Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. Семья как важнейший институт социализации личности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1216-1218.

Ключевые слова: социализация, личность, социальный опыт, институт общества, мотивация, стиль воспитания, модель общения, социализация, индивидуальные особенности, личностное развитие.

 

Во все века, в любом социуме семья является тем общественным институтом, где происходит социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт взаимодействия социального характера. На протяжении определённого периода времени семья представляет для ребенка единственное место обретения какого-либо социального опыта. В дальнейшем в жизнь человека включаются такие институты общества, как

-                   детский сад;

-                   школа;

-                   улица.

Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и основным фактором социализации личности [11]. Семью можно рассматривать в качестве как модели, так и формы базового личностного жизненного тренинга [1;2;3]. Социализация в семье осуществляется по следующим направлениям, которые параллельны по своему характеру: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения. Что касается непосредственно процесса социального научения, то оно также двунаправленно.

С одной стороны, обогащение опыта социального взаимодействия опыта идет непосредственного во взаимоотношениях ребенка с родителями, братьями и сестрами. С другой же стороны, процесс социализации происходит за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия остальных членов семьи друг с другом [4;5;6;7]. Кроме того, социализация в семье может происходить и путём социального научения, получившего название «викарное научение».

Викарное научение (англ. vicarious learning), введенное американским психологом А. Бандурой,- это понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках» [13].

Вопросы воздействия поведенческого родительского стиля на социальное развитие ребёнка исследованы во многих работах. Например, в работах американского психолога Дианы Баумрид было определено три группы детей, первую из которых составили дети, с высоким уровнем независимости, уверенности в себе, активности, познавательности, дружелюбия. Вторая группа была представлена детьми, не в полной мере уверенными в себе недоверчивые и закрытые. Третью группу сформировали дети, наименее уверенные в себе, не проявившие любознательности и не умевшие сдерживать собственные эмоции.

Среди характеристик родительского поведения по отношению к ребенку исследователями данного вопроса выделялись:

-                   контроль;

-                   требование зрелости;

-                   общение;

-                   доброжелательность.

Контроль характеризуется как попытка влияния на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей.

Требование зрелости представляет собой давление, оказываемое на ребенка, с целью активизации его деятельности в рамках его умственных возможностей.

Общение выступает в роли использования родителями убеждения с целью получения от ребенка уступки; получения индивидуального мнения ребёнка о чем-либо, или отношения к чему-либо.

Доброжелательность определяется исследователями как качество, проявляемое родителями по отношению к ребенку в плане выказывания заинтересованности, (похвала, радость от достигнутых ребенком успехов), забота, чувство эмпатии и заботы.

Д. Баумрид описаны три базовых стиля воспитания в кругу семьи:

-                   авторитарный;

-                   авторитетный (демократический)

-                   попустительский [12].

В авторитарном стиле абсолютно все решения принимаются родителями. Кроме того, именно родители ограничивают самостоятельность ребенка, без обоснования предъявляемых ими требований, сопровождаемых жесточайшим контролем, строгими запретами и наказаниями физического характера. Такое воспитание дает возможность формирования у детей исключительно механизм внешнего контроля, основанного на таких чувствах, как страх и вина перед наказанием. Однако при исчезновении угрозы наказания детское поведение может носить неуправляемый характер.

Демократический стиль, или авторитетный, сотруднический стиль, допускает родительское поощрение личной детской ответственности и самостоятельности с учётом возрастных возможностей детей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются оказать им всяческое содействие, чутко реагируя на детские запросы. Дети включены в обсуждение проблем в семье, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и родительские советы. При всём при этом родителями проявляется твердость, беспокойство о справедливости соблюдении дисциплины.

При попустительском (снисходительном) стиле воспитания детей ребенок должным образом не направляется, не испытывает, практически, запретов и ограничений с родительской стороны, не следует родительским указаниям. При таком стиле воспитания родители, как правило, не способны или же вовсе не испытывают желания осуществлять руководство детьми [12].

Чуть позже исследователями данного вопроса назывались и другие стили семейного воспитания:

-                   хаотический стиль (непоследовательное руководство), характеризующееся отсутствием унифицированного подхода к воспитанию, наличием нечетко выраженных конкретных требований, предъявляемых ребёнку; противоречий разногласий в выборе родительских средств воспитания. При таком воспитательном стиле в кругу семьи не удовлетворяется одна из базовых составляющих из потребностей личности, а именно, потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких оценочных и поведенческих ориентиров.

