Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 апреля, печатный экземпляр отправим 9 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, Л. В. Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента / Л. В. Волкова, В. С. Петухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. Т.1. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17792/ (дата обращения: 25.03.2025).

Ключевые слова:экология, экологический менеджмент, природоохранное законодательство.

Система экологического менеджмента (СЭМ) – общая часть системы менеджмента в организации, используемая для разработки и внедрения ее экологической политики, целей и управления воздействиями на окружающую среду, или, подсистема управления природоохранной деятельностью организации, направленная на снижение негативно воздействия на окружающую среду.

Внедрение СЭМ в организации обеспечивает:

¾      соблюдение природоохранного законодательства организацией, поставщиками и подрядчиками;

¾      поэтапное и постоянное снижение негативного воздействия на окружающую среду;

¾      управление и контроль процессов производства, связанных с экологическими аспектами;

¾      идентификацию и сведение к минимуму аварийных ситуаций и экологических рисков;

¾      сокращение платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафных санкций;

¾      улучшение системы управления деятельностью организации в целом;

¾      развитие систем производственного контроля и экологического мониторинга;

¾      мотивацию персонала к эффективному использованию природных ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Основная задача СЭМ – эффективное управление экологическими аспектами, экономия и снижение потребления природных и энергетических ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду: выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух, сбросов ЗВ в водоемы, образования отходов производства и потребления.

Учитывая, что экологические аспекты возникают в производстве, технологических процессах и различных операциях, при доставке в производство сырья и материалов, их хранении, при выполнении разгрузочно-погрузочных работ и т.д., при создании рабочей группы для разработки и внедрения СЭМ на предприятии, в нее необходимо включить:

¾                    руководителя предприятия или его заместителя, в зоне ответственности которого находятся вопросы планирования, организации и развития производства, технические, финансовые и человеческие ресурсы. Это может быть заместитель руководителя по производству, по технической политике, по качеству или главный инженер. Этот специалист может быть руководителем рабочей группы;

¾                    линейных руководителей;

¾                    ключевой персонал производственных подразделений;

¾                    экологов;

¾                    специалистов по охране труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС;

¾                    представителя руководства по качеству или сотрудника, отвечающего за систему менеджмента качества (при наличии на предприятии системы менеджмента (СМК).

При выборе консультантов (экспертов) по СЭМ необходимо учитывать:

¾                    наличие опыта (не менее 3-х лет) создания, внедрения и подготовки к сертификации СЭМ на предприятиях машиностроения;

¾                    наличие в команде специалистов с базовым техническим и/или экологическим образованием и опытом работы в экологической службе какого-либо машиностроительного предприятия;

¾                    наличие опыта работы в нескольких системах менеджмента: СМК, СЭМ, безопасности труда и т.д.

Рабочая группа по созданию и внедрению СЭМ должна функционировать на постоянной основе, поддерживая и развивая систему.

Задачи рабочей группы – контроль и решение вопросов, связанных с планированием и реализацией природоохранных мероприятий, улучшением системы [1].

Начинать разработку СЭМ целесообразно с изучения стандарта ИСО 14001, справочного приложения А «Руководство по применению настоящего стандарта», ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования», затем повторно ИСО 14001, в котором последовательно представлены:

¾      область применения (4.1);

¾      экологическая политика (4.2);

¾      экологические аспекты (4.3.1);

¾      законодательные и другие требования (4.3.2);

¾      целевые и плановые экологические показатели и программы (4.3.3) и т.д.

Разработку основных этапов СЭМ целесообразно проводить в следующей последовательности:

¾                    определение объектов окружающей среды (воздух, вода, почва), на которые может быть оказано влияние производственной деятельности предприятия, «что» используется и «что» образуется в результате деятельности;

¾                    идентификация экологических аспектов и определение степени их значимости, определение прямых и косвенных экологических аспектов;

¾                    установление целевых и плановых экологических показателей;

¾                    определение задач для планирования СЭМ;

¾                    разработка экологических программ и планов.

Область применения СЭМ и экологическую политику целесообразно определять, разрабатывать и уточнять после разработки основных этапов СЭМ.

Дополнительно при разработке СЭМ необходимо обратить внимание на следующие виды деятельности, работ и операций, потенциально имеющие экологические аспекты:

¾                    производство продукции (товаров, работ) и оказание услуг;

¾                    техническое обслуживание и ремонт;

¾                    проектирование, реконструкция и модернизация производства;

¾                    закупка сырья, топлива, материалов, услуг;

¾                    транспортировка грузов, в т.ч. опасных;

¾                    хранение и работа с опасными веществами.

