Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 8488 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Е. Ю. Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента / Е. Ю. Лобанова, Н. А. Тумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1218-1221. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19837/ (дата обращения: 18.11.2024).

Ключевые слова: студенческое общежитие, учебное заведение, обучение, тьютор, кампус, зарубежные вузы, студент.

 

После завершения школьного этапа обучения, в любой стране уже бывший школьник, в большинстве случаев, отправляется учиться дальше. Он может поступить в один из престижных ВУЗов как отечественного, так и иностранного государства, в техникум или в колледж. При любом раскладе, родительский отпрыск будет находиться на определенном расстояние от родного очага. Когда бывший школьник определился с выбором чему, как и где ему учиться, вот тут то и возникает вполне закономерный вопрос: где же будет проживать уже без пяти минут студент?

Учебные заведения Российской Федерации студентам, прибывшим из другого региона, города или поселка предоставляют койко-место в общежитие. Ни для кого не секрет, что общежития достаточно широко варьируются по уровню комфорта, стоимости проживания в них и расстоянию, на которое удалены здания общежитий от учебных корпусов.

Если родители в своем студенческом возрасте не имели опыта «коллективного проживания» в студенческом общежитии, или же полученный ими опыт носил негативный характер, то родителей такой категории попросту будет охватывать чувство панического страха только от одного произнесенного слова «общежитие».

Бытуют всевозможные мифы о том, что студенческие общежития попросту не предназначены для нормального проживания студентов и продуктивной учебы. Кроме того, там могут происходить «такие вещи», (после чего может последовать многозначительное молчание или же наоборот, бурная эмоциональная тирада со стороны рьяного противника студенческих общежитий).

Было бы неправильно и не вполне логично отрицать существование пресловутых студенческих мифов, поскольку долговременное проживание студентов в «общежитском» коллективе налагает определенные жизненные следы на того или иного студента. Эти отпечатки «общежитского» проживания могут носить позитивный характер, когда студенты имеют просто уникальную возможность «не отходя от кассы» обменяться конспектами лекций или семинарских занятий, лабораторных работ, индивидуальных творческих проектов; можно коллективно написать реферат или же, абсолютно за бесплатно, перенять опыт успешной учебы у студентов-старшекурсников. Вместе с тем существует вероятность перенять и негативный опыт или же просто бездарно проводить столь ценное время за бесцельными «посиделками». Именно на первых порах проживания в общежитии студент окунается во взрослую, самостоятельную жизнь без родителей, но с другими, новыми ему людьми, постепенно адаптируясь или же, при негативном раскладе, не адаптируясь в новый коллектив.

Существуют разные общежития: достаточно комфортные, с отдельными секциями на небольшое количество человек, с отдельным душем и туалетом не на весь «колхоз», а только для ограниченного количества студентов, проживающих непосредственно в тех секциях, которые оснащены санитарным узлом и местом для принятия водных процедур. Однако глупо было бы отрицать и существование таких общежитий, в которых не только зайти, но и жить порой бывает страшно и, за редким исключением, опасно.

Поступив в учебное заведение важно сносно учиться, получать как хорошие, так и отличные оценки, но, вместе с тем, не стоит забывать студенту и о студенческой жизни, новых знакомствах, интересном общении и, так называемых, студенческих «коннектах». Отпуская бывшего школьника во взрослую жизнь, любой родитель вполне обоснованно обеспокоен тем, как же будет родная кровинушка чувствовать себя на «чужбине»? Только родителям невдомёк, что их ребёнок, уже студент, вовсе не одинок, поскольку в общежитии таких много, тут все приехали на учебу с ближнего или дальнего региона.

Поступая в учебное заведение, большинство бывших школьников попадают в крупный город или же в мегаполис впервые в их жизни. Некоторым из ребят проще бывает пройти адаптационный период коллективно, в общежитии. Достаточно большое количество студентов дружно ходят на учебные занятия, учатся готовить (вместе или поочередно) пищу, осваиваются в незнакомом им пока городе. Можно (если тесно общаться) с сокурсниками, найти себе родную душу. По прошествии нескольких месяцев во многих студенческих группах образуется крепкое, дружное соседское сообщество, в котором широко распространена взаимная поддержка, помощь и, в случае крайней необходимости, заступничество.

На первых порах кажется, что жизнь в общежитии мешает учебе: постоянный шум, беготня, суета играет отнюдь не лучшую роль при подготовке к занятиям, поскольку зачастую бывает довольно трудно сосредоточиться на самом процессе учебы. Спустя некоторое время студент осознает, что в коллективе-то, оказывается, жить легче.

Если студент, вдруг, не успел дописать конспект, то его без особых проблем можно позаимствовать у одногруппников, если же что-то не понял на лекции — спросить у соседа по секции или этажу. Можно совместно обсудить сложный для понимания материал, коллективно гораздо проще «зубрить» перед сессией, рассказывая по очереди билеты. У старших курсов можно попросить столь необходимые в учебе материалы.

Самое же бесценное, что студент приобретает в общежитии — это умение понимать других людей, возможность уживаться с их привычками и, зачастую, менять что-то и в своем характере [3]. Полученные навыки общения с разнохарактерными людьми пригодятся студенту ничуть не меньше, нежели заветный диплом о высшем (или средне-специальном профессиональном) образовании.

Что касается всевозможных вымыслов относительно студенческих «гулянок», то их не совсем корректно называть таковыми, поскольку схожие «гулянки» можно относительно легко и без особых проблем организовать на снятой в аренду жилплощади, что является еще более простой затеей, нежели организация подобного мероприятия в студенческом общежитии, где всевидящее око в лице воспитателей, комендантов и сотрудников охранных предприятий зорко бдит за правопорядком.

Чем более застенчив, робок и несамостоятелен бывший школьник, уже почти студент, тем больше ему необходимо обрести опыт проживания в общежитии. Такой студент научится общаться с людьми, обретет опыт поиска выходов из конфликтных ситуаций, приспосабливаться к происходящим обстоятельствам и событиям. Лучше получить бесценный опыт, жизненные уроки самостоятельности в молодые, студенческие годы, чтобы по окончании учебного заведения войти во взрослую жизнь относительно самостоятельным и независимым человеком. Затрагивая вопрос о проживании в общежитиях, хотелось бы затронуть и вопрос проживания в общежитиях разных стран [4; 7].

Проживание студентов в Германии происходит в жилищных обществах (Wohngemeinschaft) и общежитиях (Studentenwohnheim). (Wohngemeinschaft)- этот тип жилья является самым распространенным среди немецких студентов. В основном из-за возможности экономии денег, что, наш взгляд, является единственным плюсом данного типа проживания.

Большинство современных общежитий в Германии организовано по принципу «студенческой коммуналки», по-немецки WG (Wohngemeinschaft). Зачастую это две-три комнаты и большая кухня в одной квартире. Ванная и туалет являются общими на всех проживающих. В более крупных «коммуналках», рассчитанных, например, на четырех человек, предусматриваются, как правило, два санузла. В общежитиях старого типа нередко встречается и «коридорная система». Устройство этой системы знакомо многим российским студентам по принципу: длинный коридор, по обе стороны которого расположены студенческие комнаты. На весь этаж предусмотрена одна кухня, душевое помещение и туалет. Безусловно, число этих помещений на отдельно взятом этаже может варьироваться в зависимости от количества комнат. Зачастую в таких общежитиях в каждой комнате имеется раковина для умывания. Это самый дешевый вариант общежитий. Ключевое слово для поиска таких комнат — Einzelzimmer («комната на одного человека»).

В некоторых общежитиях студенты живут, по сути, в отдельных мини-квартирах, которые жители Германии называют «апартаменты» (Appartments). В них, кроме самой комнаты, имеется отдельный санузел и «кухонная ниша» (Kochnische), которая может располагаться как в самой комнате, так и в прихожей. Стоимость аренды подобных «апартаментов» наиболее высокая по сравнению с остальными типами общежитий.

Главное отличие немецких общежитий от российских заключается в том, что в большинстве случаев в них действует следующее правило: одна комната на одного студента. Жить без особого пространственного комфорта по двое и больше человек в комнате не принято. А разница между типами общежитий состоит в том, придется ли делить с соседями (если «да», то со сколькими) туалет, душ и кухню [1].

Наиболее престижные университеты США — Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт. Гарвардский университет гарантирует студентам помощь в решении жилищных проблем в течение четырех лет обучения. Для студентов-первокурсников существует 17 общежитий, находящиеся на территории Гарвард-Ярд. Начиная со второго года обучения, студенты переезжают в более комфортные резиденции: им предлагают поселиться в тех домах, с которыми университет заключил контракт. Можно найти студию или квартиру с одной, двумя или тремя спальнями.

В Стэнфорде общежитие гарантировано на весь срок обучения, при этом проживание в студенческом городке в первый год- это обязательное условие. Стэнфорд предлагает размещение от одного до четырех человек в квартире в зданиях студенческой резиденции.

В Массачусетском технологическом институте для студентов-первокурсников предусмотрено 12 резиденций, предоставляющих размещение как в одноместных, так и в двухместных комнатах. Тем не менее, существует возможность проживания по три-четыре студента в комнате. Некоторые общежития выдвигают серьёзные требования к проживанию, другие же более лояльны. Например, в Бакер-Хоус и Буртон-Коннер нельзя курить в здании и заводить домашних питомцев, за исключением рыб. Некоторые общежития разрешают делить комнату со своим домашним любимцем и даже курить в специальных отведенных для этого комнатах, часто в таких общежитиях не бывает лифта. Многие студенты в США предпочитают снимать жилье за пределами кампусов [6].

Говоря о Чехии, то, например, для студентов Технического университета в Брно предусмотрено проживание в общежитии — Windpoint. Это новое, комфортабельное общежитие с уютными номерами и большим количеством дополнительных услуг для его студентов. Общежитие оснащено видеокамерами, рецепция работает круглосуточно, вход в общежитие осуществляется по электронным картам, обеспечивающим дополнительную безопасность проживающим. Напротив общежития находится супермаркет. На рецепции есть кофейный автомат. От общежития до места учёбы можно добраться на прямом трамвае. На дорогу затрачивается не более 20 минут [2].

В Национальном исследовательском Томском Политехническом Университете существует кампус, состоящий из 19 общежитий. В каждом общежитие есть заведующий, занимающийся всеми жилищно-бытовыми вопросами. В обязанности тьютора входит организация досуга студентов, знакомство первокурсников. Если возникают какие-то проблемы, то можно обратиться к психологу общежития и он поможет их разрешить.

Проживающие в студенческом общежитии ТПУ имеют право:

-        проживать в закрепленном жилом помещении (комнате) весь срок обучения в университете при условии соблюдения правил внутреннего распорядка;

-        пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем студенческого общежития;

-        переселяться с согласия администрации университета в другое жилое помещение (комнату) студенческого общежития;

-        избирать студенческий совет общежития и быть избранным в его состав; участвовать через студенческий совет общежития, студенческие организации студентов в решении вопросов улучшения условий проживания обучающихся, организации внеучебной воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределении средств, направляемых на улучшение социально- бытовых условий проживания.

Проживающие в студенческом общежитии на добровольной основе привлекаются студенческим советом общежития во внеучебное время к работам по самообслуживанию, благоустройству и озеленению территории общежития, к проведению ремонта занимаемых ими жилых комнат, систематических генеральных уборок помещений студенческого общежития и закрепленной территории и другим видам работ с учетом заключенного договора найма жилого помещения с соблюдением правил охраны труда [5].

Одной из самых главных причин, по которой просто необходимо в студенческие годы пожить в общежитии, является то, что там довольно весело, интересно и увлекательно! И пусть студенты часто недосыпают ночами и, зачастую им попросту хватает стипендиальных или родительских денег, и на последний этаж иногда нужно добираться пешком, без лифта, тем не менее, в памяти навсегда остаются и частенько вспоминаются именно студенческие годы, как самое счастливое время в жизни.

 

Литература:

 

1.         2011- 2015 Общество русскоязычных студентов Германии. // URL: http://u4ebagermania.ru/vse-ob-obuchenii-v-germanii/290-prozhivanie-v-germanii-dlya-studentov-studencheskie-zhilischnye-obschestva-wohngemeinschaft-i-obschezhitiya-studentenwohnheim.html (дата обращения 28.05.2015).

2.         Высшее образование в Чехии, курсы чешского языка в Праге и Брно, туризм в Чехии // URL: http://my-cz.ru/prozhivanie-studentov-v-chehii.html (дата обращения 29.05.2015).

3.         Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 970–973.

4.         Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1203–1205.

5.         Положение о студенческом общежитии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет» // URL: http://tpu.ru/f/231/ostudencheskomobshchezhitiitpu_2014_new.pdf (дата обращения 29.05.2015).

6.         Студенты за границей: в каких домах и общежитиях живут в иностранных вузах. // URL: http://www.aif.ru/money/19315 (дата обращения 29.05.2015).

7.         Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

Основные термины (генерируются автоматически): общежитие, студент, студенческое общежитие, комната, бывший школьник, учебное заведение, студенческий совет общежития, взрослая жизнь, жилое помещение, Массачусетский технологический институт.


Ключевые слова

обучение, студент, тьютор, учебное заведение, студенческое общежитие, кампус, зарубежные вузы

Похожие статьи

Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза

Формирование толерантной личности в условиях вуза

В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.

Социокультурная адаптация иностранных студентов

В статье автор пытается определить важность социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах в процессе обучения.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Экспериментальная работа по формированию поликультурной личности студента медицинского вуза

Обучение, ориентированное на концептуальное понимание в учебной программе IB посредством изобразительного искусства

В статье авторы исследует значение преподавания искусства в учебной программе IB и то, как оно развивает концептуальное понимание учащихся основной школы для создания собственных творческих работ через анализ произведения искусства.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Культурные факторы становления технического университета как формы адаптации университета к изменениям образовательной парадигмы

В данной статье рассматриваются предпосылки изменения модели классического университета как формы адаптации университета к современным условиям и формирование новой модели — модели технического университета.

Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности

В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза...

Похожие статьи

Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза

Формирование толерантной личности в условиях вуза

В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.

Социокультурная адаптация иностранных студентов

В статье автор пытается определить важность социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах в процессе обучения.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Экспериментальная работа по формированию поликультурной личности студента медицинского вуза

Обучение, ориентированное на концептуальное понимание в учебной программе IB посредством изобразительного искусства

В статье авторы исследует значение преподавания искусства в учебной программе IB и то, как оно развивает концептуальное понимание учащихся основной школы для создания собственных творческих работ через анализ произведения искусства.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Культурные факторы становления технического университета как формы адаптации университета к изменениям образовательной парадигмы

В данной статье рассматриваются предпосылки изменения модели классического университета как формы адаптации университета к современным условиям и формирование новой модели — модели технического университета.

Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности

В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза...

Задать вопрос