-                   опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) определяется как стремление постоянного присутствия возле ребёнка, принятия решений и улаживания всех проблем, возникающих у опекаемого. Родители пристально контролируют детское поведение, ограничивая проявление детской самостоятельности, выказывают тревогу относительно возможных неприятностей, сложностей и различных ситуаций, имеющих определенную долю вероятности возникновения. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит как к чрезмерному преувеличению исключительной значимости у ребенка, так к формированию у опекаемого родителями тревожности, беспомощности, запаздыванию такого качества, как социальная зрелость [8;12].

Исследователи Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова в своей работе анализируют приведенные и другими исследователями данного вопроса стили семейного воспитания, очень схожими по наименованию с обозначенными ранее стилями родительского воспитания [8].

Демократический (разумная любовь). При таком стиле семейного воспитания тепло, любовь и забота проявляется как эмоциональная близость с ребенком. Требования к ребенку справедливые, запреты и контроль обосновываются исключительно родительской заботой о ребёнке. Модель общения с ребенком при таком воспитательном стиле можно охарактеризовать как личностно-ориентированную.

Для авторитарного (автократического) стиля характерна недостаточная эмоциональная близость с ребенком. Требования, которые родители предъявляют ребёнку, не предполагают какого-либо объяснения причин и носят довольно жёсткий характер. Модель общения с ребенком определяется как дисциплинарная, с окриками и угрозами. При авторитарном стиле ребенок пассивен, безынициативен, лицемерен.

Гиперопека (доминирующая) проявляется в излишней заботе о ребенке, отсутствии требований с одной стороны, и наличии множественных ограничений и чрезмерного контроля. Ребенок несамостоятелен, зависим от родителей и эгоцентричен.

Гиперопека (потворствующая) при рассматриваемом стиле семейного воспитания наблюдается обожание и восхищение ребенком при отсутствующих требований к нему; слабый контроль, вседозволенность. Модель общения проявляется в максимальном удовлетворении детских потребностей.

Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) высокие требования, предъявляемые ребёнку, сочетаются с пониженным вниманием к нему. Со стороны родителей наблюдается чрезмерная озабоченность будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При указанном стиле семейного воспитания, ребенок тревожен и мнителен.

Анархический (потворствующий; либерально — попустительский) — требования к ребенку с родительской стороны отсутствуют или же очень слабо выражены; контроль отсутствует, «заискивающая» модель общения с ребёнком наблюдается при анархическом стиле воспитания.

Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) являет собой безразличие к ребенку, отсутствие требований и контроля по отношению к ребёнку; невмешательство родителей в детскую жизнь.

Эмоциональное отвержение (отчужденность) проявляется в отсутствии эмоциональной близости с ребенком; на смену высоким требованиям приходят жёсткие наказания; наблюдается отсутствие родительского контакта. Ребёнок имеет сложности в общении и расстройства невротического характера.

Жестокое обращение (агрессивный) — требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение ребёнка удовольствий, унижения, побои. Модель родительского общения характеризуется как враждебная. Ребёнок жесток и эгоистичен [8;13].

Таким образом, для того, чтобы ребёнок вырос гармонически развитым человеком, полноценной личностью, готовой войти во взрослую жизнь и наделенной такими жизненными ценностями, как добро, доверие, открытость, сострадание, внимание, забота и другими, не менее ценными человеческими качествами, родителям необходимо выбрать соответствующую траекторию семейного воспитания, учитывающую не только семейные традиции, обычаи и ценности, но и индивидуальные особенности ребёнка [11].

 

Литература:

 

1.                  Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб: Питер, 2001г.

2.                  Битинас Б. П. Введение в философию воспитания. М.: 1996г.

3.                  Гессен С. И. Основы педагогики. М.: Владос, 1995г.

4.                  Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СпбГУ, 1992г.

5.                  Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999г.

6.                  Лишин О. В. Педагогическа психология воспитания. М.: Владос, 1997г.

7.                  Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов вузов — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002г.

8.                  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. под. ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия».

9.                  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. — Воронеж, 1996г.

10.              Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990

11.              Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

12.              Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 704–707.

13.              URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/vikarnoe_nauchenie (Дата обращения 31.05.2015).

 

Основные термины (генерируются автоматически): семейного воспитания, стиле семейного воспитания, стиле воспитания, стиль воспитания, социализации личности, социального научения, Модель общения, стиле воспитания родители, Модель общения с ребенком, эмоциональная близость с ребенком, стиле воспитания детей, стилями родительского воспитания, анархическом стиле воспитания, целенаправленного процесса воспитания, стиля воспитания в кругу, траекторию семейного воспитания, авторитарном стиле, воспитательном стиле, родительских средств воспитания, модель общения.

Ключевые слова

мотивация, социализация, социальный опыт, личность, индивидуальные особенности, личностное развитие, институт общества, стиль воспитания, модель общения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос