Фундаментальный анализ ценных бумаг: качественные факторы анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Залепа, Д. О. Фундаментальный анализ ценных бумаг: качественные факторы анализа / Д. О. Залепа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 851-853. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19856/ (дата обращения: 17.12.2024).

При проведении фундаментального анализа ценных бумаг компании закономерно, что качественные факторы определить сложнее, чем количественные. Одна из причин этого заключена в том, что качественные факторы часто бывает сложно выразить в точных цифрах и статистических данных. Тем не менее, получение качественного анализа ценных бумаг, жизненно необходимо для инвестора и дает непосредственное представление об их будущей динамике. Так какие факторы, имеющие непосредственное отношение к результатам деятельности компании, необходимо учитывать при качественном анализе?

Данными качественными факторами являются:

-                   Управляющая команда

-                   Бизнес-модель

-                   Конкурентные преимущества

-                   Политика корпоративного управления

Качественный фактор № 1: Управляющая команда

Когда речь идет об управляющей команде компании, на первое место выходят такие их навыки как лидерство, способность быстро реагировать на изменения и непредвиденные ситуации, профессионализм, деловая хватка. В связи с этим, возникает вопрос — как определить обладает ли руководящая команда этими навыками, ведь маловероятно, что у любого аналитика работающего на фондовом рынке, будет возможность лицом к лицу встретиться и поговорить с руководителями высшего ранга компании. Однако есть другие способы выяснить уровень компетенции руководящей команды. [1]

1.      Исследование высшего руководства

На корпоративных сайтах крупных компаний в большинстве случаев указана характеристика специалистов, входящих в состав руководящей команды. Разумеется, на самом сайте будут размещены лишь положительные отзывы о данных специалистах, так как ни одной компании не выгодно указывать на слабые места своего менеджмента. Однако имена членов управляющей команды помогут провести поиск информации о них и их прошлых успехах или не удачах, с помощью интернета. Данная практика широко распространена в США и странах ЕС, однако в России пока еще не получила должного распространения, в связи с нежеланием как наших компаний, так и отдельных менеджеров распространять информацию о себе в широкий доступ.

2.      Годовые и прогнозные отчеты компании

В опубликованных отчетах компании, часто указываются краткосрочные и долгосрочные цели и планы, которые они собираются достигнуть. Если проанализировать отчеты за несколько предыдущих лет, то можно получить хорошее представление о том, насколько успешно менеджмент достигал поставленных целей, выполнял существующие планы и справлялся с непредвиденными изменениями на рынке. Обычно анализируются отчеты за последние пять лет. По ним можно понять какой был прогресс у управляющей команды за прошедшие годы, являлись ли их планы лишь абстрактными идеями, что может говорить о неспособности менеджмента эффективно выполнять свои функции, или же все цели на данный период были успешно достигнуты.

3.      Структура акционерного капитала

Если основное руководство компании уверено в собственных силах и перспективах своей компании, то они будут иметь в собственности часть акций организации. Помимо самого факта наличия в собственности руководителей акций, необходимо проверить, как они распоряжались ими. Если внутри компании ожидается снижение доходности, или предвидятся существенные проблемы в развитии, то управляющая команда будет продавать ценные бумаги, и наоборот — при хороших перспективах роста, и перед совершением крупных сделок, количество акций в руках менеджеров компании будет увеличиваться.

Качественный фактор № 2: Бизнес модель

Даже прежде чем инвестор будет смотреть на финансовые отчеты компании или проводить какие-либо ее исследования, он должен задаться вопросом — чем конкретно занимается компания? Это и называется бизнес моделью — как компания зарабатывает деньги. Известный во всем мире инвестор Уорен Баффет, при выборе акций для инвестирования всегда руководился своим пониманием того как работает целевая компания. Если бизнес-модель слишком сложна, запутана или труднореализуема, то это, в конечном итоге, может привести к непредсказуемым обвалам в цене или, как минимум, потере доходности из-за внезапного снижения эффективности компании.

Именно поэтому, большинство торговых площадок фондового рынка, имеют ссылки на профиль компаний, в котором описано чем именно занимается выбранное предприятие. После прочтения данной информации, инвесторы должны ответить для себя на следующие вопросы:

-                   Достаточно ли хорошо они понимают, как работает компания?

-                   Является ли модель получения дохода компании простой и понятной?

-                   Какими знаниями инвестор обладает о выбранной отрасли?

-                   Есть ли уверенность в сделанном выборе?

Перед началом бурного развития интернет технологий, многие люди, которые никогда даже не пользовались компьютером, активно созванивались с брокерами и практически в слепую инвестировали свои деньги. Они не имели никакого представления о том, что происходит в сфере высоких технологий. Все что им было известно — это то что цены на акция в данном секторе растут, и они хотели получить часть прибыли от этого роста. Такие люди потеряли в то время огромные суммы денег, в то время, как инвесторы, державшиеся в стороне от отраслей в которых плохо разбираются не только сохранили свои деньги, но и успешно проводили вложения в более близкие им модели бизнеса.

Качественный фактор № 3: Конкурентные преимущества.

Рынок состоит из ведущих компаний и отстающих; одни компании конкурентоспособны и создают новые тенденции рынка, а другие лишь следуют за лидерами. Что бы понять конкурентные преимущества выбранной компании, следует обратить внимание на следующие параметры [2]:

-                   Доля рынка

-                   Известность торговой марки (бренд)

-                   Успешность операционной деятельности в сравнении с конкурентами

В качестве примера, некоторые марки сами всплывают в памяти когда речь заходит о газированных напитках, автомобилях или компаниях общественного питания. Это говорит о том, что данные компании существенную долю рынка, хорошую рекламу и брендинговую стратегию.

Качественный фактор № 4: Политика корпоративного управления

Корпоративное управление показывает какую политику проводит компания, какими законам и принципами она руководствуется. Оно устанавливает взаимоотношения между менеджментом, акционерами и Советом директоров организации. Хорошее корпоративное управление — это ситуация когда компания соблюдает все свои внутренние правила управления и действует в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами, для того что бы учитывать интересы акционеров и других заинтересованных сторон.

Два направления политики компании, на которые стоит обратить внимание:

1.      Прозрачность политики

2.      Ответственность перед акционерами

3.      Структура Совета директоров

Прозрачность информации напрямую связана с количеством данных свободно предоставляемых акционерам. Другими словами, насколько четко предоставляется информация — запутанна ли она, окружена множеством ненужных или неактуальных данных, или была предоставлена в ясной и простой форме, легко доступной для понимания любому читающему. Так, управляющие могут попытаться скрыть наличие дефектов или брака в продукции, или наоборот, сообщить что полученное качество продукции оказалось ниже ожидаемого.

Далее идет ответственность перед акционерами: есть ли в компании необходимые инструменты, позволяющие акционерам оказывать оперативное влияние на управление компанией. Несут ли менеджеры компании ответственность перед акционерами, в случае принятия ряда неправильных решений? Могут ли отдельные акционеры созывать собрания при определенных обстоятельствах? Приняты ли в компании необходимые меры по предотвращению недружественного поглощения? Если компания по большей части игнорирует мнение среднестатистического акционера, воспринимает его лишь как денежные средства вложенные им, то это серьезный удар по корпоративному управлению.

В Совет директоров входят как представители самой компании, так и специалисты не относящиеся к данной компании напрямую. Подобное сочетание внешних и внутренних директоров предназначено для составления независимой оценки работы менеджмента компании и учета интересов максимального количества акционеров компании.

При анализе Совета директоров ключевым показателем должна быть их независимость. Совет директоров несет ответственность за защиту интересов акционеров и обеспечивает, чтобы топ менеджмент компании занимался тем же. Совет обладает правом назначать и снимать с должности членов Совета директоров, в интересах акционеров. Если он полностью заполнен лишь сотрудниками компании, то скорее всего он не будет давать достаточно объективную критику менеджмент компании, и будет характеризовать их действия как положительные и необходимые в данных условиях, вне зависимости от обстоятельств.

Выводы по Качественным факторам Фундаментального анализа

Фундаментальный анализ компании требует огромных усилий и тяжелой работы. Результатом, разумеется, является то, что инвестор получит перспективную компанию, стоимость которой будет увеличиваться с течением времени. Несмотря на то, что количественные показатели гораздо проще для оценки, существует множество характеристик компании, определяющих то, как функционирует компания, и ее способы получения прибыли, которые могут быть получены лишь с помощью фундаментального анализа качественных факторов.

 

Литература:

 

1.                  Оценка бизнеса: Задачи и решения: Учебно-метадическое пособие. 3-е изд. доп. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. — 238 с.

2.                  Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А. Г. Грязнова, М. А. Федотова, М. А. Эскиндаров, Т. В. Тазихина, Е. Н. Иванова, О. Н. Щербакова. — М.: Интерреклама, 2003. — 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компания, управляющая команда, корпоративное управление, руководящая команда, фундаментальный анализ, интерес акционеров, качественный анализ, менеджмент компании, совет директоров, фондовый рынок.


Задать вопрос