К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовер-шеннолетних | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 18. Криминология и криминалистика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 06.11.2015

Статья просмотрена: 8425 раз

Библиографическое описание:

Нешитая, О. Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовер-шеннолетних / О. Н. Нешитая, О. Н. Баженов. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8892/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности в целом, но в то же время она имеет и свои специфические особенности, что позволяет выделить ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого рассмотрения обусловлена главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта как положительного, так и отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

В настоящее время наше государство находится на достаточно высоком уровне своего развития, однако, несмотря на этот факт, динамика преступности среди несовершеннолетних показывает свое стремительное увеличение. Преступность несовершеннолетних охватывает все основные молодежные группы.

Сейчас мы можем наблюдать тенденцию распространения аморального поведения в обществе, дефицит духовности это, как раз, и свидетельствует о том, что преступность среди несовершеннолетних будет расти и дальше, а преступления будут все более жестокими, дерзкими и циничными.

Криминологическая картина преступности несовершеннолетних меняется с каждым годом. Согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет» [1], таким образом мы имеем дело с лицами, которым от 14 до 18 лет. Это молодые люди, которых государство считает еще не способными самостоятельно отвечать за свои действия.

Однако эти «милые создания» совершают далеко не детские преступления. Несовершеннолетние чаще всего совершают: 1) убийство с особой жестокостью; 2) покушение на убийство; 3) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; 4) изнасилование; 5) вымогательство; 6) разбой; 7) преступления, связанные с наркотиками; 8) кражи; 9) грабеж; 10) хулиганство.

Проблема криминального поведения несовершеннолетних не теряет своей актуальности на протяжении долгих лет. Причины, по которым подростки из «милых созданий» превращаются в «монстров» достаточно разнообразны, но главной из них продолжает оставаться семья.

Семья для несовершеннолетнего является той первоначальной школой, в которой они учатся жизни, формируют свои взгляды, вырабатывают отношение к людям, ко всему окружающему. В зависимости от того, что представляет собой семья, какие моральные принципы существуют во взаимоотношениях между родителями, как они себя ведут друг с другом, с ребенком, с соседями, являются ли честными по отношению к государству, родным и близким, даже к собственным детям, последние вырастают или настоящими гражданами и патриотами своей страны или же напротив, превращаются в корыстолюбивых преступников [3]. Поэтому бесспорно семейное воспитание по существу является одним из важнейших факторов нравственного формирования личности несовершеннолетних.

Семья — это маленькая ячейка общества, которая должна воспитать из рожденного ею человека полноценную личность. Одной из важнейшая функций семьи является психологическая защита, но она, к сожалению, в последние годы деформируется. Неблагополучие в семьях способствует развитию и возникновению нервно-психических нарушений у несовершеннолетних, что неизбежно приводит к совершению ими преступлений.

Как показывают исследования ученых, то в большинстве случаях криминализация несовершеннолетних наблюдается в неполных семьях, где отсутствует отец.

Так же стоит отметить, что значительная часть несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в таких семьях, где существовали ограниченные возможности воспитания детей или же в семьях, где непосредственно оказывалось отрицательное влияние взрослых.

Особенно не стоит забывать, что семейное благополучие на 75 % состоит из ее финансовых возможностей. Если же семья не может обеспечить минимальные потребности своего ребенка (в еде, в одежде и т. д.), то это вполне может привести к тому, что подросток захочет самостоятельно удовлетворить их всеми возможными способами, в том числе и пойти на совершение преступления [5].

Многие исследования показывают, что большая часть родителей не готова нести ответственность за воспитание детей, то есть они не в силах отвечать за то, что натворил их ребенок, а иногда такие родители просто безразлично к ним относятся.

В 30–40 % случаях преступлений, которые совершили несовершеннолетние, было установлено, что отрицательное влияние оказывалось в семье, от старших членов этой семьи, которые в свою очередь употребляли наркотические вещества или же злоупотребляли спиртными напитками. Такие люди способны вовлекать подростков в группы, которые имеют преступную направленность. Кроме того, родители, увлекшись своей беззаботной жизнью, порой перестают уделять внимание своим детям, которые в дальнейшим в поисках понимания вступают в группы либо сверстников либо лиц постарше, имеющих криминальную направленность. Данные группы способствуют формированию искаженных и ложных нравственных и правовых установок в сознании детей и является серьезным криминогенным фактором [4].

Криминогенная обстановка царящая в семье, несомненно, влияет на взаимоотношения между ее членами. Большинство несовершеннолетних преступников имеют судимых родителей.

Так же не стоит забывать, что родители всегда для ребенка являются объектом для подражания, поэтому многие несовершеннолетние хотят быть похожими на своих кумиров, то есть на папу или маму, имеющих судимость.

В семье, в которой между ее членами отсутствует взаимопонимание, а насилие и пьянство — неотъемлемые элементы быта, все это сказывается на отношение к ребенку, его не любят, терроризируют, избивают. Таким образом получается, что несовершеннолетний сам становится жертвой издевательства своих же близких, что неизбежно наложит свой отпечаток на психику несовершеннолетнего и в дальнейшем это может породить целую трагедию, а именно он сам станет на преступный путь.

Подросток встает на преступный путь постепенно не сразу. Несовершеннолетние часто торопятся повзрослеть, почувствовать свободу от родительского контроля, и поэтому неверно понимают, что значит быть взрослым, смелым, как надо дружить. Это, при наличие определенных условий способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Семья в данном случае, является тем началом, которое должно показать подростку правильность его суждений и не довести до вхождения его в преступную среду. В этом и скрывается основная функции семьи [2].

Конечно же, проблема предупреждения преступности среди несовершеннолетних является актуальной для нашего государства, но она стоит далеко не на первом месте. Если же мы хотим сократить число совершаемых преступлений лицами в возрасте от 14 до 18 лет, то на наш взгляд необходимо предпринять следующие меры:

1)     проведение профилактических работ с неблагополучными семьями;

2)     психологам и иным специалистам в области психиатрии необходимо разрабатывать новые методы работы с несовершеннолетним, который подвергся домашнему насилию со стороны близких;

3)     сотрудникам внутренних дел должны проводить индивидуальную профилактическую работу с «проблемными» семьями;

4)     необходимо усовершенствовать нравственно-психологический климат в семье, ведь для каждого семья — самое главное, самое важное звено в его воспитании;

5)     сотрудники органов внутренних дел должны чаще проводить беседы с несовершеннолетними в целях повышения их правосознания;

6)     необходимо ужесточить уголовную ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетними;

7)     снизить возраст наступления уголовной ответственности.

Таким образом, семья является местом, в котором формируется форма восприятия внешнего мира, то есть сознания человека. Именно от этого в дальнейшем зависит развитие полноценной личности, но стоит отметить, что не только семья влияет на становление человека как личности, на это влияет множество других факторов, но бесспорно семья является отправной точкой, где начинает формироваться человек. В семьях, где царит отрицательный микроклимат, дети «впитывают» все отрицательное поведение взрослых, а в последствии реализуют полученные знания в собственной жизни. Благополучные семьи так же не застрахованы от того, что их ребенок не станет преступником, так как в таких семьях, где родители вечно увлечены работой, очень часто не уделяется достаточного внимания детям, и тогда последние не найдя поддержки со стороны близких ищут его в компаниях антиобщественного характера, что ведет к криминализации данной группы несовершеннолетних.

Семья должна помогать любому ее члену почувствовать тепло, ласку, доброту, уметь поддержать в нужную минуту, дарить любовь, но не коим образом рождать преступника.

 

Литература:

 

  1. Уголовный кодекс РФ от 13.05.1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант плюс» (в ред. от 25.07.2015)
  2. Антонян Ю. М. Криминология: учебник — Москва. 2004.
  3. Вологина Ж. Ю. Преступность среди несовершеннолетних / Ж. Ю. Вологина, Н. В. Спивакова, А. А. Камалов // Право: современные тенденции: материалы междунар. науч. конф. № 3.2012.
  4. Мальков В. Д. Криминология: учебник — Москва. 2006.
  5. Шаталов Е. А. / Малаева Л. О. // Преступность среди несовершеннолетних: влияние семьи. 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, группа, нравственное формирование личности, подросток, полноценная личность, преступление, преступный путь, сторона близких, уголовная ответственность.

Похожие статьи

Сопоставительное исследование метафор со сферой-источником СПОРТ в политическом дискурсе США и Канады

Судебная система как один из источников формирования института медиации

Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия

Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода

Использование потенциала школьной педагогики в здоровьесберегающем контексте как средства предотвращения деструктивного репродуктивного поведения подростков

Проблема образования как фактора социальной мобильности в истории философии (от Платона до К.Маркса)

Сравнительное исследование конфликтов и удовлетворенности браком смешанных и несмешанных брачных пар

К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском образовании (в частности, в религиозном туризме)

К вопросу об исследовании ценностей в корпоративной культуре образовательной организации

Похожие статьи

Сопоставительное исследование метафор со сферой-источником СПОРТ в политическом дискурсе США и Канады

Судебная система как один из источников формирования института медиации

Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия

Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода

Использование потенциала школьной педагогики в здоровьесберегающем контексте как средства предотвращения деструктивного репродуктивного поведения подростков

Проблема образования как фактора социальной мобильности в истории философии (от Платона до К.Маркса)

Сравнительное исследование конфликтов и удовлетворенности браком смешанных и несмешанных брачных пар

К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском образовании (в частности, в религиозном туризме)

К вопросу об исследовании ценностей в корпоративной культуре образовательной организации