Ключевые слова: финансовое право, налоговое право, налоги, права налогоплательщиков, защита прав налогоплательщиков.
Общественные отношения, регулируемые налоговым законодательством, играют важную роль в экономике государства, а значит и в благосостоянии общества в целом. Чрезмерное ограничение права собственности, как субъективного права, влечет негативные последствия для экономической системы государства. С целью защиты данного права законодателем был разработан институт защиты прав налогоплательщиков, призванный оградить налогоплательщиков от превышений со стороны налоговых органов. Актуальность темы заключается в необходимости выявить те меры, которые помогут в совершенствовании данного института и сделают его работу более эффективной. По мнению автора, предел развития данного института не достигнут и существуют способы повышения его эффективности.
В силу некоторых особенностей, регулирование института защиты прав налогоплательщиков в России представляется особенно сложным. Большое количество налоговых споров, недоверие граждан к системе налоговых органов и отсутствие специализированного органа, который бы занимался разрешением налоговых споров. Все это мешает эффективному функционированию данного института. Законодатель понимает данную проблему, и постепенно совершенствует институт защиты прав налогоплательщиков. Например, закрепление в Налоговом кодексе обязательного использования административной процедуры, при обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, перед обращением в судебные органы, благотворно сказалось на судебной системе, снизив на неё нагрузку [1]. Создание в арбитражных судах коллегий, в составе которых организовывались специальные составы судей, занимающиеся налоговыми спорами, повысило объективность и тщательность рассмотрение налоговых споров. Тем не менее, по мнению автора, в данной сфере имеются нерешенные проблемы и работу необходимо продолжать.
Первой проблемой является отсутствие четкого перечня способов защиты прав налогоплательщиков в Налоговом кодексе, как, например, в статье 12 Гражданского кодекса, в которой закреплены способы защиты гражданских прав [2]. Решение данной проблемы поспособствует повышению эффективности института защиты прав налогоплательщиков.
Следующей проблемой, требующей решения, является низкая эффективность функционирования административного порядка защиты прав налогоплательщиков. Главными недостатками данного института являются недостаточная тщательность рассмотрения и сомнение налогоплательщиков в беспристрастности вышестоящего налогового органа, поскольку вышестоящий и нижестоящий налоговые органы составляют единую систему.
Возможным путем решения проблемы является создание специализированного административного-юрисдикционного органа, не входящего в систему налоговых органов и подчиняющегося напрямую Минфину России. Это смогло бы повысить объективность административного порядка защиты прав налогоплательщиков и еще больше бы снизило нагрузку на судебную систему, что положительно отразилось бы и на эффективности разрешения налоговых споров как в административном, так и в судебном порядке.
Большой проблемой, по мнению автора, является то, что в Российской Федерации не конкретизируется порядок рассмотрения судами налоговых споров, не создаются специальные налоговые суды, как, например, в США или в ФРГ. Это является недочетом нашей судебной системы, поскольку налоговые споры обладают особой спецификой дел. Их рассмотрение требует не только знаний норм права, но и, например, основ бухгалтерского учета, экономики. Количество налоговых споров также сигнализирует о необходимости создания специальных налоговых судов, ведь разногласия с налоговыми органами возникают в деятельности почти каждого налогоплательщика. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» предусматривалось создание специальной коллегии, которая бы занималась рассмотрением налоговых споров [3]. К сожалению, этот указ был проигнорирован. Арбитражные суды вышли из этой ситуации по-другому. В арбитражных судах были созданы коллегии, в составе которых организовывались специальные составы судей, занимающиеся налоговыми спорами. Такая форма специализации способствовала более тщательному и оперативному рассмотрению налоговых споров, но не решила проблему полностью [4, с. 717]. Возможным способом решения проблемы является создание специализированного судебного органа, по примеру, Налогового суда США. По мнению автора, в данная мера будет способствовать повышению качества института защиты прав налогоплательщиков.
В качестве заключения стоит сказать, что законодатель проделал большую работу по совершенствованию механизма защиты прав налогоплательщиков, тем не менее, не все проблемы были решены окончательно. Проанализировав современное состояние института защиты прав налогоплательщиков можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, необходимо упорядоченное закрепление способов защиты прав налогоплательщиков, как это сделано в статье 12 Гражданского кодекса, закрепляющего способы защиты гражданских прав. Данная мера упростит для налогоплательщиков защиту своих прав.
Во-вторых, необходимо создание специального административно-юрисдикционного органа. Данное решение позволит повысить эффективность функционирования административного порядка защиты прав налогоплательщиков, а именно, повысит тщательность и объективность рассмотрения споров.
В-третьих, необходимо создание специализированного судебного органа, Налогового суда. Это поспособствует повышению эффективности и правильности разрешения налоговых споров в судебном порядке.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.04.2023).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 26.04.2023).
- Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» в редакции от 21.04.1996 [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7251/ (дата обращения: 26.04.2023).
- Пепеляев, С. Г. Налоговое право: Учебник для вузов / С. Г. Пепеляев. — Москва: Пепеляев Групп, 2020. — 796 c. — Текст: непосредственный.