Особенности семейного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 08.09.2017

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Ермизина Ю. А. Особенности семейного воспитания [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12892/ (дата обращения: 23.06.2018).



В статье рассматривается семейное воспитание, как важнейшая отрасль педагогики.

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семье

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Выделяют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на своеобразии формируемой личности:

1. Гражданское воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Любовь к Родине начинается с любви к близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства;

2. Светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета. Такое воспитание имеет целью привить человека культуру поведения в обществе и имеет исключительно социальное значение. Для воспитания культурного светского человека и привития ему необходимых алгоритмов общественно приемлемого поведения не требуется посвящение его в глубинные тайны мироздания;

3. Элитарное воспитание — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе. Связанно с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение;

4. Маргинальное воспитание — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм и традиций нравственных устоев [1, 25].

Также выделяют национальное, религиозное, интегральное, классовое и партийное воспитание. Так, национальное воспитание основано на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определённого типа личности — представителя определённой нации. Религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители. Интегральное воспитание основано на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение. Классовое воспитание — воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к определённому общественному классу. Наконец, партийное воспитание — воспитание человека в среде с определёнными партийными установками, взглядами, отношениями [1, 12].

Тип личности ребенка формируется в зависимости от стиля воспитательной деятельности. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств. Выделяют следующие стили воспитания:

  1. Авторитарное воспитание — воспитание властное. Подразумевает отношение взрослого к ребенку на мнении о том, что ребенок — не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результатом же будет «послушный, исполнительный, удобный ребенок». То есть, ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения;
  2. Либеральное воспитание — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Ребенка всячески балуют, ни в чем не отказывают. Ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит лишь непослушанием;
  3. Гуманистическое воспитание — воспитание просвещённого, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина. Цель — гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
  4. Демократическое воспитание — воспитание человека приверженного к общественному порядку, способного отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
  5. Плюралистическое воспитание — воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;
  6. Прагматическое воспитание — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;
  7. Творческое воспитание — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом индивидуальности ребёнка [5, 45].

То есть, содержание воспитания в семье определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно рассматривается в теории и методики воспитания.

Выделяют характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей:

  1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;
  2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные к нему разъяснения;
  3. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка;
  4. Автономный — родитель не навязывает решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств;
  5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности;
  6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка;
  7. Ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;
  8. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;
  9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература [4, 55].

Воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном, так и на негативном проявлении.

Негативными факторами семьи можно назвать негативный социокультурный фон, микроклимат семьи, недостатки в заботе о ребёнке со стороны родителей, потворствование либо игнорирование потребностей ребёнка родителями, родительский контроль. Родительский контроль сопровождается определёнными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер.

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка [1, 44].

Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания подразумевает нетребовательность родителей к ребенку, неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; чрезмерная строгость или наоборот попустительство, противоречивость воспитательных воздействий, отсутствие единства требований родителей в воспитании ребёнка, поддержка недовольства ребенка школой, учителями.

Например, чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери), ведет к гиперопеке. Отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствует формированию чёрствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.

Ошибочным также является стремление родителя сделать так, чтобы у ребёнка детство было беззаботным и лёгким. Мать (чаще всего) старается максимально обеспечивать материальное благополучие своего ребёнка в ущерб личного. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме, в каком проявится его фантазия.

Также стоит отметить неоправданную идеализацию своих детей, отстранение детей от посильного домашнего труда, что формирует иждивенчество, отсутствие такта в отношении с ребёнком, ссоры родителей в присутствии детей, переоценку родителями своих воспитательных возможностей.

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка, достаточно много. Все они по-разному проявляются воспитании ребёнка и требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М: Аргументы и факты, 2008. 128 с.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: Концепт, 2011. 122.
  3. Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие, 2013. 256 с.
  4. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2012. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, воспитание человека, родитель, воспитание, ребенок, семья, партийное воспитание, материальное благополучие, родительский контроль, воспитательная деятельность.

Ключевые слова

воспитание, Семейное воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семье

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос