подготовки к сертификации СЭМ на предприятиях машиностроения;

¾                    наличие в команде специалистов с базовым техническим и/или экологическим образованием и опытом работы в экологической службе какого-либо машиностроительного предприятия;

¾                    наличие опыта работы в нескольких системах менеджмента: СМК, СЭМ, безопасности труда и т.д.

Рабочая группа по созданию и внедрению СЭМ должна функционировать на постоянной основе, поддерживая и развивая систему.

Задачи рабочей группы – контроль и решение вопросов, связанных с планированием и реализацией природоохранных мероприятий, улучшением системы [1].

Начинать разработку СЭМ целесообразно с изучения стандарта ИСО 14001, справочного приложения А «Руководство по применению настоящего стандарта», ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования», затем повторно ИСО 14001, в котором последовательно представлены:

¾      область применения (4.1);

¾      экологическая политика (4.2);

¾      экологические аспекты (4.3.1);

¾      законодательные и другие требования (4.3.2);

¾      целевые и плановые экологические показатели и программы (4.3.3) и т.д.

Разработку основных этапов СЭМ целесообразно проводить в следующей последовательности:

¾                    определение объектов окружающей среды (воздух, вода, почва), на которые может быть оказано влияние производственной деятельности предприятия, «что» используется и «что» образуется в результате деятельности;

¾                    идентификация экологических аспектов и определение степени их значимости, определение прямых и косвенных экологических аспектов;

¾                    установление целевых и плановых экологических показателей;

¾                    определение задач для планирования СЭМ;

¾                    разработка экологических программ и планов.

Область применения СЭМ и экологическую политику целесообразно определять, разрабатывать и уточнять после разработки основных этапов СЭМ.

Дополнительно при разработке СЭМ необходимо обратить внимание на следующие виды деятельности, работ и операций, потенциально имеющие экологические аспекты:

¾                    производство продукции (товаров, работ) и оказание услуг;

¾                    техническое обслуживание и ремонт;

¾                    проектирование, реконструкция и модернизация производства;

¾                    закупка сырья, топлива, материалов, услуг;

¾                    транспортировка грузов, в т.ч. опасных;

¾                    хранение и работа с опасными веществами.

При имеющейся внедренной СМК можно максимально использовать имеющуюся документацию по процессам, добавляя к ней экологические аспекты, способы управления ими. При отсутствии СМК рекомендуется разрабатывать в рамках элемента СЭМ «Экологические аспекты» (4.3.1)

Управление экологическими аспектами осуществляется в соответствии с требованиями по внедрению и функционированию СЭМ стандарта ИСО 14001: «управление операциями» (4.4.6) и «подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них» (4.4.7).

Учитывая, что на предприятиях имеются внутренние документы, регламентирующие действия в случае возникновения аварийных ситуаций: планы по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, инструкции и т.д., при разработке СЭМ достаточно дополнить указанные документы мерами по устранению экологических последствий и обеспечению экологической безопасности.

С целью организации управления процессами необходимо идентифицировать, планировать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры и операции, связанные с экологическими аспектами.

Основными принципами построения СЭМ являются: соблюдение требований природоохранного законодательства и других требований, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и последовательное непрерывное улучшение.

В рамках СЭМ различают внешние и внутренние «другие требования» нормативных технических документов. К внешним требованиям относятся: законы, постановления, государственные стандарты, СанПиНы, отраслевые стандарты, требования заинтересованных сторон (само предприятие, его сотрудники, потребители, владельцы, акционеры и партнеры организации, поставщики, подрядчики, банки, страховые компании, органы власти, государственные контролирующие (надзорные) органы в области охраны окружающей среды, население, общественные организации и СМИ).

К внутренним требованиям относятся: приказы, распоряжения, положения, регламенты, инструкции, стандарты предприятия и другие локальные нормативные акты организации [2].

При установлении экологических целей в СЭМ необходимо обеспечить:

¾                    их взаимосвязь с приоритетными экологическими аспектами и обязательствами экологической политики;

¾                    возможности качественной и количественной оценки (измеримости) через систему соответствующих показателей;

¾                    реальность планируемого уровня.

Целевые и плановые экологические показатели должны характеризовать:

¾                    сокращение потребления ресурсов, уменьшение объемов образования отходов;

¾                    минимизацию или ликвидацию выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду;

¾                    повышение эффективности экологической подготовки персонала;

¾                    увеличение объемов инвестиций в совершенствование производства, технологических процессов и природоохранные мероприятия.

Экологические программы и планы в рамках СЭМ разрабатываются с учетом:

¾                    исходной экологической ситуации на предприятии;

¾                    экологических аспектов;

¾                    целевых и плановых экологических показателей;

¾                    способов достижения экологических показателей;

¾                    распределения ответственности за достижение экологических показателей для каждого подразделения и уровня в рамках организации;

¾                    средств и сроков для достижения экологических показателей;

¾                    приоритетов и действий для достижения целевых и плановых экологических показателей.

В экологические программы и планы могут быть включены следующие мероприятия:

¾                    организационные и организационно-технические мероприятия, в т.ч. по совершенствованию СЭМ;

¾                    технические и технологические действия по предотвращению воздействия на окружающую среду, в т.ч. изменение технологии и оборудования, замена сырья, материалов и т.д.;

¾                    мероприятия и действия «на конце трубы», в т.ч. по очистке выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду, утилизации и переработке отходов.

Для оценки экологических программ и планов необходимо установить показатели экологической эффективности:

¾                    количество используемых сырья, материалов, ресурсов и т.д.;

¾                    количество выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду;

¾                    отходы, произведенные за определенный период (т/год) на определенное количество готовой продукции (т/год);

¾                    количество экологических инцидентов (превышение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, залповых выбросов, аварийных разливов и т.д.);

¾                    объемы переработанных отходов;

¾                    объемы инвестиций в охрану окружающей среды [3].

 

Литература:

1.      Анисимов А.В. Экологический менеджмент: планирование, организация, экологическая эффективность//Феникс.2009. С.159-225

  1. Белов Г.В. Экологический менеджмент: политика, цели//Логос. 2008. С.92-94.

3.      Токарева Г.В. Экология производства: принципы, алгоритмы//2013. №7. С.34-42.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, аспект, рабочая группа, экологическая политика, показатель, разработка, экологический менеджмент, внедрение, негативное воздействие, природоохранное законодательство.


Похожие статьи

Концепция и методология экологического аудита

В статье автор проводит анализ концепции и методологии экологического аудита.

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Совершенствование правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков

Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование

Понятие и сущность экологической политики государства

В статье автором рассматриваются основы экологической политики государства, этапы ее становления, основные понятия и признаки.

Кодекс корпоративного поведения как элемент системы корпоративного управления

В статье рассматривается роль и место корпоративных кодексов поведения в системе корпоративного управления, рассматриваются процессы разработки, внедрения и соблюдения корпоративных кодексов, даны рекомендации по составлению кодексов корпоративного п...

Похожие статьи

Концепция и методология экологического аудита

В статье автор проводит анализ концепции и методологии экологического аудита.

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Совершенствование правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков

Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование

Понятие и сущность экологической политики государства

В статье автором рассматриваются основы экологической политики государства, этапы ее становления, основные понятия и признаки.

Кодекс корпоративного поведения как элемент системы корпоративного управления

В статье рассматривается роль и место корпоративных кодексов поведения в системе корпоративного управления, рассматриваются процессы разработки, внедрения и соблюдения корпоративных кодексов, даны рекомендации по составлению кодексов корпоративного п...

Задать вопрос