Библиографическое описание:

Ермизина Ю. А. Особенности семейного воспитания [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12892/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье рассматривается семейное воспитание, как важнейшая отрасль педагогики.

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семье

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Выделяют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на своеобразии формируемой личности:

1. Гражданское воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Любовь к Родине начинается с любви к близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства;

2. Светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета. Такое воспитание имеет целью привить человека культуру поведения в обществе и имеет исключительно социальное значение. Для воспитания культурного светского человека и привития ему необходимых алгоритмов общественно приемлемого поведения не требуется посвящение его в глубинные тайны мироздания;

3. Элитарное воспитание — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе. Связанно с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение;

4. Маргинальное воспитание — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм и традиций нравственных устоев [1, 25].

Также выделяют национальное, религиозное, интегральное, классовое и партийное воспитание. Так, национальное воспитание основано на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определённого типа личности — представителя определённой нации. Религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители. Интегральное воспитание основано на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение. Классовое воспитание — воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к определённому общественному классу. Наконец, партийное воспитание — воспитание человека в среде с определёнными партийными установками, взглядами, отношениями [1, 12].

Тип личности ребенка формируется в зависимости от стиля воспитательной деятельности. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств. Выделяют следующие стили воспитания:

  1. Авторитарное воспитание — воспитание властное. Подразумевает отношение взрослого к ребенку на мнении о том, что ребенок — не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результатом же будет «послушный, исполнительный, удобный ребенок». То есть, ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения;
  2. Либеральное воспитание — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Ребенка всячески балуют, ни в чем не отказывают. Ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит лишь непослушанием;
  3. Гуманистическое воспитание — воспитание просвещённого, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина. Цель — гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
  4. Демократическое воспитание — воспитание человека приверженного к общественному порядку, способного отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
  5. Плюралистическое воспитание — воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;
  6. Прагматическое воспитание — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;
  7. Творческое воспитание — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом индивидуальности ребёнка [5, 45].

То есть, содержание воспитания в семье определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно рассматривается в теории и методики воспитания.

Выделяют характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей:

  1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;
  2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные к нему разъяснения;
  3. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка;
  4. Автономный — родитель не навязывает решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств;
  5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности;
  6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка;
  7. Ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;
  8. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;
  9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература [4, 55].

Воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном, так и на негативном проявлении.

Негативными факторами семьи можно назвать негативный социокультурный фон, микроклимат семьи, недостатки в заботе о ребёнке со стороны родителей, потворствование либо игнорирование потребностей ребёнка родителями, родительский контроль. Родительский контроль сопровождается определёнными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер.

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка [1, 44].

Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания подразумевает нетребовательность родителей к ребенку, неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; чрезмерная строгость или наоборот попустительство, противоречивость воспитательных воздействий, отсутствие единства требований родителей в воспитании ребёнка, поддержка недовольства ребенка школой, учителями.

Например, чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери), ведет к гиперопеке. Отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствует формированию чёрствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.

Ошибочным также является стремление родителя сделать так, чтобы у ребёнка детство было беззаботным и лёгким. Мать (чаще всего) старается максимально обеспечивать материальное благополучие своего ребёнка в ущерб личного. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме, в каком проявится его фантазия.

Также стоит отметить неоправданную идеализацию своих детей, отстранение детей от посильного домашнего труда, что формирует иждивенчество, отсутствие такта в отношении с ребёнком, ссоры родителей в присутствии детей, переоценку родителями своих воспитательных возможностей.

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка, достаточно много. Все они по-разному проявляются воспитании ребёнка и требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М: Аргументы и факты, 2008. 128 с.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: Концепт, 2011. 122.
  3. Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие, 2013. 256 с.
  4. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2012. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание человека, семейного воспитания, партийное воспитание, воспитание человека приверженного, Светское воспитание, Семейное воспитание, Гражданское воспитание, Элитарное воспитание, Авторитарное воспитание, воспитание властное, национальное воспитание, Маргинальное воспитание, Интегральное воспитание, Классовое воспитание, Гуманистическое воспитание, воспитание просвещённого, воспитания ребёнка, Либеральное воспитание, Демократическое воспитание, Плюралистическое воспитание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос