В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.
Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.
The article discusses the influence of the family on the process of legal socialization of minors; disclosed the relationship between disadvantage and family criminalization of minors; analyzed the causes of family trouble.
Keywords. Legal socialization, dysfunctional family, education, juvenile, deviant behavior.
Социализация личности осуществляется под воздействием различных факторов, среди которых ведущее значение имеет семья. Семья — главная защита ребенка, и ее материальное и духовное состояние оказывает существенное влияние на его развитие. Благодаря своему происхождению ребенок приобретает определенные социальные свойства, статус, отражающий его место в системе общественных отношений. Образовательный уровень родителей, их профессия и квалификация, материальные условия жизни и ряд других социальных свойств оказывают влияние на его судьбу. Семья определяет в значительной степени и субъективную сторону социализации ребенка, его взгляды и убеждения, правила поведения, иерархию ценностей. В семье ребенок получает первые представления о доброте, уважении других людей, здесь формируются основы характера, жизненные установки. Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения.
В нашей стране проведены многочисленные исследования по проблемам семьи: мотивы создания семьи и причины ее распада, конфликты в семье, социокультурные и социально-экономические факторы, определяющие образ жизни семьи, основные тенденции развития семьи, проблемы воспитания детей и подростков и т. д. Ряд научных работ посвящен проблемам неблагополучной семьи, условиям семейного воспитания несовершеннолетних правонарушителей. Это работы Бондаровской Л.В, Ганишиной И. С., Иншаковой М. С., Лебедевой А. И., Муслумовой Т. В., Щелиной Т. Т. и других.
Качество семейной жизни, ее воспитательный потенциал зависят от эффективности выполнения основных функций семьи, проявляющихся в системе взаимодействия семьи и общества, семьи и личности. В научной литературе отсутствует единая классификация функций семьи. Определяя семью как персональную микросреду развития ребенка, А. В. Мудрик выделяет её социализирующие функции: обеспечение физического и эмоционального развития человека; влияние на формирование психологического пола ребенка; исполнение ведущей роли в умственном развитии ребенка; содействие овладению человеком социальными нормами; формирование фундаментальных ценностных ориентаций человека; влияние на процесс социального развития человека [2].
В научной литературе и в практике работы для характеристики семьи широко используются понятия «благополучная» и «неблагополучная семья». Содержание последнего интерпретируется по-разному, поскольку проблемы, вызывающие неблагополучие семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Например, В. М. Целуйко называет «неблагополучной» семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» [4; c. 9]. Подобный подход к определению этого понятия находим у М. А. Галагузовой: «Неблагополучная семья — это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно; адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно» [1; c. 176]. На наш взгляд, данные определения наиболее полно раскрывают суть рассматриваемого понятия. Соглашаясь с названными авторами, под «неблагополучной семьей» мы будем понимать такую семью, которая не справляется с задачами воспитания и социализации, а также не выполняет другие функции, обеспечивающие успешную социализацию детей.
Анализ литературы по проблеме правонарушений несовершеннолетних показывает, что для возникновения отклоняющегося поведения детей и подростков семейное неблагополучие имеет определяющее значение. Причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Т. В. Муслумова выделяет три группы основных причин неблагополучия в семье: макросоциального характера (кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал); психолого-педагогические, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; биологического характера (физически или психически больные родители, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов) [3].
Практика показывает, что в современных кризисных условиях пострадала, прежде всего, семья. Наряду с экономическим обнищанием широких слоев населения, произошел распад нравственных устоев, что отразилось на семье, и, в первую очередь, на детях. Исследователи отмечают, что социальная стратификация привела к расслоению российских семей с точки зрения материального благополучия. Выделились семьи, уровень дохода в которых ниже прожиточного уровня. К ним примыкают традиционно неблагополучные семьи, где родители пьянствуют, ведут антиобщественный образ жизни. Одновременно выделились семьи с неограниченными материальными возможностями. Подобная ситуация делит подростков на тех, кто может в материальном отношении «иметь все» и тех, кому «ничего не дано». Нередко данное положение служит источником зависти, ненависти, злости несовершеннолетнего, способствует противоправному поведению. Одновременно с этим стали выделяться материально благополучные, но духовно разложившиеся семьи. В этих семьях формирование подростков осуществляется в атмосфере вседозволенности, праздности и безнравственности.
Усилилась склонность родителей к самоустранению от решения вопросов воспитания детей и их личностного развития. В материально-обеспеченных семьях функцию воспитания перепоручают дорогостоящим учебным заведениям или гувернанткам, а во многих семьях не занимаются воспитанием детей в силу занятости на двух работах или из-за ухода в различные асоциальные формы поведения. В связи с разводами, а затем вступлением в новый брак, в семьях оказываются отчимы или мачехи, чаще первые, отношения которых с детьми часто не складываются, что создает почву для конфликтов [4].
Опыт работы специалистов центров социальной и социально-психологической помощи семье показывает, что трудности в реализации семейных функций могут быть спровоцированы как внешними причинами, так и внутренними, психологическими, которые, как правило, значительно глубже и сложнее. К таким проблемам можно отнести эмоциональную незрелость родителей, отклонения в их характере, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов. Семьи, в которых воспитываются подростки-правонарушители, отличаются, как правило, конфликтностью, социальной неустойчивостью, имеют место алкоголизм и пьянство [5; 6].
Различные типы семейной дезорганизации (конфликтная семья, педагогически несостоятельная, асоциальная) приводят к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка. Психологическая атмосфера неблагополучной семьи почти неизбежно вызывает у ребенка эмоционально заостренные переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики. Неблагополучные семьи приводят к детским неврозам — психогенному заболеванию, затрагивающему важные сферы формирования личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками, с другими взрослыми. Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной и волевой сферы, речь ребенка, сужает круг познавательных интересов. Дети из таких семей оказываются плохо подготовленными к будущей семейной жизни, а их браки распадаются особенно часто. Исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно доказывают, что для детей, растущих в неблагополучных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий, как в психике, так и в поведении личности, включая выраженные формы криминогенного поведения
Разлагающее влияние на поведение детей оказывает пьянство, алкоголизм родителей. Влияние алкогольной семьи на развитие ребенка проявляется уже на генетическом уровне как предрасположенность к заболеванию, а также на социальном уровне как система воспитания в семье. Постоянные ссоры происходят как на вербальном уровне, так и сопровождаются физической агрессией. Дети в такой семье часто не удовлетворяют самых насущных потребностей в питании, одежде, гигиене. Благодаря примеру родителей и родственников дети в таких семьях, как правило, приобщаются к спиртному с ранних лет. В алкогольной семье дети усваивают нормы поведения, агрессивный стиль взаимоотношений, ссоры и драки становятся второй натурой ребенка.
В организации семейной жизни большую роль играют ценностные ориентации родителей. В некоторых социологических исследованиях высказывается мысль о том, что непомерное желание родителей самоутвердиться, реализовать себя, сделать карьеру, ставит семью на второй план. Действительно, погоня за материальным благополучием в богатых семьях или стремление «прокормиться» в бедных семьях вынуждает родителей основную часть времени отдавать работе, и дети остаются без должного присмотра, что может привести последних на противоправный путь.
В приобретении подростком образцов повседневного поведения и определенной системы нравственных эталонов весьма существенна роль семейных отношений. Относительно устойчивый морально-психологический климат семьи является важнейшим фактором жизнедеятельности семьи и одним из показателей уровня ее развития. Отношения в семье разносторонни: отношения родителей между собой, отношения родителей и детей, отношения детей, отношения с родственниками, проживающими совместно.
Образцом для подражания в семье являются взаимоотношения родителей. Напряженные отношения между родителями приводят к искажению воспитательного процесса в семье. Конфликты, ссоры вынуждают супругов сосредоточить свое внимание на собственных отношениях, им, как правило, не до детей. Конфликты в семье вызывают сильные переживания у подростка, способствуют его отчуждению от семьи. Родители, даже ведущие себя аморально, редко сознательно внушают детям негативные взгляды. Криминализация детей в семье происходит в результате подражания и заражения. Напряженная психологическая атмосфера в семье толкает подростка на улицу, где он нередко вступает в асоциальную группу. Уродливые взаимоотношения родителей влекут за собой нравственное искажение личности подростка [4].
Важнейшим элементом воспитательного потенциала семьи является педагогическая культура родителей. Многие родители сокрушаются, что «практически нет времени заниматься с ребенком». Однако решающее воздействие на воспитание имеет не специальные занятия, а весь уклад семейной жизни, психологическая атмосфера, характер внутрисемейного общения. Разумеется, нельзя отрицать и роль целенаправленного воспитания. Зачастую родители не умеют и даже не осознают всю сложность воспитательных задач, воспроизводя те формы негативного опыта воспитания, который им пришлось пережить в своем детстве. В семье несовершеннолетних правонарушителей проблема педагогической культуры стоит наиболее остро, так задача заключается уже в перевоспитании подростка, что значительно труднее воспитания.
В неблагополучных семьях довольно часто встречаются диктат, систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка. Всем видам воздействия родители нередко предпочитают приказ и насилие, а бывает и откровенную ненависть. Подросток, которого дома бьют, оскорбляют, унижают, чаще всего и сам проявляет агрессивность. Наказание вызывает у детей не чувство раскаяния и желание исправиться, а обиду, месть, протест или изворотливость. Дети в таких семьях отличаются повышенной нервозностью, раздражительностью, агрессивностью. Их отличает замкнутость, лживость, трусость, грубость, жестокость.
Наряду с диктатом в неблагополучных семьях встречается и гиперопека, когда родители ограждают своего ребенка от забот, трудностей, усилий, принимая все на себя. Это способствует формированию у ребенка эгоцентризма, неспособности учитывать мнения, желания и потребности других людей [4].
Анализ проблемы позволяет сделать вывод о том, что криминализация подростков прямо связана с неблагополучием семьи. Для преодоления криминального влияния семьи на подрастающее поколение требуется комплекс мер по преодолению всех видов семейного неблагополучия. Важнейшими задачами для достижения этой цели являются: восстановление воспитательного потенциала семьи, направление всех усилий на то, чтобы реабилитировать ее в социально-психологическом, педагогическом и других отношениях; социальная, психолого-педагогическая поддержка семьи, помощь в воспитании детей; разработка новых методов оказания помощи неблагополучным семьям.
Таким образом, от благополучия семьи зависит физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В состоянии кризиса семья наиболее уязвима с точки зрения защиты прав детей, гуманного отношения к ребенку, нормального воспитания. Существуют многообразные причины семейного неблагополучия, которое, в свою очередь, порождает массу проблем в развитии детей, в поведении, в образе их жизни. Дисфункциональность семьи является фактором, обуславливающим правонарушения несовершеннолетних. В свою очередь, преодоление неблагополучия семьи будет способствовать снижению риска возникновения противоправного поведения детей.
Литература:
1. Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова. — М.: Владос, 2006. — 416 c.
2. Мудрик А. B. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. yчеб. заведений / А. B. Мудрик. — 6-e изд., перераб. и доп. — M.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 c.
3. Муслумова Т. В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: автореф. дис.... докт. филос. наук. — Уфа, 2004. — 48 с.
4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 271 с.
5. Щелина Т. Т. Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних в процессе отбывания наказания/ Щелина Т. Т., Карюхина А. С. // Молодой ученый. — 2014. — № 21–1 (80). — С. 140–142.
6. Щелина Т. Т. Особенности несовершеннолетних осужденных в контексте проблем психолого-социальной работы// Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Сборник (25 февраля 2015г.) / Под ред. Т. Т. Щелиной, Ю. Е. Болотина. — Арзамас: АФ ННГУ, 2015. –С.79–80.