Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений и логического мышления средствами STEM-образования.
Задачи:
Обучающие:
— Совершенствовать знания о свойствах геометрических фигур;
— Закреплять умения детей «читать» знаки и символы, выбирая соответствующий блок из нескольких;
— Совершенствовать навык детей конструировать из блоков Дьенеша по предложенным схемам;
— Развивать пространственные представления.
— Упражнять в умении отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
Воспитывающие:
— Формировать умения планировать действия и задавать последовательность команд для достижения поставленных целей;
— Закреплять умения детей работать в паре, в команде при выполнении заданий.
Развивающие:
— Развивать слуховое и зрительное внимание, память и логическое мышление;
— Развивать познавательную активность детей.
Предварительная работа: Игры с математическими наборами, пособием «Танграм», геометрическими мозаиками, блоками Дьенеша, разгадывание загадок о геометрических фигурах, выполнение упражнений на ориентировку в пространстве, графических диктантов, рассматривание иллюстраций разных конструкций домов, выполнение игровых заданий с логороботом bee-bot «Умная пчела».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал : логоробот Bee-bot «Умная пчела» — 3 шт., коробка.
Раздаточный материал: наборы блоки Дьенеша 4 шт., полоски для выкладывания математического кода, схемы домов, тематические коврики.
Мето дические приемы :
Словесный: словесные указания, вопросы.
Игровой: обыгрывание проблемных ситуаций.
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап:
Дети играют на ковре, и в этот момент раздается жужжание из коробки. Воспитатель обращает внимание на то, что откуда-то доносится жужжание, открывает коробку и достает из нее Bee-Bot — Умную пчелу. На спинке у пчелы записка. «Срочно требуется помощь! Я робот-пчела Геометрик, не могу добраться до своего робо-улья. На моей спине не работают кнопки, я не могу двигаться, необходимо создать математический код, который запустит мой механизм. Помогите, пожалуйста!»
Практическая часть:
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Геометрику? Итак, нам надо создать код, который поможет, оживить робота-пчелу. Для этого надо выложить в ряд заданные геометрические фигуры из блоков Дьенеша.
Слушайте внимательно:
1) Эта геометрическая фигура не имеет углов, она красного цвета, маленького размера, тонкая.
2) Эта фигура имеет четыре стороны, противоположные стороны у которой равны, толстая, большая.
3) Эта фигура имеет три стороны и три угла, она не желтого и не синего цвета.
4) У этой фигуры все стороны одинаковой длины, но она не синего и не красного цвета.
5) Эта фигура не круг, она не имеет углов, эта фигура зеленого цвета.
Воспитатель: Ну что же, все справились, код создан. Кнопки заработали, но у логопчелы сбилась программа, и она забыла, как выглядит ее робо-улей. Давайте построим несколько разных робо-ульев, может какой-то из них понравится нашей логопчеле. Для этого нам нужно разделиться на три проектных отдела и создать из блоков Дьенеша по схемам робо-ульи.
Дети делятся на команды, получают схемы и по схемам выкладывают изображения ульев из блоков.
Воспитатель: Я вижу, Вы справились с заданием. Но ульев у нас получилось три, а робо-пчела одна, кто же будет в них жить? (Ответы детей). Воспитатель снова заглядывает в коробку и достает оттуда еще двух пчел. А вот и подружки Геометрика. Знакомьтесь, Читайка и Решайка. Ну что же, осталось проложить маршрут для наших пчел, который приведет их домой в робо-ульи.
Ребята, что обозначают кнопки на спине у логоробота?
(Ответы детей). Правильно, эти кнопки помогают запрограммировать логороботов, каждая кнопка соответствует определенной команде. А передвигаются робо-пчелы по специальным коврикам. (Воспитатель достает три коврика). Давайте определим, какой коврик принадлежит какому роботу. Коврик с буквами кому? И т. д.
Это коврик для пчелы по имени Читайка, это коврик для пчелы по имени Решайка, а это для пчелы по имени Геометрик. (На коврике наклеена картинка — схема тех домов, которые собирали дети). Ну что же, каждый инженерный отдел сейчас запрограммирует свою пчелу, задаст ей правильный маршрут, чтобы она добралась до дома. В каждом отделе инженеры договариваются о том, кто будем программировать логоробота.
Рефлексия: Ну что же, пчелы добрались до своих домов. Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? Какое вам показалось самым трудным? А какое самым легким? Какое было самым необычным? А какое самым веселым? Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?
Но пчелы нам оставили нам еще одну просьбу. Когда робо-пчелы кружились над нашим городом, они увидели, какой он большой и красивый. В Подольске много домов, магазинов, фонтанов, парков. Вот только нет ни одного зоопарка для животных и птиц. Вы хотели бы, чтобы у нас в городе был зоопарк? Тогда давайте организуем проектные отделы у вас дома и вместе с родителями создадим макеты зоопарка из конструкторов, а потом передадим эти макеты архитекторам и инженерам, они возведут в нашем городе зоопарк.
Последующая работа:
Создание макетов из конструктора зоопарков, игры и программирование логороботов.