При имеющейся внедренной СМК можно максимально использовать имеющуюся документацию по процессам, добавляя к ней экологические аспекты, способы управления ими. При отсутствии СМК рекомендуется разрабатывать в рамках элемента СЭМ «Экологические аспекты» (4.3.1)

Управление экологическими аспектами осуществляется в соответствии с требованиями по внедрению и функционированию СЭМ стандарта ИСО 14001: «управление операциями» (4.4.6) и «подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них» (4.4.7).

Учитывая, что на предприятиях имеются внутренние документы, регламентирующие действия в случае возникновения аварийных ситуаций: планы по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, инструкции и т.д., при разработке СЭМ достаточно дополнить указанные документы мерами по устранению экологических последствий и обеспечению экологической безопасности.

С целью организации управления процессами необходимо идентифицировать, планировать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры и операции, связанные с экологическими аспектами.

Основными принципами построения СЭМ являются: соблюдение требований природоохранного законодательства и других требований, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и последовательное непрерывное улучшение.

В рамках СЭМ различают внешние и внутренние «другие требования» нормативных технических документов. К внешним требованиям относятся: законы, постановления, государственные стандарты, СанПиНы, отраслевые стандарты, требования заинтересованных сторон (само предприятие, его сотрудники, потребители, владельцы, акционеры и партнеры организации, поставщики, подрядчики, банки, страховые компании, органы власти, государственные контролирующие (надзорные) органы в области охраны окружающей среды, население, общественные организации и СМИ).

К внутренним требованиям относятся: приказы, распоряжения, положения, регламенты, инструкции, стандарты предприятия и другие локальные нормативные акты организации [2].

При установлении экологических целей в СЭМ необходимо обеспечить:

¾                    их взаимосвязь с приоритетными экологическими аспектами и обязательствами экологической политики;

¾                    возможности качественной и количественной оценки (измеримости) через систему соответствующих показателей;

¾                    реальность планируемого уровня.

Целевые и плановые экологические показатели должны характеризовать:

¾                    сокращение потребления ресурсов, уменьшение объемов образования отходов;

¾                    минимизацию или ликвидацию выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду;

¾                    повышение эффективности экологической подготовки персонала;

¾                    увеличение объемов инвестиций в совершенствование производства, технологических процессов и природоохранные мероприятия.

Экологические программы и планы в рамках СЭМ разрабатываются с учетом:

¾                    исходной экологической ситуации на предприятии;

¾                    экологических аспектов;

¾                    целевых и плановых экологических показателей;

¾                    способов достижения экологических показателей;

¾                    распределения ответственности за достижение экологических показателей для каждого подразделения и уровня в рамках организации;

¾                    средств и сроков для достижения экологических показателей;

¾                    приоритетов и действий для достижения целевых и плановых экологических показателей.

В экологические программы и планы могут быть включены следующие мероприятия:

¾                    организационные и организационно-технические мероприятия, в т.ч. по совершенствованию СЭМ;

¾                    технические и технологические действия по предотвращению воздействия на окружающую среду, в т.ч. изменение технологии и оборудования, замена сырья, материалов и т.д.;

¾                    мероприятия и действия «на конце трубы», в т.ч. по очистке выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду, утилизации и переработке отходов.

Для оценки экологических программ и планов необходимо установить показатели экологической эффективности:

¾                    количество используемых сырья, материалов, ресурсов и т.д.;

¾                    количество выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду;

¾                    отходы, произведенные за определенный период (т/год) на определенное количество готовой продукции (т/год);

¾                    количество экологических инцидентов (превышение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, залповых выбросов, аварийных разливов и т.д.);

¾                    объемы переработанных отходов;

¾                    объемы инвестиций в охрану окружающей среды [3].

 

Литература:

1.      Анисимов А.В. Экологический менеджмент: планирование, организация, экологическая эффективность//Феникс.2009. С.159-225

  1. Белов Г.В. Экологический менеджмент: политика, цели//Логос. 2008. С.92-94.

3.      Токарева Г.В. Экология производства: принципы, алгоритмы//2013. №7. С.34-42.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, аспект, рабочая группа, экологическая политика, показатель, разработка, экологический менеджмент, внедрение, негативное воздействие, природоохранное законодательство.


Похожие статьи

Концепция и методология экологического аудита

В статье автор проводит анализ концепции и методологии экологического аудита.

Система контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды: проблемы теории и практики

В статье автор исследует теоретические и практические проблемы системы контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Исследование развития принципов безопасности на автомобильных дорогах

Совершенствование правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков

Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование

Похожие статьи

Концепция и методология экологического аудита

В статье автор проводит анализ концепции и методологии экологического аудита.

Система контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды: проблемы теории и практики

В статье автор исследует теоретические и практические проблемы системы контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Исследование развития принципов безопасности на автомобильных дорогах

Совершенствование правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков

Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование

Задать вопрос